Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на 99 вопросов по дисциплине "История".
68. Индустриализация в К-не. Успехи и просчеты.
В декабре 1925 гола прошел XIV съезд ВКП (б), определивший курс на индустриализацию страны, то есть максимально быстрыми темпами превратить се из аграрной в промышленно развитую. На начало индустриализации 84,5% всей валовой продукции Казахстана приходилось на сельское хозяйство. 90% населения проживало в сельской местности.
С самого начала индустриализации центральными органами Союза была определена сырьевая направленность промышленности Казахстана. Ставка была сделана на разработку его богатейших недр, на развитие добывающих отраслей — цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В конце 20-х. начале 30-х годов практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-29 годах в республике работало 50 геологических партий, в 1931 году — более 140.
Одним из крупных объектов
индустриализации стало строительство
Транссибирской железной дороги (Турксиб).
Сооружение дороги, соединяющей Сибирь
со Средней Азией, протяженностью 1445
км началось в апреле 1927 года. Стройка
приобрела всенародный
Началось строительство
предприятий химической промышленности
в Чимкенте, Актюбинске и других
регионах. Увеличилось производство
электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская
ГЭС, ТЭЦ Балхашского
В годы индустриализации были построены предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод. Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.
Индустриализация дала свои
результаты. В хозяйстве Казахстана
промышленность стала преобладающей
отраслью, в 1939 году ее доля составляла
58,9%. Ряд поселков превратился в
города, такие как Караганда, Риддер,
Балхаш, Арал-Море и другие. Если в 1926
году в Казахстане было 44 города и
поселка городского типа, то в 1939 году
стало 81. Доля городского населения
соответственно возросла с 8,2% до 27,7%. Формировался
отряд квалифицированных
Вместе с тем, индустриализация
имела и негативные последствия.
Она потребовала огромных средств,
и эти средства находились за счет
их перекачки из сельского хозяйства
и внутреннего займа. Индустриализация
в рамках Союза привела к тому,
что промышленность Казахстана имела
сырьевую направленность. Отсутствовали
предприятия по переработке нефти,
газа, металлов; предприятия машиностроения,
станкостроения, приборостроения, автомобилестроения.
Казахстан отставал по удельному
весу в электробалансе страны, по наличию
и эксплуатации железных дорог. Увеличился
миграционный поток в Казахстан.
Это были переселенцы из России.
Украины, Белоруссии и других регионов
страны. В 1928-1939 годах механический
прирост населения городов
Здесь следует добавить, что
в 1925-1933 годах руководителем
72. Коллективизация сельского хозяйства и его последствия.
В декабре 1927 года состоялся XV съезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратиться из мелкого единоличного в крупное, коллективное — колхозное.
Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% хозяйств, на 1 апреля 1930 года этот показатель составлял уже 50,5%, а в октябре 1931 года — около 65%. Ряд областей перекрыл даже эти «ударные» темпы, например, в Уральском, Петропавловском округах коллективизировано было более 70% хозяйств. К осени 1931 года в республике 78 районов из 122 охватили коллективизацией от 70% до 100% хозяйств. Насильственные меры выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Только в 1933 году органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек.
Одновременно с
Трагическим для казахов
стало насильственное оседание скотоводов-кочевников
и полукочевников в годы коллективизации.
В 1930 году было переведено на оседлость
87 136 хозяйств, в 1933 году — 242 208. Сам механизм
оседания понимался весьма упрощенно:
стягивались сотни хозяйств в
одно место, а затем организовывались
стационарные поселки по типу деревень.
Все это сопровождалось насильственной
коллективизацией, то есть оседание сопровождалось
стопроцентной
В сельском хозяйстве резко упала урожайность в результате отчуждения крестьянина от земли. Настоящая катастрофа разразилась в животноводстве. Накануне коллективизации в Казахстане было 40,5 млн. голов скота, а на I января 1933 года осталось всего около 4,5 млн. голов,
В конечном итоге все это вылилось в трагедию голода 1930-1932 годов, от него погибло около 2,1 млн. человек из 6,2 млн. жителей республики. Спасаясь от голода и репрессий свыше 1 млн. человек мигрировало за пределы Казахстана, из них 616 тысяч безвозвратно. По подсчетам демографов, эхо этой трагедии будет волнообразно повторяться в течении 150-170 лет.
Недовольство населения
Казахстана жесткой политикой
73. Малый Октябрь. Ф.И.Голощекина. Голод 1931 –1933 гг.
Голощекин избран осенью 1925 г. руководителем краевой партийной организации. Задача малый октябрь : разрешение традиционной общины ч/з ликвидацию соц. дифференциации, массовый переход казахов к оседлости. Гоощекин начал борьбу с партийными лидерами, которые не разделяли его взглядов. Это Садвакасов, Ходжанов, Сейфуллин, Нурмаков, Менделеев. В конце 1928 года начались первые аресты политических противников Голощекина – Байтурсынов, Дулатов, Аймаутов, Жумабаев. В 1926-27 гг. был осуществлен передел пахотных и пастбищных угодий. Около 1360 тыс. десятин, сенокосов и 1250 тыс десятин пашни были отобраны у зажиточных хозяйств и переданы беднякам и середникам. Из-за отсутствия скота сенокосы, пастбища возвращались обратно. Следующий шаг: конфискация имущества крупных баев – скотовладельцев с выселением их вместе с семьями за пределы районов проживания. Усиливался налоговый пресс в отношении зажиточных хозяйств, вынужденных выплачивать большую часть сельхозналога. В конце 20-х гг. был взят курс на коллективизацию – создание системы коллективных хозяйств с полным отчуждением крестьян от средств производства и распределения результатов этого производства. Был взят курс на широкомасштабный геноцид. В 27-28 гг. разразился хлебозаготовительный кризис. В К-не кампания коллективизации должна была завершиться к 1932 г. В 28 было коллективизировано 2% хозяйств, в 30г. – 50%, в 31 г. – 65%. Шла хлобозаготовительная кампания. Отбирались запасы зерна, семенной фонд, массовый забой скота. В рамках раскулачивания в 30-31 гг. было выслано за пределы республики ок. 6800 человек. Из др. регионов СССР было переселено 180 тыс. раскулаченных. Проводились жестокие репрессивные меры. За 22-33 гг. за сопротивление властям и попытке скрыть зерно и мясо от заготовок было осуждено больше 33000 чел. Результат: голод, поразивший весь К-н. Весной 1931 г. в Алмату поступали сведения о голоде, власти лишь ужесточали административный нажим. В итоге в течение 1931-33 гг. умерло приблизительно 2 млн. казахов и 200-250 тыс др. национальностей. Численность этноса упало вдвое. Следовательно ряд волнений и вооруженные восстания.
74. Сталинские репрессии в К-не. Карлаг, Степлаг, Алжир.
20-30-е гг. – это время,
когда волны репрессий
Следует добавить, что заметными
событиями того периода были перенос
столицы Казахстана в 1929 году из Кзыл-Орды
в Алма-Ату и преобразование КазАССР
в Казахскую Советскую
75.Развитие культуры К-на
в 20-30 годах. (Развитие народного
образования, музыкальное и
В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.
26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232
человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов. Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры.
Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым.
Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений. . Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.
В 1926 году открылся первый национальный
казахский театр, его возглавил
Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной
на его сцене, была «Енлик-Кебек». В
1934 году был открыт музыкальный театр,
ныне театр оперы и балета имени
Абая. Огромным успехом пользовался
здесь спектакль «Айман-Шолпан»
20-30-с годы — это сложное
время в истории культуры