Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 99 вопросов по дисциплине "История".

Файлы: 1 файл

ответы по истории - копия.docx

— 192.12 Кб (Скачать)

В декабре 1991 года шел сложный  процесс создания Союза Независимых  Государств (СНГ). Сначала 8 декабря  в Минске , в Беловежской пуще состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали "Беловежское соглашение". И наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана собрались в Алматы и 21 декабря подписали Протокол о создании СНГ.

2 марта 1992 года Казахстана  стал полноправным членом ООН,  был признана мировым сообществом.

 

89. Становлении суверенитета Казахстана. Гос символика и атрибутика.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько  этапов. Это 1989 – 1990 годы, когда происходило  углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был  принят "Закон о языках", был  учрежден пост Президента в Казахстане.

Следующий этап – это время  со дня провозглашения Декларации о  государственном суверенитете Казахской  ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года. В это  время происходят активные выступления  руководства страны за экономическую  самостоятельность; нарастала радикализация  деятельности различных политических организаций, партий и движений.

Затем идет этап, ознаменованный законом "О государственной независимости  Республики Казахстан" о 16 декабря 1991 года и до конца 1992 года. В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение символов государства и атрибутов Республик Казахстан. 4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн (текст гимна утвержден 11 декабря). 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. 29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов.

С января 1993 года начался  очередной этап, он связан с принятием  первой Конституции независимого Казахстана и завершился в марте 1995 года. В  этот период значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый  этап, он связан с признанием Конституционным  Судом Республики Казахстан нелигитимности полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан; созданием Ассамблеи  народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы. 29 апреля состоялся референдум по продлению  полномочий Президента Казахстана до 2000 года. 30 августа на всенародном  референдуме была принята новая  Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.

 

90. Республика Казахстан  на международной арене. Внешняя  политика Казахстана на современном  этапе. (по книге Н. Назарбаева «На пороге ХХ1 века»)

С обретением независимости  Казахстан вышел на международную  арену в качестве суверенного  государства. В книге Н. Назарбаев  пишет, что в первые годы независимости  существовала эйфория, что суверенитет  распахнёт двери перед нами в  мировое сообщество. Всё оказалось  не просто. Происходят сложные геополитические  процессы, складывающиеся на внешнеполитических возможностях: а) в начале 90-х годов  южные границы СССР были поясов военных  конфликтов: война в Афганистане, гражданский конфликт в Таджикистане, столкновения узбеков и киргизов в городе От (Киргизия), столкновения между народами из-за военных и земельных ресурсов на киргизско-таджикской границе с гибелью невинных людей, необъявленная война между Азербайджаном и Арменией, война в Грузии, напряжённость на Кавказе, пограничные проблемы с Китаем (в районе г. Семипалатинска китайские войска вторглись на территорию Казахстана); б) второй круг проблем связан с ядерным оружием. В Казахстане остался бывший Семипалатинский полигон, есть ещё арендованные Россией военные полигоны, опасность исходит от др. ядерных держав (Пакистан, Индия, Иран, Ирак, Израиль, КНДР, ЮАР). После крушения СССР контроль над распространением ядерного оружия мог быть нарушен. Необходимо было комплексное решение данных проблем. Традиций внешнеполитической деятельности не было, не было дипломатических представительств республики за рубежом, традиций внешней политики, кадров, международных договоров с другими странами. Поэтому на первых этапах надо было сформировать собственную внешнею политику, создавать правовую базу с зарубежными партнёрами, для привлечения инвестиций надо было установить двусторонние межгосударственные отношения. Большую роль в установлении дипломатических отношений, привлечений инвестиций, дружественных связей с государствами Мира сыграли и играют визиты Президента РК в Турцию, Китай, Россию, Европейские страны (Германия, Франция), Саудовскую Аравию, Исламскую Республики, Иран, Японию, США. 15-18 июня 1998 г. – визит президента в Турецкую Республику. Международному признанию Казахстана способствует вхождение республики в международные организации: 2 марта 1992 г. – в ООН, стала членом Международного валютного фонда, Международного Банка реконструкции и развития, международные агентства инвестиций, Всемирной организацией здравоохранения. Св. 120 признали Казахстан, со многими государствами установлены дипломатические связи на уровне посольств. РК присоединилась к деятельности совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, вступила в организации Исламской конференции. Дипломатические отношения установились на 1 января 1998 г. со 112 странами мира. Внешнеполитический курс республики состоит в следующем:

Занять достойное место  в мировом сообществе;

Поддерживать взаимовыгодные дружеские отношения на принципах  взаимного доверия со всеми сопредельными  и др. государствами мира (ближнего и дальнего зарубежья);

Подписание соглашений о  партнёрстве с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, странами Западной Европы, Северной Европы, Северной Америки;

Развитие партнёрских  отношений соглашений с главным  центром рыночной экономики –  СЩА, Японии, Великобритании, Франции, Германии;

Заключены двусторонние договоры со всеми государствами СНГ;

Ликвидация всего ядерного оружия на территории Казахстана и  республика объявила свою территорию безъядерной зоной;

Казахстан: стал членом Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ), заявил о соблюдении прав человека и национальных меньшинств, является активным участником в Союзах государств СНГ: Россия – Беларусь – Казахстан – Киргизстан; Центрально-азиатского союза (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения); Единого таможенного союза СНГ.

В разделе книги «Встреча цивилизаций» Назарбаев пишет, что, несмотря на крушение двублоковой системы, противоречия между различными странами остаются, молодые государства вовлечены  в игру интересов крупнейших мировых  государств (Россией, США). Казахстан  находится на стыке европейских  и азиатских цивилизаций, между  которыми существуют и свои конфликты  в духовной (развитие менталитета) и  экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка  республики строиться не на том, что  разъединяет, а что объединяет. Все  мы – дети единой цивилизации Земли  и жить нужно на согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ  демократии и рынка. С устойчивыми  национальными традициями. В реализации этой задачи Назарбаев видит важную роль его родного казахского народа.

 

91. Переходный период от  тоталитарного режима к демократическому обществу на основе рыночной экономики. Программа стабилизации экономики. (По книге «На пороге ХХ1 века.» раздел 2, определение пути.)

Переходный период от одной  общественно-экономической системы, основанной на диктате центра всегда труден для всех государств во все  времена. Для государств СНГ вдвойне, т.к. приходиться учитывать менталитет и воспитание народа в течении всех лет советской власти. В ХХ веке было много альтернатив: колониальные владения или новые формы отношений метрополий и колоний; фашизм или демократия. И перед государствами СНГ тоже встал выбор: социализма или капитализма, авторитаризм или демократия, светское или государство на религиозной основе, модернизация. В данной главе Назарбаев раскрывает понятие «модернизация». В связи с необходимостью на пороге 20 века выбора для пост колониальных стран пути развития – светский или западный. Модернизация – осовременивание, приведение чего-либо в соответствие с современными нормами. Западный вариант модернизации рассматривает мировое развитие как лестницу, на ступенях которой слаборазвитые, среднеразвитые, высокоразвитые страны. Все страны должны пройти эти ступени. К сожалению, это вариант не давал в ???? модели развития, т.к. ориентировался на высокий уровень развития метрополии и использование колоний. Назарбаев перечисляет ключевые положения модернизационных установок в чистом виде:

экономически – формирование разветвлённой рыночной системы; ??? соотношение занятых в аграрной и индустриальной сферах; урбанизация; зависимая от государства регулирование  финансово-денежной системы; изменение  технологической базы производства и машинных форм труда; развития сектора  услуг;

в политической сфере –  формирование гражданского общества и  социальных институтов государственной  независимости.

??? это не универсальная  идея, хотя положительные направления  культурной модернизации в ней  есть (всеобщая грамотность, многообразие  идеологий, свобода слова, свобода  личности человека).

Что же из этого взял Казахстан, который в начале 90–х годов тоже встал перед необходимостью выбора. Стратегия развития должна определяться не зарубежными экспериментами, а  собственными силами с учётом национально-государственной  спецификой, политической историей, культуры, постсоветских стереотипов, этнических традиций; в чистом виде модернизация в Казахстане не пройдет, т.к. имеется  урбанизованное общество с индустриальным комплексом, грамотным населением, современной системой образования, науки, культуры, здравоохранения.

 

92. Идейная консолидация  общества как условие прогресса  К-на. Создание Ассамблеи народов  К-на.

Подобной организации  нет ни в одной из стран СНГ. В самые трудные периоды она  была органом подлинно народного  представительства многонационального К-на. Решение о создании Ассамблеи  народов К-на – общественного  органа консолидации граждан всех национальностей  на пути модернизации политической, экономической  и социальной сфер республики –  было принято на форуме народов К-на в декабре 1992 г. Было принято решение  о придании Ассамблее статуса  консультативно-совещательного органа при главе гос-ва. С 1995 г. в вузах  страны учатся представители малочисленных  народов, поступившие по квоте Ассамблеи. По предложению архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексея под  эгидой Ассамблеи отмечено 1100-летие  славянской письменности. Сделан значительный вклад в возрождение и развитие культуры народов республики, заметно  активизировалась работа национально-культурных центров. Всенародными стали Наурыз, мейрамы, фестивали корейской, немецкой культур, татарский сабантуй, впервые на республиканском уровне прошли праздники дунган и курдов. Был проведен 1-ый всемирный фестиваль уйгурской молодежи в конце октября 1996 г. в Алмате, республиканский фестиваль немецкого детского творчества в Акмоле. Культурная жизнь этноса стала насыщеннее, инициативы национально-культурных центров практически повсеместно получают поддержку государственных структур. Ассамблея стала центром организационной работы с диаспорами. Благодаря усилиям Ассамблеи увеличилось количество студентов-казахстанцев в России и Белоруссии. С помощью Ассамблеи национальная диаспора восстанавливает свои связи с исторической родиной. Ассамблея стала соучредителем республиканских журналов «Аникат» и «Мысль».

 

94. Развитие культуры Каз  в 70-90-х годах

В 70-90-х каз литература добилась серьезных успехов благодаря  творчеству Ильяса Есенберлина, Мыкатаева, Айбергенова, Сулейменова, Шаханова, Мырзалиева, Онгарсыновой, Кекильбаева, Бокеева. В  золотой фонд муз культуры Каз  вошли оперы Тулебаева «Биржан  и Сара», Брусиловского «Дударай», Кожальярова «Назгум», песни композиторов Калдаянова, Хамиди, Тлендиева. Еспаева, Жаханова. Лучшими творениями киноискусства  стали «Ботагоз», «Его время придет», «Меня зовут Кожа», «Кыз жибек», «Конец атамана», «Транссибиркий экспресс», «Султан  Бейбарс». Успехи кино во многом связаны  с творчеством артистов Жанткурина, Ногайбаева, Барамбаева, режиссеров Айманова, Бегалина, Ходжикова, Карсакпаева. Появляются мастера изобраз искусства Тельжанов, Кенбаев, Сидоркин, Гаев, Мамбеев, Сахи. В 90-х годах открываются гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, издаются новые учебники открываются новые факультеты в ВУЗах. Возрождение каз языка – закон о языках (гос язык – гос язык). Открыто 654 каз детских дошкольных детских учреждений и 292 каз школы. Работали ряд театров, например каз и рус театр драмы, уйгурский театр муз комедии, Корейский музыкально-драматический. В 1980 открыт немецкий театр драмы в Темиртау

 

95. Принятие новой конституции  РК. (1995)

Конституционная реформа, начатая  с Декларации о государственном  суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием2-х конституций  переходного периода (1-я – 28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена  и находится на стадии «переходности» к созданию эффективно работающих конституционной  и законодательной баз государства.

1 конституция (28.01.1993)

1 конституция (28.01.1993)

закрепила ??? РК от государства предшественника КазССР;

закрепила изменение состояния  суверенитета и переход окончательный  территории Казахстана со всей сложившейся  социальной, экономической инфраструктурой  под полную юриспруденцию Республики в результате распада СССР;

закрепила территориальную  целостность и границы РК;

определила приоритеты нового независимого государства РК в области  экономики, политики, гражданства, институтов управления, прав человека и гражданина и их обязанностей; отношений между  государством и гражданином;

но конституция была принята  когда:

институты государственной  власти и управления находились ещё  в переходном периоде становления  в постсоветском обществе;

ещё происходило становление  рыночной экономики, и определялись приоритеты развития в экономической  сфере, в политике, в государственном  управлении;

1 конституция обнаружила  оторванность от социально-экономических  и политических интересов казахского  общества;

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"