Школьные реформы Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:50, реферат

Краткое описание

В истории народного образования России XVIII век занимает особое место: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

Оглавление

Введение 3
1. Первые светские школы. 6
2. Школа в 30-50-х годах XVIII в. 13
3. Школа и просвещение в 1755—1782 гг. 21
4. Попытки создания «новой породы людей» 26
5. Школьная реформа 1782—1786 гг. 37
Заключение 50
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Школьная реформа Екатерины II.doc

— 624.00 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

     Успех школьной реформы был несомненен. Если в 1782 г. в стране было всего 8 народных школ, в которых обучались 518 учащихся, то в конце века – 288 школ и 22 220 учеников. Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями составляли систему образования в России в конце ХVIII столетия. Всего в стране насчитывалось 550 учебных заведений с числом учащихся в 60–70 тыс. Приведенная статистика не учитывала различные формы частного обучения (обучение в школах грамоты, крестьянских семьях, получившее широкое развитие домашнее образование дворянства и т. д.).

     Окидывая взглядом то, что сделано в течение XVIII в. в области народного просвещения, испытываешь противоречивые чувства. Даже простое перечисление новых светских учебных заведений — и Навигацкой школы, и академических гимназий и университета, и кадетских корпусов, и Московского университета, наконец, малых и главных училищ и многих других — говорит о громадном шаге вперед по сравнению со средневековьем, о качественно новых явлениях в русской культуре. Но восхититься этими несомненными достижениями не позволяет мысль, что большинство народа продолжало оставаться вне стен школ, училищ и университетов, вне воздействия гуманных воспитательных идей.

 

Список  использованных источников

 
  1. Анисимов  Е.В. Россия в 18-первой половине 19 века: История.Историк.Документ. - М.: МИРОС - Междунар. отношения, 1994. - 336с.
  2. Антология педагогической мысли России 18 в. – М., 1985 г.
  3. История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001г.
  4. История России : С нач.18 до конца 19 века. - М.: АСТ, 2001. - 544с.
  5. История России IХ-XVIIIвв. - М.: Слово, 2004; : Эксмо. - 448с.
  6. История России с начала XVIII до конца XIX века.-М.: Издательство АСТ, 1996.
  7. История России/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев. -  М., 2002.
  8. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (10 – нач. 20 вв.): Учебн. пособ. – М., 1998 г.
  9. Латышина Д.И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. – М., 2002 г.
  10. Майков П. М. Иван Иванович Бецкой: Опыт его биографии.— СПб., 1904.- 351с.
  11. Моряков В.И. История России (IX-XVIII вв.). - Ростов-на-Дону, 2004; : ФЕНИКС. - 448с.
  12. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995 г.
  13. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. История России с древнейших времен . Кн.11. : Т.21-22. - М.: Мысль, 1993. - 620с..
  14. Черкасов П.П. История императорской России: От Петра Великого до Николая 2. - М.: Междунар. отношения, 1994. - 448с.
  15. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия. – М., 1992.
 

 

      Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов.

     В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение “О заведении  горной школы” и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы  по созданию горного учебного заведения  Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М.Ф.Соймонову. Доклад “Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии” с проектом училища и планом обучения Сенат представил императрице Екатерине II, которая утвердила его 21 октября 1773 г. Торжественное открытие Петербургского горного училища состоялось 28 июня 1774 г.

     Согласно  уставу Горного училища в вуз  разрешалось принимать детей  дворян и разночинцев, владевших  латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета, Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское искусство, черчение и рисование.

     Учебный процесс в Горном училище сочетал  в себе теоретические и практические занятия. Например, лекции по химии  профессор И.И. Хемницер сопровождал интересными опытами. Полезные практические занятия по физике и минералогии проводил профессор И.М. Ренованц. Для лучшей практической подготовки студентов в самом училище проводили примерную промывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, ежегодно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.

     Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого по инициативе первого директора училища  М.Ф. Соймонова во дворе вуза был построен “примерный рудник”, в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов. Позже учебный рудник училища стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге.

     Финансирование  училища осуществлялось за счет государственной  казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горнопромышленников. На нужды училища шли также  деньги от продажи части Гороблагодатского  железа. Помощь инженерному вузу оказывали меценаты со всей России.

     Этих  средств было вполне достаточно для  развития учебно-материальной базы училища, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, а также для содержания 24 казеннокоштных студентов (на каждого учащегося выделялось до 150 руб. в год). Казеннокоштные студенты постоянно проживали в здании вуза на Васильевском острове, питались за общим столом. Их выезд за пределы Петербурга мог разрешить только директор училища. Платье и обувь учащимся покупались за казенный счет.

     Каждые  полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились в присутствии  президента Берг – Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты  горного дела. Первые выпускники горного  училища показали себя зрелыми специалистами, каждый из которых был на учете в Берг – Коллегии. Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз.

     При училище был создан гимназический  класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза. Это позволило уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.

     В связи с упразднением Берг – Коллегии на основании указа Сената то 6 февраля 1783 г. Горное училище было передано в ведение Петербургской казенной палаты. Управляющим училища стал член Палаты Н.С. Ярцев, который добился увеличения казенного содержания вуза до 13.500 руб. в год и провел ряд полезных преобразований.

     19 октября 1784 г. Горное училище  было подчинено непосредственно Кабинету императрицы Екатерины II, а его директором стал генерал – майор П.А. Соймонов. По представлению нового директора училища с 1784 г. число казеннокоштных воспитанников увеличилось до 30 человек, а через несколько лет – до 60. Период руководства П.А. Соймонова продолжался до 1792 г. и был весьма благоприятным для Горного училища. За эти годы удалось построить большой трехэтажный флигель, существенно увеличить государственное финансирование вуза (до 30.000 руб. в год) и привлечь к занятиям крупных специалистов. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Школьные реформы Екатерины II