Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:50, реферат
В истории народного образования России XVIII век занимает особое место: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.
Введение 3
1. Первые светские школы. 6
2. Школа в 30-50-х годах XVIII в. 13
3. Школа и просвещение в 1755—1782 гг. 21
4. Попытки создания «новой породы людей» 26
5. Школьная реформа 1782—1786 гг. 37
Заключение 50
Список использованных источников 51
Успех школьной реформы был несомненен. Если в 1782 г. в стране было всего 8 народных школ, в которых обучались 518 учащихся, то в конце века – 288 школ и 22 220 учеников. Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями составляли систему образования в России в конце ХVIII столетия. Всего в стране насчитывалось 550 учебных заведений с числом учащихся в 60–70 тыс. Приведенная статистика не учитывала различные формы частного обучения (обучение в школах грамоты, крестьянских семьях, получившее широкое развитие домашнее образование дворянства и т. д.).
Окидывая взглядом то, что сделано в течение XVIII в. в области народного просвещения, испытываешь противоречивые чувства. Даже простое перечисление новых светских учебных заведений — и Навигацкой школы, и академических гимназий и университета, и кадетских корпусов, и Московского университета, наконец, малых и главных училищ и многих других — говорит о громадном шаге вперед по сравнению со средневековьем, о качественно новых явлениях в русской культуре. Но восхититься этими несомненными достижениями не позволяет мысль, что большинство народа продолжало оставаться вне стен школ, училищ и университетов, вне воздействия гуманных воспитательных идей.
Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов.
В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение “О заведении горной школы” и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы по созданию горного учебного заведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М.Ф.Соймонову. Доклад “Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии” с проектом училища и планом обучения Сенат представил императрице Екатерине II, которая утвердила его 21 октября 1773 г. Торжественное открытие Петербургского горного училища состоялось 28 июня 1774 г.
Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать детей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета, Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское искусство, черчение и рисование.
Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе теоретические и практические занятия. Например, лекции по химии профессор И.И. Хемницер сопровождал интересными опытами. Полезные практические занятия по физике и минералогии проводил профессор И.М. Ренованц. Для лучшей практической подготовки студентов в самом училище проводили примерную промывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, ежегодно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.
Устав
горного училища требовал от преподавателей
формировать у студентов
Финансирование
училища осуществлялось за счет государственной
казны, а также регулярными
Этих
средств было вполне достаточно для
развития учебно-материальной базы училища,
оплаты труда профессорско-
Каждые
полгода студенты сдавали экзамены,
которые проводились в
При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза. Это позволило уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.
В связи с упразднением Берг – Коллегии на основании указа Сената то 6 февраля 1783 г. Горное училище было передано в ведение Петербургской казенной палаты. Управляющим училища стал член Палаты Н.С. Ярцев, который добился увеличения казенного содержания вуза до 13.500 руб. в год и провел ряд полезных преобразований.
19
октября 1784 г. Горное училище
было подчинено непосредственно
Кабинету императрицы Екатерины II, а его
директором стал генерал – майор П.А. Соймонов.
По представлению нового директора училища
с 1784 г. число казеннокоштных воспитанников
увеличилось до 30 человек, а через несколько
лет – до 60. Период руководства П.А. Соймонова
продолжался до 1792 г. и был весьма благоприятным
для Горного училища. За эти годы удалось
построить большой трехэтажный флигель,
существенно увеличить государственное
финансирование вуза (до 30.000 руб. в год)
и привлечь к занятиям крупных специалистов.