Школьные реформы Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:50, реферат

Краткое описание

В истории народного образования России XVIII век занимает особое место: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

Оглавление

Введение 3
1. Первые светские школы. 6
2. Школа в 30-50-х годах XVIII в. 13
3. Школа и просвещение в 1755—1782 гг. 21
4. Попытки создания «новой породы людей» 26
5. Школьная реформа 1782—1786 гг. 37
Заключение 50
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Школьная реформа Екатерины II.doc

— 624.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Отечественная история» 

Школьные  реформы Екатерины II 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы  

Преподаватель 
 
 
 
 
 

2010 

Содержание 

 

Введение

 

     В истории народного образования  России XVIII век занимает особое место: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

     «Потребность  в светском образовании определилась уже в XVII в., когда в русской социально-экономической жизни начались перемены, связанные с развитием внутренней и внешней торговли, складыванием всероссийского рынка, развитием ремесла, возникновением мануфактур. Важнейшее значение в этих сдвигах имело развитие городской жизни»1. Ремесленное производство, мануфактуры, торговля, зодчество, военное дело, врачевание нуждались в людях, знающих математику, практическую химию, анатомию и многое другое.

     Этим  объясняется возникновение довольно заметной тяги всех слоев населения (в первую очередь городского, посадского) к просвещению, к образованию, к грамотности в широком смысле слова2. В конце XVII в. Петр I в беседе с патриархом Адрианом говорил как о явлении довольно распространенном: «многие желают учить детей своих свободным наукам»3.

     Государство, переживавшее стадию оформления абсолютизма, испытывало сильную нужду в грамотных  людях для своего аппарата, для  новых бюрократических учреждений. Усложнение социально-экономической  жизни, обострение классовой борьбы заставляло правящий дворянский класс искать новые, адекватные формы своего господства, а для этого требовалось поднять уровень образования, общей культуры дворянства

     Потребность в знаниях, в образовании возникла и была осознана многими. Но удовлетворить ее было непросто. Противоречивость русской жизни, отражавшаяся в общественной мысли, в поступках и взглядах людей XVIII в., в области школьного дела и вообще народного образования, сказалась едва ли не в большей степени, чем в других областях культуры.

     Феодальное  государство устраивало школы, но оно  исключало из сферы образования  основную массу народа. На школы, насущно  необходимые даже самому государству, всегда не хватало денег.

     Кроме того, в XVIII в., когда крестьянство физически  и нравственно принижалось крепостным правом, тяга к знаниям не могла стать всеобщей. Темнота, невежество, суеверия продолжали оставаться уделом массы населения страны. Речь идет не только о народных «низах». Крепостное право нравственно уродовало и «господ». После Петра I, по выражению А. С. Пушкина, «азиатское невежество обитало при дворе»4. Этого нельзя сказать про двор Екатерины II. Но госпожа Простакова и все ее семейство были типичны и в конце XVIII в.

     K этому надо прибавить и новизну, и специфические трудности самого дела народного образования, да еще в обширной, неравномерно развитой, многонациональной России. Ни опыта в организации народного просвещения, ни разработанной педагогической теории применительно к отечественным условиям не было.

     Светская школа в России возникла и развивалась в трудных условиях. Тем большая честь людям, которые и в этих условиях сеяли «разумное, доброе, вечное», доказывали необходимость учения для всего народа, создавали школы, разрабатывали педагогическую теорию, методику обучения и воспитания. Среди этих людей мы встретим Посошкова, Магницкого, Татищева, Ломоносова, Новикова, Радищева и многих других, менее известных русских интеллигентов. В школьном деле того времени было множество недостатков, отрицательных сторон, но можно с уверенностью сказать, что без школы (начальной, средней и высшей), созданной в XVIII в., невозможны были бы успехи науки, расширение издательского дела, становление светского мировоззрения, общий подъем русской культуры. Новые понятия распространялись в значительной мере именно через школы. Люди учились ценить и уважать знания, книги, науку.

     В развитии школы и просвещения XVIII в. можно выделить четыре периода. Первый период охватывает примерно конец XVII в. и первую четверть XVIII в. Это время  создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, неотлагательно необходимые в обстановке реформ и напряженной внешнеполитической борьбы.

     Второй  период, 1730-е годы — 1755 г., характеризует  возникновение закрытых сословных  дворянских учебных заведений, складывание системы дворянского образования и, одновременно, борьба М. В. Ломоносова и его учеников за общенародное образование, за создание Московского университета.

     Третий  период, 1755—1782 гг., характеризуется  развитием просветительских педагогических идей, возрастающей ролью Московского университета, осознанием необходимости государственной системы народного образования, реформами учебных заведений.

     Последний, четвертый, период начинается школьной реформой 1782 — 1786 гг. — первой попыткой создания государственной системы народного образования. Заканчивается он новой школьной реформой 1804 г. Важнейшим достижением русской педагогической мысли явились идеи А. Н. Радищева о воспитании гражданина — подлинного сына отечества, противника рабства, угнетения и бесправия.

     Эта периодизация в известной мере условна. Грани между периодами могут быть определены лишь примерно. Многое в деле народного образования было характерно не только для одного, но и для других периодов. Но периодизация поможет выделить существенное в развитии просвещения и школы, найти в нем некоторые закономерности.

 

1. Первые светские школы.

 

     Нам сейчас нелегко представить себе, что думал и чувствовал русский  человек, впервые держа в руках  «Ведомости» от 2 января 1703 г. — первый номер первой русской печатной газеты. Однако, вчитываясь в лаконичные газетные сообщения, мы понимаем, какие мысли и чувства хотели внушить издатели газеты ее читателям. Сообщается, что отлито 400 пушек медных, найдено много нефти и медной руды, разбито несколько шведских застав, «крепко от московских войск осажена» крепость Орешек и т. д. Все это должно было поднять дух русских людей, внушить русским и иностранным читателям газеты уверенность в победоносном для России окончании не очень счастливо начавшейся Северной войны.

     Первый  номер «Ведомостей» редактировал Петр I. Номер хорошо обдуман, в нем  нет случайного материала. Знаменательно  поэтому, что непосредственно вслед  за первыми строками, в которых  говорилось об отлитых пушках, шло  сообщение: «...московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили», а «в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют».

     Нехватка  образованных, знающих людей, необходимость  идти за наукой к иноземцам вызывали и чувство неуверенности в успехе начинаний Петра I, и задевали национальное самолюбие, и отягощали казну. Было ясно, что «...без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стежать себе умного имения...», как писал известный «прожектер» того времени Ф. Салтыков.

     Дело  не терпело отлагательства: начались реформы государственного аппарата, армии, строился флот, шла борьба за выходы к морям. Да и царь Петр I отлагательств не терпел. Он мечтал «кратчайший и способнейший путь изобрести, чтоб завести науки и оных людей своих, елико мощно скорее, обучити». Навстречу пожеланиям царя шли многочисленные «прожекты». Ф. Салтыков предлагал поступить просто: учредить во всех губерниях одну-две «академии» по две тысячи студентов в каждой, разместить академии в монастырях и содержать на монастырские доходы. Под угрозой штрафа родители (дворяне, купцы и иных разных чинов люди) должны будут отдавать в академии своих детей, достигших шестилетнего возраста. Учение должно продолжаться 17 лет, а затем учащиеся определяются «в службы воинские и градские». Предусмотрел Салтыков и женское образование. На тех же основаниях, на которых будут заведены мужские академии, в каждой губернии следует завести по два училища для девочек 6—15 лет и учить их там «женским наукам». Салтыков не сомневался, что в очень короткое время Россия сравняется в образовании «с европейскими государствами»5. Такова была вера в неограниченные возможности государственной власти. Стоило только «велеть», пригрозить штрафом — и дело пойдет.

     Проект  Салтыкова был неисполним, так же как проекты и пожелания И. Посошкова. Посошков тоже ратовал за распространение просвещения, за то, чтобы в каждой деревне были грамотные крестьяне, за распространение практических знаний. Однако даже нереальный салтыковский проект просвещения России в кратчайший срок предусматривал не менее 17 лет для образования молодого поколения.

     Но  ведь не капризом Петра I было желание  получить обученных работников, солдат, моряков, офицеров «елико возможно скорее». Не то, что создавать стройную систему народного образования во всей стране, некогда было ждать, когда наладятся заведенные школы, когда они начнут организованный выпуск учеников, прошедших полный курс. Необходимо было любыми путями добиться ближайшей цели — срочно подготовить людей, способных делать дело, чаще всего новое, прежде малоизвестное или вовсе неслыханное. С этой целью царь отправляется сам и посылает десятки дворян за границу учиться морскому делу, наукам, ремеслам. Но это не было удовлетворительным решением задачи. Нужно было создавать школы в своей стране. В «Ведомостях» сообщали о том, что 45 человек слушают философию. Речь идет о студентах Славяно-греко-латинской академии, созданной в Москве в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого. Академия в то время готовила переводчиков, справщиков (редакторов) книг для Печатного двора, преподавателей. Государству люди этих профессий были нужны. Но одной Академии было мало, а главное, нужны были не столько люди, знающие языки, «диалектику» и философию, сколько люди, умеющие строить и водить морские суда, знающие артиллерийское, военно-инженерное, медицинское дело.

     Первый год XVIII в. был ознаменован созданием в Москве двух школ совершенно нового для России типа: Пушкарской (артиллерийской) и Навигацкой (школы математических и навигацких наук), в 1707 г. — медицинское училище, а в 1712 г.— инженерная школа. Медицинское училище готовило докторов и фельдшеров для армии, а инженерная школа — строителей крепостей и других оборонительных сооружений.  Первой была открыта в 1701 г. школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы назначили приглашенного из Абердинского университета (Англия) профессора Г. Фарварсона. В школе преподавал крупный русский просветитель, автор учебного пособия по математике Л. Ф. Магницкий. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Науки изучались последовательно, по мере их освоения ученики переходили из класса в класс. Готовили в школе моряков, инженеров, артиллеристов. В 1715 г. старшие классы навигацкой школы были переведены в Петербург, на базе их была создана Морская академия.

     Для строительства морских судов  необходимы были грамотные мастеровые. Создаются «русские школы» (в них  учили читать и писать по-русски). Первая была основана на корабельных верфях под Воронежем в 1703 г. Учили азбуке, письму, арифметике. Когда воронежские верфи потеряли свое былое значение, школа закрылась. В 1717 г. возникла «русская школа» в Петербурге. Через два года в ней было 173 ученика, более половины из них — «Плотниковы дети». Есть данные о популярности этой школы среди мастеровых — в школу сверх росписи явилось 27 детей мастеровых, среди них три «вольных ученика» — сыновья мастера Клетова6. В Регламенте об управлении Адмиралтейства и верфи (1722 г.) предписывалось: «плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучать грамоте, цифири и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастерами быть. Для чего особливую школу иметь». После 1712 г. известно несколько «русских школ» для мастеровых корабельного дела в Петербурге, Ревеле, Кронштадте и других городах.

     Осознавалась  необходимость и более широкой  постановки начального обучения. Так  как особенно ощущался недостаток в  людях, владеющих основами математики, в 1714г. было принято решение открыть во всех российских губерниях цифирные школы для обучения «молодых ребяток» от 10 до 15 лет чтению, письму, арифметике (цифири) «и некоторой части геометрии». Выучившимся указывалось выдавать «свидетельствованные письма», без которых «жениться их не допускать и венечных памятей не давать»7

     Однако  попытки более широкой постановки народного образования удавались  тогда меньше всего. Учителя в  губернии были посланы, но для них  не всегда находились ученики. В 1716 г. были освобождены от обязательного обучения в цифирных школах дети дворян, а в 1722 г. - дети духовенства. До 1722 г., по сведениям из губерний и провинций, в цифирных школах было «в присылке» всего 1389 учеников. Из них выучено 93 человека, остальные едва не все бежали. Печальная история цифирных школ окончилась в 1744 г., когда их слили с гарнизонными школами, в которых обучались солдатские дети.

Информация о работе Школьные реформы Екатерины II