Школьные реформы Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:50, реферат

Краткое описание

В истории народного образования России XVIII век занимает особое место: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

Оглавление

Введение 3
1. Первые светские школы. 6
2. Школа в 30-50-х годах XVIII в. 13
3. Школа и просвещение в 1755—1782 гг. 21
4. Попытки создания «новой породы людей» 26
5. Школьная реформа 1782—1786 гг. 37
Заключение 50
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Школьная реформа Екатерины II.doc

— 624.00 Кб (Скачать)

     Вторая  половина 1754 г. ушла на ремонт и переоборудование отведенного университету здания бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, которые вели на Красную площадь (на этом месте ныне Исторический музей). Этими работами руководил архитектор Д. В. Ухтомский. 12 января 1755 г. был подписан, а 25 января опубликован указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий (указ подписан Елизаветой 25 января в Татьянин день, с тех пор это главный праздник российского студенчества). Наконец, 26 апреля 1755 г. (в годовщину коронации Елизаветы) состоялась публичная торжественная инавгурация университета. В гимназии начались занятия. Лекции студенты стали слушать, по-видимому, в июле того же года.

     В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский. Основным языком преподавания становится русский. При университете открылись  две гимназии: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

     В 1756 г. при Московском университете открылась  типография, в которой печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература, в том числе многие произведения западноевропейских просветителей. Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», выходившей до 1917 г.

 

3. Школа и просвещение в 1755—1782 гг.

 

     Осуществление и развитие в деятельности Московского  университета основных положений Ломоносова имело принципиальное значение не только для русской педагогики и школьного  дела, но и для всей русской культуры. Ломоносов и его ученики боролись за преподавание самых сложных наук на русском языке. Это делалось не столько для облегчения педагогического процесса, сколько для национального самоутверждения. В Московском университете основным языком преподавания становится русский.

     В Московском университете впервые в  истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных русских  ученых, которые последовательно  вели нелегкую борьбу за передовую  науку и методику преподавания с  бюрократическим руководством, с  вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры. Нужно отметить, что, в отличие от первого набора иностранных ученых в Академию наук, первые профессора-иностранцы Московского университета были подобраны исключительно неудачно. Чуждые патриотического подъема русских профессоров, они часто были и элементарно недобросовестны: пропускали занятия, держали в небрежении научные кабинеты. Многие были настроены реакционно: добивались создания богословского факультета, выступали против материалистических положений диссертации Д. Аничкова. Это происходило не случайно, а было продолжением той же «шумахерщины», которая заставляла лучших иностранных ученых покидать Россию.

     Московский  университет не имел традиционного  для европейских университетов  богословского факультета (и в  Петербургской Академии наук не было богословского отделения). Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.

     В Московском университете воплотилась  и идея о преемственной связи различных ступеней образования. Ломоносов образно ее выразил так: «Университет без гимназии, что пашня без семян». Немало было и других свежих педагогических идей у профессоров университета. Московский университет возник в период подъема общественной мысли, когда складывалось русское просветительство. М. В. Ломоносов и многие его ученики были первыми русскими просветителями.

     В системе общественных воззрений  просветителей проблемы воспитания и образования занимали значительное место. В 60—80-х годах расцветает публицистика. В журналах печатаются статьи по проблемам образования и воспитания не только в учебных заведениях, но и в семье, а также статьи о самовоспитании. Речи, статьи, диссертации, учебники, поэтические произведения профессоров Московского университета Н. Поповского, Д. Аничкова, С. Десницкого, И. Третьякова, широко ставившие эти проблемы, выходили отдельными изданиями, публиковались в журналах. В те же годы в России усилился интерес к западноевропейской педагогической мысли. Н. Поповский перевел сочинение виднейшего английского просветителя, философа-материалиста Д. Локка (1632 — 1704 гг.) «О воспитании детей...». А

     На  русскую педагогическую мысль и  практику воспитания и обучения несомненное  влияние имели идеи Ж. Ж. Руссо (1712 — 1778 гг.). Беспощадная критика морали феодального общества, требование «естественного воспитания», раскрывающего, а не извращающего добрые природные свойства человека находили отклик у русских педагогов и мыслителей. Проблема естественной доброты или врожденной испорченности человека возбуждала в России острые споры.

     С высоты, на которую поднялась педагогическая мысль, все более нетерпимыми  выглядели недостатки и пороки семейного  и школьного образования и  воспитания в России. Просветители не только разрабатывали теории обучения и воспитания, но и делали все возможное для их претворения в практику. В те годы, когда ученики Ломоносова налаживали преподавание в Московском университете, сам Ломоносов продолжал борьбу за улучшение дел в академических учебных заведениях.

     В 1758 г. Ломоносову было поручено руководство научной и учебной частью Академии наук. Направление учебной деятельности Ломоносова обусловила мысль о том, что академические учебные заведения представляют собой «главное дело и самое основание и начало к происхождению ученых россиян». Он считал, что Академический университет должен готовить не только работников для самой Академии, но и «во все государство своих юриспрудентов, медиков, аптекарей, металлургов, механиков, астрономов, коих всех принуждена и поныне Россия заимствовать из других земель...»

     Ломоносов разработал регламенты для гимназии и университета, близкие по основным положениям к аналогичным документам Московского университета. Хотя они  и не были утверждены из-за сопротивления  все тех же «неприятелей наук российских», Ломоносову удалось кое-что изменить и улучшить в порядках академических учебных заведений. В гимназии было значительно усилено внимание к изучению русского языка, красноречия, русской истории. Латынь, арифметику, геометрию и географию стали преподавать на русском языке, а на латинском только философию. Учителями гимназии назначались наиболее способные студенты Академического университета: Г. В. Козицкий, П. Б. Иноходцев (будущий академик) и другие. В 1760—1765 годах гимназия подготовила к слушанию лекций в университете 24 человека. Это уже был успех. Добился Ломоносов и некоторого улучшения дел в Академическом университете. Упорядочилось чтение лекций, печатались каталоги (учебные планы) лекций. По-прежнему наиболее подготовленных и способных студентов посылали за границу — к Леонарду Эйлеру, в Страсбургский и другие университеты.

     Академическая гимназия просуществовала до 1805 г., а университет после смерти Ломоносова фактически прекратил свою деятельность.

 

4. Попытки создания «новой породы людей»

     

     Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с  одной стороны, на идеях Просвещения  и, с другой, учитывавшую особенности  исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763); провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. Доклад “Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии” с проектом училища и планом обучения Сенат представил императрице Екатерине II, которая утвердила его 21 октября 1773г. Торжественное открытие Петербургского горного училища состоялось 28 июня 1774 г.

     В 1767г. она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. В конце 1768г. Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

     После окончания русско-турецкой войны 1768-74гг. и подавления восстания под предводительством Е. И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775г. был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранившееся вплоть до Октябрьской революции 1917. В 1785 Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ — созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797г. была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I.

     Важнейшим событием для образования стало  правление Екатерины II, которая знала  педагогику, хорошо разбиралась в  вопросах образования и воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования — если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных сочинений  — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и просвещения на первое место в общественном сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание гражданина и человека, воспитание русского человека на основе отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования; забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в этой сфере проходили либо под ее руководством, либо при ее согласии. И именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

     Екатерина II и те, кто по ее поручению ведал школьными делами, были детьми «века Просвещения». Им казалось, что если от младых ногтей человека правильно воспитывать, то можно создать «новую породу людей» — просвещенных, гуманных дворян, купцов, промышленников и ремесленников. Просвещенные дворяне не озлобляли бы излишней жестокостью своих крестьян, купцы, промышленники и ремесленники прилежно бы трудились. Всецело преданные престолу, несклонные к «вредным умствованиям», они составляли бы общество, управлять которым просвещенному монарху было бы спокойно и приятно. Чтобы чувствовать себя на престоле спокойно, абсолютному монарху нужно было господствовать над умами и душами подданных.

      С этой целью  в 60—70-х годах была сделана попытка  создать систему воспитательно-образовательных учреждений. Осуществление задуманного Екатерина II поручила И. И. Бецкому.

     

     B 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное Бецким «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Задача ставилась грандиозная: «преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение...» Обо всем, что было сделано в области народного образования раньше, говорилось с пренебрежением: «Много употреблено иждивения», но «мало, буде совсем ничего, существительных плодов от того собрано». Главная причина в том, что прежде заботились только об украшении и просвещении разума науками. Но тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещение только вредит: «...Корень всему злу и добру Воспитание». Поэтому необходимо сначала воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей». Отцы и матери воспитают в тех же правилах своих детей, те — своих, «и так следуя из родов в роды в будущие веки».

     Но  дать правильное воспитание, по мнению Бецкого, можно, только изолировав детей  от пагубного влияния общества. Предусматривалось создание закрытых «воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 5—6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находясь в училище до 18—20 лет, они даже с ближайшими родственниками должны встречаться только в определенные дни и в присутствии воспитателей.

     Какие же добродетели и качества «принадлежат к доброму воспитанию»? Бецкой их перечисляет: страх божий, похвальные склонности, трудолюбие, учтивость, благопристойность, «соболезнование о бедных», знание «домостроительства», «отвращение от всяких продерзостей», опрятность. Был еще один пункт, возвращавший от идиллии к российской действительности: воспитанники должны быть приучены «к основательным и приличествующим состоянию их правилам». Это несколько туманное выражение конкретизировалось следующим образом. Строго проводился сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, «училища для благородных девиц». Для разночинцев — училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях.

Информация о работе Школьные реформы Екатерины II