Русская культура в царствовании Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Дворянство,освободившись от обязательной службы ,старалось заполнить свой досуг «плодами умственных и нравственных усилий,цветками заимствованной культуры».Передовая русская культура стала опираться на национальные традиции и пошла самостоятельным путем.Проникаясь идеями патриотизма она не отгораживалась и от Запада,творчески осваивала и перерабатывала его достижения.

Файлы: 1 файл

реферат. екатерина.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 Архитектуру  того времени прославили Баженов  и Казаков, Валлен-Деламот и Кваренги, Старов и Кокоринов, Фельтен и Ринальди и др.

 В  Петербурге во второй половине XVIII столетия работали А.Ф.Кокоринов  (один из авторов Академии художеств  в Петербурге), И.Е.Старов (Таврический  дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры и др.), В.И.Баженов (Каменноостровский дворец и Арсенал; проект Михайловского замка).

 Большую  роль в архитектурном зодчестве  северной столицы сыграли иностранные  специалисты: французский архитектор  Жан Валлен-Деламот построил в  Петербурге в стиле раннего  русского классицизма Гостиный  двор, Малый Эрмитаж, участвовал в проектировании здания Академии художеств и складов «Новая Голландия»; Юрий Фельтен участвовал в сооружении гранитных набережных Невы, создал решетку Летнего сада (совместно с П.Е.Егоровым), построил здание Мраморного дворца в Петербурге и дворца в Гатчине; Джакомо Кваренги — автор павильона «Концертный зал» и Александровского дворца в Царском Селе, Ассигнационного банка, Эрмитажного театра и Смольного института в Петербурге.

 Выдающимися  архитектурными постройками во  второй половине XVIII в. обогатилась и Москва. В.И.Баженов построил «дом Пашкова» (ныне старое здание Национальной библиотеки России), М.Ф.Казаков создал большое количество общественных зданий — это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, «Голицынская больница» (ныне Первая городская). 

     2.9  Скульптура 

Вторая  половина XVIII в. — время расцвета русской скульптуры. Серией выдающихся портретов прославил себя земляк Ломоносова, поморский крестьянин Ф.И.Шубин. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов: бюсты А.М.Голицына, М.Р.Паниной, А.Г.Орлова, М.В.Ломоносова и др. Другой русский мастер скульптуры — М.И.Козловский был страстным певцом больших человеческих эмоций. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» — статуя для Большого каскада в Петергофе — символизирует победу России над Швецией.

 Скульптура  выполнена просто, без всякой  театральности и вместе с тем  необычайно мощно. В «Поликрате» Козловский дал одно из лучших в мировой скульптуре изображений человеческого страдания.

 Из  иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе, автор знаменитого памятника основателю Петербурга («Медный всадник»), открытою к столетию Петра I в 1772 г. Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале, отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны. Памятник был воспет А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник».  

2.10 Живопись

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Русская национальная живопись во времена Екатерины  II развивалась по пути реализма.

Он характеризуется  прежде всего совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский), стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей (С.Ф.Щедрин), полотен на сюжеты из отечественной истории   Г.И.Угрюмов), картин с бытовыми сюжетами (М.Шибанов).

В жанре  истрической живописи работали художники Лосенко  и Акимов,пейзажную живопись представляли Иванов, Матвеев  и Алексеев.

На полотнах стали появляться изображения крестьян и крестьянского быта.Такими были например,картины Шибанова «Крестьянский  обед»,»Празднество свадебного договора»

Во время  правлении Екатерины II творят такие  мастера пера как Василий Лукич  Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

Знакомство  русских и британских художников начинается в Италии, куда те и другие приезжают для изучения классического искусства. К 1750 году в Риме в Академии Св. Луки, Французской академии, студиях П. Баттони и Р. Менгса училось около 20 британских художников. Англичане могли оказать некоторое воздействие на формирование русского классицизма (для России это был первый в ее истории классицизирующий стиль в искусстве, в остальных странах Европы он получил название неоклассицизма. Для классицизма второй половины XVIII века характерен пристальный интерес к реальным остаткам Рима и Греции, изучение раскопок, рисование руин Древнего Рима. Британские теоретики неоклассицизма находились в авангарде этого движения; особенно известен был Г. Гамильтон - художник, теоретик, автор книг и картин на сюжеты "Илиады". Гамильтон был известен А.П. Лосенко, влияние его работ прослеживается в картине "Прощание Гектора с Андромахой". Рисунок Лосенко "Путешествующие" использует английский тип картины-беседы (conversation piece). Можно также предположить, что русские художники обращались к гравюрам с картин Г. Гамильтона, которые упоминались среди пособий, рекомендуемых для обучения.

   Русская живопись во второй половине XVIII в. вступила в новый этап своего развития .Повышению профессионализма живописного искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Я выбрала  именно эту тему реферата,потому что  мне очень интересна сама Екатерина,как многогранная личность .Она ,урожденная немка ,настолько» пропиталась Россией»,ее проблемами и заботами,что стала по- настоящему близка с ней  « душой и телом» . Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной.Она стала»популярна» в не только потому, что имена огромное кол-во любовных связей,а большей часть за то,что она внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России .

 Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

С кончиной императрицы Екатерины закончилась  целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

1.Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века ч. 2  Издательство Московского университета 1987.- 407 с.

2.Рыбаков Б.А. Очерки русской культуры XVIII века ч .3  Издательство Московского университета  1988.- 396 с.

3.Заичкин И. А. , Почкаев И. Н.  Русская история. От Екатерины Великой до Александра II .Москва.» Мысль» 1994 .- 766 с. 
 
 

  Интернет-ресурсы 
 
 

1.Учебные материалы на KNOWED /RUhttp://www.knowed.ru/ 

2.ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru

.БОРИС БАШИЛОВ"ЗЛАТОЙ ВЕК" ЕКАТЕРИНЫ II

3..Библиотека Гумер – культурология http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Chern/index.php

Информация о работе Русская культура в царствовании Екатерины II