Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа
Дворянство,освободившись от обязательной службы ,старалось заполнить свой досуг «плодами умственных и нравственных усилий,цветками заимствованной культуры».Передовая русская культура стала опираться на национальные традиции и пошла самостоятельным путем.Проникаясь идеями патриотизма она не отгораживалась и от Запада,творчески осваивала и перерабатывала его достижения.
1. Введение
Развитие культуры невозможно
без достижений в науке,
Так,в XVIII веке во время правления Екатерины II произошли колоссальные сдвиги в этих областях культуры и как следствие, Россия поднялась на качественно новый уровень жизни.
Дворянство,освободившись от
Со времени правления Екатерины II французская литература захлестнула русское дворянское общество.Идеи французских просветителей пропагандировались в «Наказе» ,а сама императрица оказывала покровительство французским корреспондентам.Но «такое действие просветительной культуры обнаружилось и появлением новых типов в составе русского общества,которых не было заметно ранее,-писал Ключевский.Отвлеченные идеи ,общие места,громкие слова,украшавшие умы людей екатерининского времени,нисколько не действовали на чувства;под этими украшениями сохранилась удивительная черствость к нравственным стремлениям».Однако развивающаяся даже в таких условиях русская культура принимала все более оппозиционный характер к самодержавию и крепостничеству.Передовая культура,вдохновляемая идеями патриотизма,наполнялась новым содержанием.
Одной из черт ее становилась критика существующего
строя(Радищев,Новиков).Кроме того в ней появлялись ростки реализма как определенного направления в литературе и искусстве.
Характеризуя в целом
В оценке культуры долгое
время не было исторического
подхода.Теперь стали доступны
архивные материалы,изданы без
цензурных искажений
2.1 Образование
и просвещение.
Во второй половине XVIII в. в России власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой.
В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений :Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.
Существовало
несколько типов учебных
Первым типом являлись общеобразовательные школы (училища). Принятый в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для всей России законодательным актом в области народного образования. Согласно Уставу в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных — Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью планов Малых училищ и первых двух классов Главных училищ. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф.Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого.
Немалую
роль в развитии просвещения
в России сыграли так
К общеобразовательным школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей татар, чуваш и других нерусских народов Поволжья. Школы имели целью подготовить переводчиков и учителей, а поскольку создание этих школ было связано с политикой христианизации, проводившейся правительством и церковью, то школы должны были заниматься и подготовкой низших категорий духовенства из коренных нерусских народов данного региона.
Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей. Обучение в них сводилось в основном к заучиванию текстов религиозных книг на арабском языке.
Второй тип школ в России в XVIII в. — это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах :Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном готовили главным образом офицеров для армии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени (общее образование. Сословными учебными заведениями были благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете. В большинстве случаев частные пансионы ограничивались тем, что обучали воспитанников французскому языку, танцам, «хорошим манерам» и фехтованию.
Широкое
распространение в дворянских
семьях получило домашнее
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии 1-й школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.
Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно небольшое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств. Хотя в них обучалось всего около 1,5 тыс. г человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.
В XVIII в. был поставлен вопрос о создании в стране светского высшего образования, ранее отсутствовавшего в России. Начало русской высшей светской школе было положено в 1725 г. основанием в Петербурге Академического университета (он существовал до 1765 г.).
Важным этапом в процессе развития русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета.Его основанием Россия была обязана М.В.Ломоносову и И.И.Шувалову.Первый был инициатором ,но без поддержки его проект был бы неосуществим.Шувалов был назначен первым куратором университета .В отличие от всех европейских университетов ,обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический.При университете были созданы типография ,книжная лавка и газета «Московские ведомости»,вышедшая с 26 апреля 1756 года.
С
первых лет своего
В
целях обеспечения органичной
связи научной и учебной
2.2Художественная
культура.
Во второй половине XVIII века по сравнению с его началом возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются «просвещенный» читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х гг. в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи.Русская художественная культура этого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями, и подчинялась общим закономерностям их развития. Результатом этого был своеобразный сплав «европеицизма» и национальной самобытности, которая сохранилась как основная характерная черта русской культуры.
Достижения
культуры во многом были
В
условиях феодально-
В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков).
В 70-80-е годы на смену классицизму приходит новое течение — сентиментализм, отличающийся большим вниманием к человеческим чувствам, личной добродетели и филантропии. Наиболее полное выражение сентиментализм получил в произведениях Н.И.Карамзина. Сентиментализм появился в качестве направления, противостоящего классицизму. Отвлеченности и схематизму классицизма сентиментализм противопоставил
конкретность в изображении человека и окружающей его обстановки. Одним из важнейших средств для этого было раскрытие психологии человека. Сентиментализм расширил круг людей, ставших героями литературных произведений. Писатели сентиментального направления обогатили литературный язык, придали ему гибкость и выразительность, без которых изображение психологии человека было невозможно. Повести Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь» и другие принадлежали к числу выдающихся произведений художественной литературы XVIII в. Влияние, оказанное Карамзиным на русскую литературу, исключительно велико.
Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской литературы второй половины XVIII в. Наряду с этими
течениями
все больше выявляются
тературы. Они с наибольшей активностью и последовательностью выра-
жали
протест против феодальной
По своей обличительной направленности, по широте изображения общественных недостатков первое место в литературе 60-70-х годов зани-мает творчество Д.И.Фонвизина. Начиная с ранней политической басни- сатиры «Лисица-казноден» (канюлей — проповедник), раскрывавшей подлинную суть самодержавия и добродетелей императрицы Елизаветы, и
Информация о работе Русская культура в царствовании Екатерины II