Русская культура в царствовании Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Дворянство,освободившись от обязательной службы ,старалось заполнить свой досуг «плодами умственных и нравственных усилий,цветками заимствованной культуры».Передовая русская культура стала опираться на национальные традиции и пошла самостоятельным путем.Проникаясь идеями патриотизма она не отгораживалась и от Запада,творчески осваивала и перерабатывала его достижения.

Файлы: 1 файл

реферат. екатерина.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

                            1. Введение

   Развитие культуры невозможно  без достижений в науке,литературе  и искусстве.

Так,в  XVIII  веке во время правления Екатерины II произошли колоссальные сдвиги в этих областях культуры и как следствие, Россия поднялась на качественно новый уровень жизни.

   Дворянство,освободившись от обязательной  службы ,старалось заполнить свой  досуг «плодами умственных и  нравственных усилий,цветками заимствованной  культуры».Передовая русская культура  стала опираться на национальные  традиции и пошла самостоятельным путем.Проникаясь идеями патриотизма она не отгораживалась и от Запада,творчески осваивала и перерабатывала его достижения.

Со времени  правления Екатерины II французская литература захлестнула русское дворянское общество.Идеи французских просветителей пропагандировались в «Наказе» ,а сама императрица оказывала покровительство французским корреспондентам.Но «такое действие просветительной культуры обнаружилось и появлением новых типов в составе русского общества,которых не было заметно ранее,-писал Ключевский.Отвлеченные идеи ,общие места,громкие слова,украшавшие умы людей екатерининского времени,нисколько не действовали на чувства;под этими украшениями сохранилась удивительная черствость к нравственным стремлениям».Однако развивающаяся даже в таких условиях русская культура принимала все более оппозиционный характер к самодержавию и крепостничеству.Передовая культура,вдохновляемая идеями патриотизма,наполнялась новым содержанием.

   Одной из черт ее становилась  критика существующего

строя(Радищев,Новиков).Кроме  того в ней появлялись ростки реализма как определенного направления в литературе и искусстве.

   Характеризуя в целом достижения  русской культуры XVIII века ,надо обратить внимание на ее значение  в общемировом процесс и на ее немалый вклад в него.

   В  оценке культуры долгое  время  не было исторического  подхода.Теперь стали доступны  архивные материалы,изданы  без  цензурных искажений произведения  мыслителей, писателей XVIII века.Произведения искусств сосредоточены в музеях и стали доступны изучению.Это позволило «заново» взглянуть на  эпоху Екатерины Великой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Образование  и просвещение.  

   Во второй половине XVIII в. в  России  власти предприняли интересную  попытку реформы образования  и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой.

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений :Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.

 Существовало  несколько типов учебных заведений,  коренным образом отличавшихся друг от друга.

   Первым типом являлись общеобразовательные школы (училища). Принятый в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для всей России законодательным актом в области народного образования. Согласно Уставу в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных — Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью планов Малых училищ и первых двух классов Главных училищ. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф.Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого.

 Немалую  роль в развитии просвещения  в России сыграли так называемые  солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, которая обучала не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

 К  общеобразовательным школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей татар, чуваш и других нерусских народов Поволжья. Школы имели целью подготовить переводчиков и учителей, а поскольку создание этих школ было связано с политикой христианизации, проводившейся правительством и церковью, то школы должны были заниматься и подготовкой низших категорий духовенства из коренных нерусских народов данного региона.

    Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей. Обучение в них сводилось в основном к заучиванию текстов религиозных книг на арабском языке.

    Второй тип школ в России в XVIII в. — это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах :Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном готовили главным образом офицеров для армии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени (общее образование. Сословными учебными заведениями были благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете. В большинстве случаев частные пансионы ограничивались тем, что обучали воспитанников французскому языку, танцам, «хорошим манерам» и фехтованию.

 Широкое  распространение в дворянских  семьях получило домашнее воспитание  с помощью учителей и гувернеров. Дворянская аристократия в большинстве  случаев приглашала образованных  иностранцев и русских учителей, благодаря чему их дети получали хорошее образование. Среднепоместные и тем более мелкопоместные дворяне не располагали такими возможностями, и обучение их детей велось на весьма низком уровне.

    К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии 1-й школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились  проводниками грамотности в своих приходах.

    Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно небольшое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств. Хотя в них обучалось всего около 1,5 тыс. г человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

    В XVIII в. был поставлен вопрос  о создании в стране светского высшего образования, ранее отсутствовавшего в России. Начало русской высшей светской школе было положено в 1725 г. основанием в Петербурге Академического университета (он существовал до 1765 г.).

 Важным  этапом в процессе развития  русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета.Его основанием Россия была обязана М.В.Ломоносову и И.И.Шувалову.Первый был инициатором ,но без поддержки его проект был бы неосуществим.Шувалов был назначен первым куратором университета .В отличие от всех европейских университетов ,обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический.При университете были созданы типография ,книжная лавка и газета «Московские ведомости»,вышедшая с 26 апреля 1756 года.

 С  первых лет своего существования  университет с целью подготовки  профессуры широко применял завершение  образования наиболее одаренных  студентов у крупнейших ученых в лучших европейских университетах. Так С.Е.Десницкий и И.А.Третьяков учились у Адама Смита и Джона Миллера в Глазговском университете, С.Г.Зыбелин и П.Д.Вениаминов — в Лондоне, М.И.Афонин — у Карла Линнея в Упсале. Это позволяло не только повышать научный уровень студентов, но и использовать передовые методы обучения и опыт западноевропейской педагогики.

 В  целях обеспечения органичной  связи научной и учебной работы  в университете были созданы  лаборатории, кабинеты, анатомический  театр, обсерватория, библиотека и типография. Значение университетской типографии заключалось уже в том, что это была первая и единственная светская типография в Москве. Ее задачей было издание русской и переводной научной, учебной, философской и художественной литературы. Выполняя эту задачу, университетская типография внесла существенный вклад в развитие русской высшей и общеобразовательной школы, науки и культуры, прогрессивной общественно-политической мысли. 
 
 

2.2Художественная культура.  

   Во второй половине XVIII века по сравнению с его началом возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются «просвещенный» читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х гг. в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи.Русская художественная культура этого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями, и подчинялась общим закономерностям их развития. Результатом этого был своеобразный сплав «европеицизма» и национальной самобытности, которая сохранилась как основная характерная черта русской культуры.

 Достижения  культуры во многом были связаны  с именами русских [писателей,  композиторов, скульпторов, художников, архитекторов. Повышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.

 В  условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской, развивавшейся главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойственен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции и . обличительно-сатирические моменты (А.О.Кантемир,

 В.К.Тредиаковский,  М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков).

   В 70-80-е годы на смену классицизму приходит новое течение — сентиментализм, отличающийся большим вниманием к человеческим чувствам, личной добродетели и филантропии. Наиболее полное выражение сентиментализм получил в произведениях Н.И.Карамзина. Сентиментализм появился в качестве направления, противостоящего классицизму. Отвлеченности и схематизму классицизма сентиментализм противопоставил

 конкретность  в изображении человека и окружающей его обстановки. Одним из важнейших средств для этого было раскрытие психологии человека. Сентиментализм расширил круг людей, ставших героями литературных произведений. Писатели сентиментального направления обогатили литературный язык, придали ему гибкость и выразительность, без которых изображение психологии человека было невозможно. Повести Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь» и другие принадлежали к числу выдающихся произведений художественной литературы XVIII в. Влияние, оказанное Карамзиным на русскую литературу, исключительно велико.

    Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской литературы второй половины XVIII в. Наряду с этими

 течениями  все больше выявляются реалистические  тенденции русской ли-

 тературы. Они с наибольшей активностью  и последовательностью выра-

 жали  протест против феодальной идеологии.

 По своей обличительной направленности, по широте изображения общественных недостатков первое место в литературе 60-70-х годов зани-мает творчество Д.И.Фонвизина. Начиная с ранней политической басни- сатиры «Лисица-казноден» (канюлей — проповедник), раскрывавшей подлинную суть самодержавия и добродетелей императрицы Елизаветы, и

Информация о работе Русская культура в царствовании Екатерины II