Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:22, курсовая работа
Дворянство,освободившись от обязательной службы ,старалось заполнить свой досуг «плодами умственных и нравственных усилий,цветками заимствованной культуры».Передовая русская культура стала опираться на национальные традиции и пошла самостоятельным путем.Проникаясь идеями патриотизма она не отгораживалась и от Запада,творчески осваивала и перерабатывала его достижения.
кончая «Бригадиром» и «Недорослем», Фонвизин во всех своих произведениях метко и зло осмеивал необразованность, восставал против жестокостей крепостничества, призывал ограничить власть помещиков над крестьянами.
Последняя
четверть века была временем
расцвета творчества Г.Р.
2.3 Журналистика
Расширялась издательская база, помимо казенных появлялись частные типографии. Изменяется репертуар издаваемых книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий. Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением становится периодика не только в столичных, но и в провинциальных городах. Особая роль в издании и распространении книг принадлежала Н.И.Новикову. В период аренды им типографии Московского университета (1779-1789) около трети всех издававшихся в России книг (примерно 1 тыс. наименований) выходило отсюда.
Произведения французских философов в России с разрешения Екатерины печатались открыто. Издавалось много русских переводов, чтение которых поощрялось императрицей-философом. Имелось только 60 переводов произведений Вольтера.
Большинство этих переводных произведений преследовало цель подорвать веру в Бога. "Толковали о веротерпимости в известном смысле индифферентизма, все догматические учения и споры осуждались и осмеивались. Те же самые мысли развивали в своих сочинениях и русские "вольтерьянцы". Христианство в них именовалось "законом", а православие "народным умоначертание". Поклонник Вольтера и Беля, Болтин, изображал екатерининское время как время религиозного обмана и диких суеверий. Духовенство он определяет как злую силу истории, причину невежества народа и что, чем духовенство образованнее и влиятельнее, тем это хуже для народа и государства. Такие идеи Болтин мог проповедовать безбоязненно, так как такие же мысли высказывала своих сочинениях и сама Екатерина,начало литературной деятельности которой отностися 1769 году,когда она являлась инициатором и непосредственным участником издания сатирического журнала «Всякая Всячина».Покровительственный и пустой высокосветский тон этого журнала вызывал нападки на него др. изданий ,и прежде всего смелого и умного Н.И.Новикова((1744—1818) — русский журналист, издатель и общественный деятель)).
К 17830г.относится активное участие Екатерины в «Собеседнике любителей российского слова» ,издававшемся Российской Академией наук под редакцией княгини Е.Р.Дашковой .При «Собеседнике»из серии статей вскоре образовался журнал»Были и Небылицы»,негласным редактором которого была Екатерина II.
В период 1769 года по 1783 год Екатерина написала 5 комедий.Среди них были пьесы «О время»,»Имнины гопожи Ворчалкиной» и др.,в которых осуждались ханжество,суеверие,дурное воспитание,погоня за модой и слепое подражание франузам.В произведениях императрицы слуги оказывались умнее ,чем господа.
В последующик годы 1785-1790 на написала еще 13 пьесс,которые были специально направлены против московских масонских лож.Кроме этого она писала еще сказки для детей ,рецензии на разные кники,стихи…
Беспощадную
оценку литер.деятельности Екатерины
II дал В.О.Ключевский Он ,в частности , писал:
»Зная ,как много она училась и размышляла,можно
удивляться сухости и бесцветности ее
изложения ,бедности ее воображения,сдержанности
и скудности ее чувств и мыслей…»
2.4
Театральное искусство.
Замечательным событием в истории русского театра является возникновение в Петербурге в 1756 г. публичного театра во главе с русским актером Ф.Г.Волковым. Но первоначально этот театр не был общедоступным. Его спектакли обслуживали придворные круги.
Постепенно
происходит слияние
Открытие в Петербурге театра, рассчитанного на широкого зрителя, связано с именем , ближайшего соратника Волкова, актера И.А.Дмитриевского. Он целиком принял на себя художественное руководство публичным общественным театром, открытым в 1779 г. в Петербурге. Дмитриевский был душою вновь открытого театра. Прекрасный актер, педагог и постановщик, знаток европейского театра, автор и переводчик многих пьес, высокообразованный человек, Дмитриевский пользовался громадным авторитетом в литературных и театральных кругах. Из школы Дмитриевского вышли замечательные русские актеры Я.Е.Шушерин, А.С.Яковлев, Т.М.Троепольская и др.
Любительские
и профессиональные театры
2.5 Наука
С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Центрами научной деятельности являлись Академия наук, Московский Университет, Горное училище в Петербурге и Российская академия.
В развитии отечественной науки выдающееся место занимал |М.В.Ломоносов, а среди иностранных ученых — Л.Эйлер, вырастивший целую плеяду талантливых учеников. Среди них С.К.Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я.Румовский — основоположник отечественной астрономии.
Пристальным
вниманием пользовалось
К
академическим экспедициям
Вторая
половина XVIII в. примечательна небывалым
взлетом технической мысли. В
60-е годы развернулась
2.6 Гуманитарные
науки
Значительный шаг вперед сделали гуманитарные науки: историческая, экономическая, юридическая, языкознание и др. Вторая половина XVIII в. выдвинула ряд крупных историков — М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, И.Н.Болтина. Значительная роль принадлежала группе академиков из числа приглашенных в Россию немецких ученых, среди которых особенно выделяются Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлёцер. Зарождается историческое краеведение (родоначальники В.В.Крестинин, написавший ряд работ по истории Поморья, и П.И.Рячков, автор истории Оренбургского края, в которой помещены ценные сведения по истории и этнографии башкир.
Распространению
исторических знаний способствовала публикация
документов и исторических сочинений.
М.М.Щербатов в 1767 г. опубликовал открытую
В.Н.Татищевым «Русскую правду», а в 1770-1772
гг. — «Журнал, или Поденную записку имп.
Петра Великого»; Обширную библиотеку
с публикациями документов создал Н.И.Новиков.
Второе издание его «Древней российской
вивлиофики» состояло из 20 томов источников:
грамот великих князей, дипломатических
документов, отрывков из летописей, родословных
дворянских фамилий и др.
2.7 Общественная
мысль.
Во
второй половине XVIII в. в России
продолжала формироваться и
Общественная мысль в этот период по своему содержанию и направленности отличалась разнообразием, о чем уже говорилось выше. Поэтому здесь лишь вновь отметим ее основные направления. В 60-80-х годах приверженницей идей французских просветителей проявила себя Екатерина II, что нашло отражение в ряде ее сочинений и прежде всего в Наказе Уложенной Комиссии. Крупным событием общественной мысли явилось обсуждение крестьянского вопроса в самой Комиссии, где открыто прозвучало резкое осуждение крепостничества. И напротив, князь М.М.Щербатов в своих сочинениях и особенно в «О повреждении нравов в России» призывал правительство еще более усилить господствующее положение дворян в обществе, полностью сохранить крепостное право в стране.
К
заслуге общественной мысли
Ученый,
писатель, просветитель, профессор
Московского университета С.Е.
Наиболее
значительное событие русской общественно-политической
мысли второй половины XVIII в. — возникновение
революционно-демократической теории,
связанной с именем А.Н.Радищева. Он впервые
подверг сокрушительной критике крепостничество
и самодержавие как систему, использовав
наиболее радикальные идеи школы естественного
права, сделал из этих идей конкретные
выводы, определил позитивную программу
антифеодальной революции.
2.8 Архитектура
В русской архитектуре складывается новый стиль — классицизм. Блеск и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени. На смену пышности и праздничности барокко приходит строгость, простота и величие классицизма. Его отличает четкое сочетание архитектурных членений, подчинение второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинции, жилые постройки в мелкопоместных усадьбах. Для развития классицизма в России важную роль сыграл приезд по приглашению Екатерины II шотландца Чарльза Камерона, страстного поклонника античности, известного благодаря фундаментальному труду "Бани римлян". В России Камерон выдавал себя за однофамильца, сына аристократа, участника шотландского мятежа 1745 года (который был другом его отца, и сообщил ему некоторые подробности своей жизни), что позволило архитектору войти в доверие к императрице и получить возможность для реализации своих грандиозных планов. В Царском селе он устроил действующую модель римских бань (терм), описанных в его трактате. Образ античного идеала был воплощен в Агатовых комнатах, Висячем саду, Камероновой галерее. Камерон также был архитектором дворца наследника престола в Павловске, для которого он приготовил не менее грандиозный замысел "возрождения" античности, не реализованный полностью из-за разногласий с Павлом и Марией Федоровной. Ссоры с будущим императором в надежде на поддержку и расположение Екатерины не прошли для архитектора даром - после ее смерти Камерон лишился почти всех должностей. Однако еще до этого ему удалось организовать жизнь целой английской колонии в Царском селе, где начинали работать приглашенные Камероном Уильям Гесте и Адам Менелас.
Информация о работе Русская культура в царствовании Екатерины II