Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 05:23, реферат

Краткое описание

Данная тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3
1. XIII век в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4
1.1Возрождение и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4
1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5
1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9
1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9
1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10
1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12
1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13
1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13
1.3 Промышленный переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15
2. Россия и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17
2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17
2.2 "Просвещенный" абсолютизм Екатерины II……………………………………………………………………………………..….…..20
2.3 Историческое развитие России во второй половине XIX века………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

доклад по истории. 1 курс.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот; в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах. Феодально- крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок. Таким образом происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному. Россия того времени славилась своими ярмарками. Это были Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и др. Но главным торговым центром по-прежнему была Москва. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия. Одной из важных предпосылок формирования абсолютизма явилась социальная сфера. Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике  
 

господствующего класса - феодалов. С середины ХVII в. претерпели изменения права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение  поместий с вотчинами в части  прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий. На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства. В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVII-ХVIII вв. боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Ликвидация боярства как класса была результатом начавшегося в ХVШ в. процесса его феодализации в единый класс, тем самым, опровергая утверждение о том, что привилегированным классом, стоящим у власти, было дворянство. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVII в. значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства. Поскольку абсолютизм есть не что иное, как выражение определенной исторически обусловленной формы классовых противоречий феодального общества, его изучение должно проводиться в самой тесной связи с проблемой классовой борьбы. В ХVII в. народные движения получили широкое распространение на территории России.

  После издания Соборного Уложения (1649г.), которое прикрепляло посадских людей к городам без права перехода в другие местности, вспыхнуло восстание в Пскове и Новгороде (1650 г.), затем в Москве (1662г). В этот период Россия испытала две грандиозных крестьянские войны под руководством Степана Разина (1670-1671гг.) и Кондрата Булавина (1707-1709гг.). Получили широкое распространение городские движения в Астрахани, Гурьеве, Красном Яре. В 20- е годы ХVП в. крепостной гнет вызывал невиданное бегство крестьян на окраины (1719-1727гг. - около 200 тыс.чел.). Ширилось "разбойное" движение, имевшее также антикрепостнический характер. Очень разнообразен социальный и национальный состав участников восстаний и крестьянских войн: холопы, крестьяне, гулящие люди, стрельцы, посадские люди, низшие слои служилых людей. Среди них: русские, татары, чуваши, мари, мордва и др. Таким образом и в ходе крестьянской войны, когда антифеодальная направленность ее основных сил являлась определяющей, снова мы наблюдаем вспышки социальной борьбы в городе и деревне, обусловленной расслоением крестьян и посадских людей. Иными словами, обострение классовой борьбы было обусловлено не только сдвигами в экономике и общественном строе, но и социальными противоречиями внутри сословий: между

дворянством и боярством, между светскими и духовными феодалами, а также внутри городского сословия.

  Показательно  Московское восстание 1648г., когда  посадские люди, стрельцы и солдаты  выступали против угнетавшей  их приказной администрации и  членов привилегированных торговых корпораций. Народные движения ХVII-ХVIII вв. бросили в объятия царизма нарождающийся класс буржуазии. Русское купечество и промышленники требовали защиты у правительства, им приходилось примиряться и с дворянством - главной опорой абсолютной власти царя.

  Непрерывная  классовая борьба в России  в ХVII-ХVIII вв. способствовала эволюции  страны в буржуазном направлении.  Бюрократизация государственного  аппарата имела большое значение  в движении России к абсолютистскому  государству. В ХVII в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах (24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на первый план заслуги перед отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества, которое являлось исполнительной силой, именно оно явилось основой, без наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVIII века. Специфической особенностью исторического развития 
 

 России  в ХVIII в. явилось то, что создание  бюрократического аппарата было  использовано абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции. Идеология абсолютизма складывалась под воздействием западноевропейской литературы

(Гуго  Гроций, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм  Лейбниц, Христиан Вольф), а идеологом  политического учения, который в  "Правде воли монаршей" восхвалял  "богоугодную" роль царя, его политику как "общее благо" и преобразования для "всенародной пользы", был Феофан Прокопович. Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Исходя из исторических и политических условий правительство сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы, а затем на свертывание их деятельности. Анализируя становление абсолютизма в России, необходимо отметить некоторые особенности складывания данной формы правления:

. слабость  сословно-представительных учреждений;

. финансовую  независимость самодержавия в  России;

. наличие  больших материальных и людских  ресурсов у монархов, их самостоятельность  в отправлении властных полномочий;

. складывание  новой правовой системы;

. формирование  института неограниченной частной  собственности; беспрерывное ведение  войн;

. ограничение  привилегий даже для господствующих  сословий;

. особую  роль личности Петра I [2]. 
 

2.2 "Просвещенный"  абсолютизм Екатерины  II.

 

  Екатерина  Алексеевна оказалась на русском  престоле, не имея на то прав. Она, по словам Ключевского,  “совершила двойной захват: отняла  власть у мужа и не передала  ее сыну, естественному наследнику  отца”. Свержение Петра III являлось полнейшей неожиданностью для подданных, далеких от придворных интриг. Когда в Москве был получен манифест о восшествии Екатерины II на трон и губернатор, огласив его перед военным гарнизоном и жителями города, выкликнул здравицу в честь новой самодержицы, она повисла в тишине: солдаты и народ молчали. Пошли слухи о Екатерине как о царице “ложной”, фактически — самозваной. В столице наблюдался рост настроений в пользу томившегося в Шлиссельбургской крепости Иоанна Антоновича, вплоть до возможного бракосочетания с ним новой императрицы. Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением. В манифесте от 28 июня и 6 июля она постаралась обосновать свои действия, оправдывая их “опасностью всему Российскому государству”,

проистекавшей из изменнической политики Петра III, волей “всех наших верноподданных”  и самого Бога. Екатерина всячески подчеркивала свою приверженность новой родине, ее языку, обычаям и вере. Она ходила из Москвы пешком на богомолье к Троице - Сергию, целовала руки духовенству, ездила в Киев и поклонялась печерским угодникам.

  Новая  императрица решила также для  начала дезавуировать ряд действий  своего предшественника: приостановила секуляризацию церковных имуществ, отменила мирный договор с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь объявлялась обязательной. Однако ближайшие события показали, что ни о каком разрыве с прежней политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор с Фридрихом II, и в том же году Екатерина II провела секуляризацию имений духовного ведомства, распространив ее в 1768 г. на территорию Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение дворян от обязательной службы. Историк С. С. Татищев в 1776 г. не без удивления отмечал: “Как ни велико, на первый взгляд, различие в политических системах Петра III и его преемницы, нужно, однако, сознаться, что в нескольких случаях она служила лишь продолжательницей его начинания”. Отмеченная Татищевым преемственность была характерна для политики всех монархов ХVШ в. Прежними оставались главные задачи: усиление могущества  
 

империи, укрепление абсолютистского строя  и позиций его социальной основы — дворянского сословия.

  Вместе  с тем в политике Екатерины  II имелись и качественные новшества,  которые позволяют характеризовать  ее время как период “просвещенного  абсолютизма”. “Просвещенный абсолютизм”  не был изолированным фактом  русской политической жизни. В  роли “просвещенных” монархов выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II. Историки по-разному оценивают цели и суть политики “просвещенного абсолютизма”. Так, Н. П. Ерошкин отождествляет ее с “пропагандой показного либерализма”. “Образ “просвещенной” государыни на троне России, — пишет он о Екатерине II, — должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин связывал политику “просвещенного абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

    Есть основания считать, что  Екатерина II, в молодые годы  с жадностью штудировавшая труды  французских просветителей —  Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро,  Даламбера, искренне увлекалась  некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще до воцарения. — ...Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов...”. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти — не та, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления— это огромность государственного “пространства”: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно с пространством столь великого государства”. Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. “Наказ” намечал также направления экономической политики — Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор “Наказа” принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой — сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право [4].

    Сам созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики “просвещенного абсолютизма”. Комиссия была задумана как сословно - представительное совещание, в работе

которого  должны были принять участие все  сословия государства, кроме помещичьих крестьян. Правда, открытая с большой  торжественностью и широко разрекламированная Комиссия не решила своей главной задачи — не создала нового кодекса законов, основывающегося на “Наказе” императрицы. Но принципы “просвещенного абсолютизма”, провозглашенные в “Наказе”, нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины П. Уже в 1762—1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар в системе монополий в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым повелевалось, “чтоб отныне впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы... строить и размножать”. 17 апреля 1767 г. было предписано “никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать” — объявлялась, таким образом, свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право “заводить станы  
 
 

Информация о работе Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот