Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 05:23, реферат
Данная тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3
1. XIII век в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4
1.1Возрождение и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4
1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5
1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9
1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9
1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10
1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12
1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13
1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13
1.3 Промышленный переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15
2. Россия и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17
2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17
2.2 "Просвещенный" абсолютизм Екатерины II……………………………………………………………………………………..….…..20
2.3 Историческое развитие России во второй половине XIX века………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме.
Якоб Бёме (1575-1624) происходит из
бедной крестьянской семьи в
Саксонии, был сапожником. Воспитан
в лютеранстве, источником его
философствования было
Философия
Бёме отличается от главного
направления философского и
По Бёме бог - наивысшее единство,
но это единство не может
быть познано само по себе,
оно недоступно не только
Человек является одновременно
“микрокосмосом” и “малым
Мистицизм Бёме находит своих
продолжателей в мистических
течениях XVIIXVIII столетий, а его диалектика
- в немецкой классической философии Шеллинга
и Гегеля.
1.1.4 Контрреформация.
Протестантская Реформация вызвала отклик в католицизме. Начиная с 40-х годов XVI века, католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма. Передовым боевым отрядом католиков стал орден - “Общество Иисусово” (иезуиты) - основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 году и утвержденный папой в 1540 году. Иезуиты составляли ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии : необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Тридентский собор (1545-1563), однако, уклонился от решения философских проблем и споров между школами, не желая нарушать единство церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики в эту эпоху имело учение испанского иезуита Франциска Суареса (1548-1617).
Реформация упростила,
Реформаторское движение
Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Таким
образом, реформация
1.2. Просвещение.
Век Разума, или эпоха Просвещения,
— под таким названием вошло
в историю прогрессивное
«Имей мужество пользоваться
собственным умом!» – так
Просвещение было мощным
Просвещение – необходимая
Просвещение XVIII в. было крупным
явлением европейской жизни, и
влияние его отразилось не
только на умственном развитии
европейского общества, но и на
всестороннем освещении и
Большую
роль в достижении нового
Отвергая
средневековые представления о
божественном происхождении
возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное соглашение людей в любой момент можно было расторгнуть. Эта теория служила оправданием возможной смены типа государственной власти, насильственного крушения старых порядков, будущих буржуазных революций. Решительно отвергая феодальные порядки, просветители расходились во взглядах на идеальное государственное устройство. Вольтер (1694—1778) был сторонником «просвещенного абсолютизма», проведения реформ «сверху». За конституционную, ограниченную монархию выступали Дж. Локк в Англии, Ш. Монтескье во Франции. Французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо (1712—1778) выступал как сторонник республики; в своем сочинении «Об общественном договоре» он обосновывал право народа на свержение абсолютизма.
Просветителям
был свойствен оптимизм во
взглядах на природу и
Некоторые
просветители развивали
Острой
критике подвергли
В Германии неразвитость
Католическая церковь,
В Северной Европе видным
Испытали воздействие просветительской
мысли и славянские народы. В Польше ее
выразителями выступили представители
шляхты Г. Коллонтай (1750—1812), С. Сташиц
(1755—1826), требовавшие отмены крепостного
права, широких государственных реформ.
Демократические традиции были характерны
для болгарских просветителей. Известный
писатель и философ Л. Каравелов (1834—1879)
рассматривал революцию как необходимое
условие торжества просветительских идей
над
невежеством и мракобесием; поэт и публицист X. Ботев (1849—1876) видел в революциях главное средство борьбы с национальным порабощением.
В России в конце XVIII в. распространение
Просвещения было связано с
деятельностью Н. И. Новикова (1744—
1818) и А. Н. Радищева (1749—1802), резко
обличавших самодержавие и
Под
сильным влиянием английского
и французского Просвещения
Просвещение оказало огромное
воздействие на передовые,
монархи, проводя во 2-й половине XVIII в. политику «просвещенного абсолютизма». Реформами «сверху», преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков и привилегий они пытались укрепить свою власть. Мария Терезия и Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России пытались доказать, что их дела направлены на осуществление планов просветителей, на создание «союза философов и государей»; они подчеркивали свою близость с передовыми мыслителями. Так, прусский король Фридрих II много лет поддерживал связи с Вольтером, Екатерина II состояла в переписке с Вольтером к Дидро.
Информация о работе Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот