Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 05:23, реферат

Краткое описание

Данная тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3
1. XIII век в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4
1.1Возрождение и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4
1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5
1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9
1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9
1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10
1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12
1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13
1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13
1.3 Промышленный переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15
2. Россия и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17
2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17
2.2 "Просвещенный" абсолютизм Екатерины II……………………………………………………………………………………..….…..20
2.3 Историческое развитие России во второй половине XIX века………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

доклад по истории. 1 курс.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

1.1.3 Мистическое  учение Якоба Бёме.

   Якоб Бёме (1575-1624) происходит из  бедной крестьянской семьи в  Саксонии, был сапожником. Воспитан  в лютеранстве, источником его  философствования было Священное писание.

 Философия  Бёме отличается от главного  направления философского и научного  мышления того времени : не  принадлежат ни схоластике, ни  гуманизму и натурализму Нового  времени. Из его работ наиболее  интересны “Аврора, или утренняя  заря в восхождении”, “О трех принципах” и “О тройственной жизни человека”.

   По Бёме бог - наивысшее единство, но это единство не может  быть познано само по себе, оно недоступно не только человеческому  познанию, но даже бог не может  познать самого себя. Идея о  том, что “самооткрытие” бога возможно лишь благодаря его превращению в природу, представлена Бёме в терминологии христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога в вещах, в природе и в человеке является центральной идеей философско - теологической системы Бёме. Природа замкнута в боге как наивысшем и активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней.

   Человек является одновременно  “микрокосмосом” и “малым богом”, в котором происходит все мировое  и божественное во всей своей сложной противоречивости. Он выступает единством божественного и природного, телесного и духовного, зла и добра.

   Мистицизм Бёме находит своих  продолжателей в мистических  течениях XVIIXVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии Шеллинга и Гегеля.  

1.1.4 Контрреформация. 

  Протестантская  Реформация вызвала отклик в  католицизме. Начиная с 40-х  годов XVI века, католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма. Передовым боевым отрядом католиков стал орден - “Общество Иисусово” (иезуиты) - основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 году и утвержденный папой в 1540 году. Иезуиты составляли ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии : необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Тридентский собор (1545-1563), однако, уклонился от решения философских проблем и споров между школами, не желая нарушать единство церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики в эту эпоху имело учение испанского иезуита Франциска Суареса (1548-1617).

   Реформация упростила, удешевила  и демократизировала церковь,  поставила внутреннюю личную  веру выше внешних проявлений  религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.  
 
 

   Реформаторское движение достигло  высшей точки в 16 веке. В ряде  европейских стран, хотя и разными  путями, был осуществлен переход  к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи  Реформации в становлении мировой  цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.

  Таким  образом, реформация способствовала  появлению человека буржуазного  общества - независимого индивида  со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного  в своих суждениях и поступках.  В носителях протестантских идей  выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру [7].   

  

1.2. Просвещение.

   Век Разума, или эпоха Просвещения,  — под таким названием вошло  в историю прогрессивное идейно-культурное  течение XVIII в., ознаменовавшее переход  от феодализма к капитализму, послужившее идеологической подготовкой ряда буржуазных революций, особенно Великой французской революции (1789—7799 гг.). Оно было неоднородным, вобрав в себя широкий круг социальных программ, политических целей и культурных достижений, во многом определялось национальными и историческими особенностями тех стран, где формировалось.

   «Имей мужество пользоваться  собственным умом!» – так немецкий  философ Иммануил Кант (1724-1804) определил  суть умонастроений своей эпохи,  которую называли веком Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

   Просвещение было мощным интернациональным  движением. Оно составило главное  содержание внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в.

   Просвещение – необходимая ступень  в культурном развитии любой  страны, расстающейся с феодальным  образом жизни. В основах своих  Просвещение демократично. Просвещение  цепко держится за идею формального  права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

   Просвещение XVIII в. было крупным  явлением европейской жизни, и  влияние его отразилось не  только на умственном развитии  европейского общества, но и на  всестороннем освещении и критике  устаревших, сохранившихся от Средневековья  форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности [].

  Большую  роль в достижении нового общественного  порядка просветители отводили  науке. Благодаря Великим географическим  открытиям расширились знания  об отдаленных землях и континентах, обычаях и традициях их жителей. Переворот в науке произвели труды выдающегося английского ученого И. Ньютона (1643— 1727), изменив представления современников о Вселенной. Новые условия жизни, подъем в экономике, достижения естественных наук требовали пересмотра взглядов на мир, законы его развития. Просветители отвергали опыт средневековья; они считали, что их рассудочный, рационалистический метод способен преодолеть все трудности. Большое внимание они отводили в своих теориях проблемам воспитания, полагая, что «просвещение» человека, которого они считали существом добрым, благородным, рассудочным, приведет к установлению «царства разума».

  Отвергая  средневековые представления о  божественном происхождении королевской  власти, просветители выдвигали теорию «общественного договора». Согласно этой теории, государство  
 

возникло  на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности. Такое добровольное соглашение людей в любой момент можно  было расторгнуть. Эта теория служила оправданием возможной смены типа государственной власти, насильственного крушения старых порядков, будущих буржуазных революций. Решительно отвергая феодальные порядки, просветители расходились во взглядах на идеальное государственное устройство. Вольтер (1694—1778) был сторонником «просвещенного абсолютизма», проведения реформ «сверху». За конституционную, ограниченную монархию выступали Дж. Локк в Англии, Ш. Монтескье во Франции. Французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо (1712—1778) выступал как сторонник республики; в своем сочинении «Об общественном договоре» он обосновывал право народа на свержение абсолютизма.

  Просветителям  был свойствен оптимизм во  взглядах на природу и человеческое  общество. Лишь немногие из них  видели недостатки зарождавшегося капиталистического строя. Противоречивость прогресса буржуазной цивилизации отмечал Ж. Ж. Руссо. Жестокий мир наживы, несправедливостей, эксплуатации человека человеком обличали английские писатели Дж. Свифт (1667— 1745), Г. Филдинг (1707—1754).

  Некоторые  просветители развивали утопические  коммунистические идеи. Критикуя  государственный строй, основанный  на частной собственности, они  мечтали об общности имуществ, обязательном труде всех граждан.  Яркими представителями утопического  коммунизма были во Франции Ж. Мелье (1664—1729),  Морелли,  Г. Б. Мабли (1709—1785). Представления об идеальном обществе мелких собственников выразил Руссо в своем сочинении «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», показав частную собственность как причину социального неравенства.

  Острой  критике подвергли просветители  религию и церковь. Для Англии  было характерно распространение  деизма — учения, признающего  существование Бога как «высшего  разума», творца и первоосновы  всего существующего, но отрицающего дальнейшее вмешательство его в жизнь природы и общества. Просветители стремились создать «религию разума», освободив ее от сверхъестественного. Они выступали за удешевление церкви, подчинение ее интересам общества. В то же время большинство из них полностью не отрицали религии, верили в ее необходимость для государства. Так, Вольтер, требовавший: «Раздавите гадину!», говорил, что, если бы Бога не существовало, его следовало выдумать. Сторонники свободомыслия, они защищали веротерпимость, боролись с фанатизмом и суеверием. С наиболее радикальной критикой церкви с позиций атеизма выступали французские философы-материалисты К. А. Гельвеций (1715—1771), Д. Дидро (1713—1784), П. А. Гольбах (1723—1789).

   В Германии неразвитость капиталистических  отношений, политическая раздробленность, относительная слабость немецкой буржуазии предопределили умеренность Просвещения, надежды его идеологов на реформы «сверху», рукой «просвещенного монарха». Против феодального и сословного гнета, за национальное единство страны выступали видные немецкие просветители Г. Э. Лессинг (1729—1781), И. В. Гердер (1744—1803). Просветительскими идеями пронизано творчество великих немецких поэтов Ф. Шиллера (1759—1805) и И. В. Гёте (1749—1832).

   Католическая церковь, инквизиция  наложили свой отпечаток на развитие испанского Просвещения, представители которого должны были обходить молчанием целый ряд вопросов. На их взгляды большое влияние оказали идеи французских философов-материалистов. У истоков просветительской мысли Испании стоял выдающийся философ Б. Фейхоо-и-Монтенегро (1676— 1764), выступивший против сословных и религиозных предрассудков. Программу экономических преобразований сформулировал видный ученый и государственный деятель Г. М. де Ховельянос-и-Рамирес (1744—1811). Просветительские идеи наложили глубокий отпечаток на творчество известного итальянского драматурга К. Гольдони (1707—1793).

   В Северной Европе видным деятелем  Просвещения был знаменитый датский  драматург, историк и философ  Л. Хольберг (1684—1754).

   Испытали воздействие просветительской мысли и славянские народы. В Польше ее выразителями выступили представители шляхты Г. Коллонтай (1750—1812), С. Сташиц (1755—1826), требовавшие отмены крепостного права, широких государственных реформ. Демократические традиции были характерны для болгарских просветителей. Известный писатель и философ Л. Каравелов (1834—1879) рассматривал революцию как необходимое условие торжества просветительских идей над  
 
 

невежеством и мракобесием; поэт и публицист X. Ботев (1849—1876) видел в революциях главное средство борьбы с национальным порабощением.

   В России в конце XVIII в. распространение  Просвещения было связано с  деятельностью Н. И. Новикова (1744—  1818) и А. Н. Радищева (1749—1802), резко  обличавших самодержавие и крепостничество. Смелостью революционной мысли, антикрепостническим и антимонархическим духом проникнута книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. В 19 в. их развили революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

  Под  сильным влиянием английского  и французского Просвещения развивалась  «идеология разума» в Северной  Америке. Просветительские идеалы  здесь переплелись с борьбой  за независимость североамериканских колоний от Англии. Просветители Б. Франклин (1706—1790) и Т. Джефферсон (1743—1826) одновременно были активными вождями американской буржуазии. Радикальностью взглядов отличался Т. Пейн (1737—1809), участник войны за независимость и Великой французской революции. Он был сторонником идеи суверенитета народа и его права на революционное восстание.

   Просвещение оказало огромное  воздействие на передовые, прогрессивные  умы своего времени, несло свободомыслие,  гуманизм, протест против тирании и деспотизма. Популярность просветителей, прежде всего французских, пытались использовать в своих интересах некоторые

монархи, проводя во 2-й половине XVIII в. политику «просвещенного абсолютизма». Реформами  «сверху», преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков и привилегий они пытались укрепить свою власть. Мария Терезия и Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России пытались доказать, что их дела направлены на осуществление планов просветителей, на создание «союза философов и государей»; они подчеркивали свою близость с передовыми мыслителями. Так, прусский король Фридрих II много лет поддерживал связи с Вольтером, Екатерина II состояла в переписке с Вольтером к Дидро.

Информация о работе Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот