Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 05:23, реферат
Данная тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3
1. XIII век в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4
1.1Возрождение и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4
1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5
1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9
1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9
1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10
1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12
1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13
1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13
1.3 Промышленный переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15
2. Россия и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17
2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17
2.2 "Просвещенный" абсолютизм Екатерины II……………………………………………………………………………………..….…..20
2.3 Историческое развитие России во второй половине XIX века………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26
После Лютер начинает
Началом реформаторского
индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: “Церковью прощаются все грехи, кроме одного - отсутствие денег”. Основной мотив “Тезисов” - мотив внутреннего раскаяния и сокрушения,
противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль “Тезисов” состоит в следующем : Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Основная идея “Тезисов” - богу одно только раскаяние - наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно - феодальная собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное достояние.
Обличение скрытого
Первые теологические
С 1518 г. Рим развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от церкви.
Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения - только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.
В августе - ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: “К христианскому дворянству немецкой нации...”, “О вавилонском пленении церкви” и “О свободе христианина”. В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и “найдены формулы полного нравственно - религиозного размежевания с папством”. Лютер объявляет войну церковно - феодальному централизму.
XV-XVI века - время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и пионеров естествознания. О своем отношении к схоластике Лютер заявил летом 1517 года и затрагивает эту тему в своем программном сочинении “Гейдельбергская диспутация” (1518).
Бог, в его понимании,
Лютер оторвал веру от разума,
но одновременно отвергал
ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее безличный неподвижный двигатель Аристотеля или мироправитель евреев, но никак не распятый Христос.
Однако, отношение к Аристотелю
как к символу схоластики
годах она была на деле проведена в Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского курса были исключены аристотелевская физика, психология и метафизика. Логика, риторика сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся, что отлучив схоластику от университетов, он сделает их центром нестесненного изучения свободных искусств, практически полезных наук и нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что схоластика возрождается и продолжает расти. Поздние сочинения Лютера, в частности его обширное “Толкование Первой книги Моисея” (1534-1545), “пронизаны горьким сознанием “неистребимости” схоластического стиля мышления”.
Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, нет оснований считать его “антикоперниканцем”, поскольку он даже не знал ни имени Коперника, ни его учений.
Реформа Лютера, несмотря на относительно
прогрессивные черты, имела
Мартин Лютер - противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор умудряется продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних сочинениях.
Критика всех инстанций
Успешным продолжением
1.1.2 Жан Кальвин.
После спада первой волны
Герой его ранних сочинений (как и у Лютера) - человек, до ущербности несоразмерный творцу, но в то же время наделенный возвышенным божественным сознанием свой несоразмерности. Ничтожество трактуется как качество, присущее только одному божественному совершенству. Абсолютно неправомерно, чтобы одни люди взирали на других с божественной высоты, только перед богом люди равны.
Кальвин под влиянием идей
Лютера отрекся от
Кальвинизм,
однако, еще более упростил
Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни надо терпеть и пр. Однако, он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.
Для Кальвина демократия - не лучший способ правления, он считал наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае - умеренную демократию. С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541 году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения светской власти церкви.
Основа
кальвинизма - учение о божественном
предопределении. Кальвин
Кальвин проповедовал
Критика роскоши и праздности
переходила в отрицание
Провозглашенную Реформацией
Томас Мюнцер.
Также как и в средние века,
на теологический рационализм
в период Реформации оказывали
влияние религиозные
С
наиболее радикальным
Реформацию Мюнцер видел не сколько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально - экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Религиозно - философские воззрения Мюнцера основаны на идее необходимости установления такой “божьей власти” на земле, которая принесла бы социальное равенство. Он, как сторонник идеи уравнительного коммунизма, требовал немедленного установления на земле “царства божьего”, под которым понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни государственной власти. Власть можно считать только тогда законной, когда он осуществляется от имени народных масс и в их интересах.
По
Мюнцеру бог вездесущ во всей
своих творениях. Он проявляется, однако,
не как данность, но как процесс, открывающийся
тем, кто несет в себе божью волю. Христос
не является исторической
личностью, а воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может быть выполнена его роль искупителя.
Политическая
программа Мюнцера близка к
утопическому коммунизму, она с
необходимостью вела к полному
расхождению с мещанской
Информация о работе Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот