Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 05:23, реферат

Краткое описание

Данная тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3
1. XIII век в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4
1.1Возрождение и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4
1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5
1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9
1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9
1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10
1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12
1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13
1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13
1.3 Промышленный переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15
2. Россия и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17
2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17
2.2 "Просвещенный" абсолютизм Екатерины II……………………………………………………………………………………..….…..20
2.3 Историческое развитие России во второй половине XIX века………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

доклад по истории. 1 курс.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

   К концу XVIII в. в большинстве  стран Просвещение переживает кризис: постепенно утверждавшийся капиталистический порядок все сильнее расходился с мечтами просветителей о грядущем «царстве разума» и справедливости [1]. 

1.2.1 Английское  Просвещение.

   Особая роль Англии в истории  Европейского Просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях и первопроходцем. В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.

   Конституционные идеи Локка в  значительной мере воплотились  в политическом строе Англии, так как в нем реализовался  классовый компромисс буржуазии  и дворянства. Провозглашая высшей  целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершен-ству»1. Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIII в.

   В XVIII в. в Англии старые формы  государственной власти наполнились  новым содержанием. В 1701 г. парламент  принял два документа, которые  лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ – «Статус об устройстве королевства» – вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-1714). В то же время  
 
 

королевская власть деградировала, и при Георге II (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом  законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства.

   Парламент состоял из двух  палат – палаты лордов и  палаты общин. В борьбе парламента  с королем активное участие  принимали две политические партии  – тори и виги, созданные еще  в XVII в.

   В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга III (1738-1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

   Конституционная по сути и  парламентарная монархия, установившаяся  в Великобритании в первой  половине XVIII в., оказалась именно  предтечей того политического  строя, установление которого  влекло за собой укрепление  и победу новых капиталистических отношений [1]. 

1.2.2 Французское  Просвещение

   Идея нравственного возрождения  общества политическими методами  – народным восстанием, огосударствлением  широких сфер общественной жизни  придала особое своеобразие французскому  Просвещению, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778), Дени Дидро (1783-1784) и др.

   Политические взгляды Руссо изложил  в сочинении «Об общественном  договоре», в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо  

предлагает  обществу вновь взять власть в  свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве  каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие  в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

   Главный труд Монтескье «О  духе законов» содержал идеи  права и государства, а потому  был актуален для многих европейских  монархов. В нем Монтескье проводит  мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации.

   По своим политическим взглядам  Вольтер был монархистом, состоял  в дружбе и переписке с многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами и руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожению феодальных привилегий.

   Большое влияние на общество  оказали и так называемые энциклопедисты  – члены кружка философа Дидро,  издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию  наук, искусств и ремесел». Они  критиковали существующие взгляды  и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан [1]. 

1.2.3 Просвещение  в странах Востока

   В странах Востока антифеодальное  движение, обычно переплетавшееся с национально-освободительной борьбой, принимало формы, во многом отличные от европейских. Это  
 

обстоятельство, связанное с философскими и литературными  традициями этих стран и в значительной степени обусловленное более  замедленным (по сравнению с Европой) социально-экономическим их развитием, привело к наличию среди современных исследователей различных точек зрения на самую возможность выделения просветительского этапа в идеологии стран Востока. Некоторые исследователи считают, что страны, не достигшие того уровня экономического развития, на котором находилась Западная Европа в XVIII веке, не знали особого просветительского этапа, но большинство востоковедов признаёт его наличие (чаще всего относя его — по крайней мере для большинства стран Востока — к XIX — началу XX вв.). Несмотря на значительную специфику просветительского движения (отсутствие чёткой грани между чертами Позднего Возрождения и раннего Просвещения, большая роль религиозной идеологии в Просвещении стран Востока), важнейшие черты просветительского мировоззрения на Востоке в основном аналогичны западным. Эти общие черты — результат не только типологического единства, но и взаимосвязей, взаимообогащения национальных культур. Позднее Просвещение в странах Востока (2-я половина XIX — начало XX вв.) развивалось под значительным воздействием идей европейского Просвещения.

   В Китае антифеодальная борьба, переплетавшаяся с национально-освободительной  борьбой против маньчжурских  захватчиков, зарождение буржуазных  отношений вызвали идеи, близкие к идеям западноевропейского Возрождения и Просвещения. В XVII—XVIII вв. появляется плеяда учёных, философов и писателей, критически и рационалистически мыслящих, которые выдвигают принципы научного исследования, критикуют догмы и традиционные формы воспитания, пропагандируют образование, основанное на реальных знаниях, а не на схоластических «экзаменационных сочинениях» и комментариях к конфуцианским классикам. Деятели раннего Просвещения — участники вооружённой борьбы с маньчжурскими завоевателями (Хуан Цзунси, Гу Янь-у, Ван Фу-чжи) критиковали феодальные отношения, но стояли на позициях просвещённого абсолютизма. Законы природы они объясняли с материалистических позиций, утверждали, что общественная жизнь, как и природа, подчинена определённым закономерностям, развивали теории общественного

равенства, внесословной ценности человека, его  естественных прав. Одни из них призывали  к «возрождению древности», другие (Ван Фу-чжи) выдвигали идею прогрессивного развития человечества. Деятели 2-го этапа китайского Просвещения (середина XIX в.) требовали «частичных реформ» по образцу стран Западной Европы, боролись против политики «закрытых дверей», выступая за контакты с другими  странами (Вэй Юань, Гун Цзы-чжэнь, Ван Тао). В конце XIXв. просветители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун получили возможность реально осуществить некоторые буржуазные реформы. Установление причинной связи между средой и человеком, обнаружение обусловленности характера человека обстоятельствами его жизни, представление о природном равенстве людей обогатили китайскую литературу XVIII—XIX вв., оказав большое влияние на сатирический роман («Неофициальная история конфуцианцев» У Цзин-цзы), бытовой роман («Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня), сатирико-фантастический роман («Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня) и обличительные романы начала XX в.

   В Корее раннее просветительство развивалось в рамках идейного течения «за реальные знания» (Сирхакпха). Его представители — Пак Че Га, Лю Хён Вон, Ли Ик  настаивали на необходимости развивать практически полезные науки и знакомиться с научно-техническими достижениями других стран. Антифеодальная направленность выступает в произведениях Пак Чи Вона и Чон Як Ена, на взгляды которых большое влияние оказали идеи китайских просветителей Гу Янь-у и Хуан Цзун-си. Образцы корейской просветительской сатиры — новеллы Пак Чи Вона, некоторые анонимные повести и новая проза начала XX в. В целом на 2-м этапе (в конце XIX — начале XX вв.) корейское Просвещение носило менее радикальный характер: вопросы воспитания и просвещения оттесняли в нём социальные и политические проблемы. Джи Сок Ён, Пак Ын Сик, Чу Си Ген  выступали как пропагандисты европейской научной и технических достижений, требовали широких реформ народного образования.

   В Японии уже в XVIII в. передовые  мыслители противопоставляли конфуцианской  схоластике опытные знания, призывали к знакомству с западной наукой (Миура Байэн, Ямагото Банто), развивали материалистические идеи (Ито Дзинсай, Андо Сёэки, Камада Рюкю). Японское Просвещение 2-й половины XIX в. (после «революции Мэйдзи»1867—1868) отличалось большим радикализмом просветителей, объединившихся вокруг общества «Мэйрокуся» (основанном в 1873) и  
 

его журнала  «Мэйроку-синси». На японский язык переводятся  «Дух законов» Монтескье и «Общественный  договор» Руссо, проникшие затем  и в Китай, Корею, Вьетнам. Расцветает публицистика, появляется жанр политического романа (Комуро Ангай-до, Яно Рюкэй, Дзиппэнся Икку), закладываются основы реалистической литературы (Фтабатэй Симэй).

   В странах Ближнего и Среднего  Востока просветительские идеи  развивались во 2-й половине XIX —  начале XX вв. под влиянием как западноевропейского, так и русского Просвещения (проводниками его идей нередко были представители восточных народов, входивших в состав Российской империи, например М. Ф. Ахундов). Просветительский характер носило конституционное движение в Турции, связанное с именем Намыка Кемаля, Ибрахима Шинаси. Иранские просветители под руководством Мирзы Мальком-хана вели борьбу за превращение страны в конституционную монархию.       Просветителей Сирии, Египта (Бутрус аль-Бустани, Ф. Марраш, Абд-аррахман аль-Кавакиби, Рафаа ат-Тахтави), Ирана (Мальком-хан, Абдаррахман Талибов), Турции (И. Шинаси, Н. Кемаль) объединяла вера в силу образования и просвещения (которые представлялись им важнейшим средством преобразования общества и освобождения народа), вера в неограниченные возможности человеческого разума, пропаганда западноевропейской науки и культуры, призыв к национальному единству, критика феодального строя и колониализма. Идеи просветителей находили выражение в публицистике и художественной литературе; появляются очерки, эссе, памфлеты, назидательно-философские повести (Селим аль-Бустани, Фарах Антун), исторический роман (Дж. Зейдан), просветительско-бытовой роман (Н. Кемаль, Ахмед Мидхат и др.). Переводы западноевропейской литературы и появление национальной публицистики способствовали становлению прозаического литературного языка.

   В Индии у истоков просветительского  движения 1-й половины XIX в. стоял  Раммохан Рай, один из основателей  индийской прессы, пропагандист  идей Ф. Бэкона, французских просветителей и английских утопических социалистов. После Индийского народного восстания 1857—1859 возникают просветительско-реформаторские общества и группы, которые переводят на индийские языки европейскую литературу, ведут борьбу за открытие учебных заведений западного типа, требуют свободы слова и печати. Ведущей фигурой индийского Просвещения конца XIX — начала XX вв. был Свами Вивекананда. Идеи индийского Просвещения нашли яркое выражение в творчестве романистов Н. Ахмада, Ф. Сепапти, П. Митро, а также в драме (М. М. Дотто) и сатирических повестях [7]. 

Информация о работе Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот