Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 05:23, реферат

Краткое описание

Данная тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья. Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3
1. XIII век в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4
1.1Возрождение и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4
1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5
1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7
1.1.3 Мистическое учение Якоба Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9
1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9
1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10
1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12
1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13
1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13
1.3 Промышленный переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15
2. Россия и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17
2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17
2.2 "Просвещенный" абсолютизм Екатерины II……………………………………………………………………………………..….…..20
2.3 Историческое развитие России во второй половине XIX века………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

доклад по истории. 1 курс.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

                        

                     Сибирский Государственный университет физической культуры и спорта. 
 
 
 
 
 
 

             Кафедра философии и истории. 
 

                    

            Реферат.

       Тема: «Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот». 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила: студентка 1 курса

                                                            Гуманитарного факультета

                                                            116 группы

                                                            Кузнецова Виктория 
 
 

                                               Омск 2011 
 
 

Содержание:

Введение  …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…3

1. XIII век  в европейской и мировой истории…………………………………………………………………………………………………………4

   1.1Возрождение  и Реформация……………………………………………………………………………………………………………………….....4

      1.1.1 Мартин Лютер……………………………………………………………………………………………………………………………………….……5

      1.1.2 Жан Кальвин………………………………………………………………………………………………………………………………………..…..…7

      1.1.3 Мистическое учение Якоба  Бёме………………………………………………………………………………………………………...…..9

      1.1.4 Контрреформация……………………………………………………………………………………………………………………………..……...9

   1.2. Просвещение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….…10

      1.2.1 Английское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…..12

      1.2.2 Французское Просвещение………………………………………………………………………………………………………………….…13

      1.2.3 Просвещение в странах Востока………………………………………………………………………………………………………..…..13

   1.3 Промышленный  переворот………………………………………………………………………………………………………………………...15

2. Россия  и Европа в XVIII-XIX веках………………………………………………………………………………………………………………..…….17

   2.1 Становление абсолютной монархии в России………………………………………………………………………………………......17

   2.2 "Просвещенный"  абсолютизм Екатерины  II……………………………………………………………………………………..….…..20

   2.3 Историческое  развитие России во второй  половине XIX века………………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..……………….…………25

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Данная  тема интересна тем, что XVIII-XIX века стали переломными для русской и европейской культур, никогда ещё темпы развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. XVIII век ассоциируется с эпохой Просвещения, третьим духовным переворотом, который полностью покончил с системой ценностей Средневековья.  Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни.

   Этот  период наглядно продемонстрировал  всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который  был глубоко погребен под вековой  пылью консерватизма. Но, не смотря на гигантский скачек, совершенный Россией за необычайно короткие сроки, внимание нужно обратить на тот  факт, что политику, экономику и культуру нашей страны строили по прототипам европейских государств, насильственно насаживая европейские методы и формы работы, порой не подходящие для российской действительности. Такая политика ведет к утрате традиционных форм культурной жизни, что в свою очередь приводит к негативным и деструктивным процессам, меняются смыслы и идеалы, нормативные установки, ценностные ориентиры, образцы поведения и жизненные модели.

   Цель  данной работы заключается в  раскрытие значимости XVIII-XIX веков для российской и мировой истории. В своем докладе я рассмотрела важнейшие вопросы, связанные с эпохой Просвещения и промышленным переворотом, а также проанализировала период складывания абсолютной монархии в России.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. XIII век  в европейской и мировой истории. 

1.1Возрождение  и Реформация.

   Возрождение (Ренессанс) определяется  как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций [8].

   Последним хронологическим периодом  Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный  переворот в развитии европейской  культуры. Обычно историческое значение  Возрождения связывают с идеями  и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

   И этому обожествленному человеку  гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к “умствованию” и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.

   Реформация - это широкое религиозное  и социально-политическое движение, начавшееся в начале XVI века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

   Термин “Реформация” выражает  ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Ф.Энгельс определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика относилась немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, рождавшегося класса буржуазии.

   Процесс преодоления средневековой  схоластики в принципе осуществлялся  двумя путями: с одной стороны,  через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно “вызревают” в недрах феодализма с его натуральным производством.

   Совершенствование орудий труда  и специализация вели к зарождению  множества поселений и городов,  которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.

   Универсальным выражением этих  потребностей стал гуманизм Возрождения,  однако культура, науки, учения  были доступны узкому кругу  людей и не могли способствовать  победе нового строя.  
 

   Духовную жизнь того времени  определяла религия. Тогда почему же церковь не смогла дать отпор вызову времени. Почему не противостояла протестантизму? Потому, что протестанты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна!

  Католическая  церковь, имея власть над Западной  Европой и несметные богатства,  оказалась в печальном положении.  Возникнув как движение униженных  и порабощенных, бедных и гонимых,  христианство в средние века  стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия-Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

   Для европейского реформаторского  движения, для его первых шагов большое значение имеет учение чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус нападал на церковь как на чужеродное, паразитирующее образование.

   Целый ряд элементов, предвосхищавших  реформу церкви, содержался уже  в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс  неотделимы друг от друга.  

1.1.1 Мартин  Лютер. 

   Реформаторское движение в лице  Мартина Лютера (1483 - 1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна Гуса, не был философом и мыслителем.

Родители  реформатора происходили из тюрингенских податных крестьян. В 1537 году в одной из “застольных речей” Лютер так говорил о своем детстве и отрочестве: “Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. За один-единственный орех, на который я как-то позарился, мать выпорола меня до крови. Этим суровым обращением они, в конечном счете, и толкнули меня в монастырь. Хотя они искренне полагали, что делают мне хорошо, я был застращен ими до робости”.

“На мой  взгляд, - пишет Э.Ю. Соловьев, - решение  Лютера уйти в монастырь может рассматриваться в качестве предельного выражения той разочарованности в возможностях практического успеха, которая вообще была характерна для предпринимательски-бюргеровского сословия, заброшенного в ситуацию торгашески-феодального грабежа лишенного всякой религиозно-нравственной опоры. Одновременно это решение содержит в себе и момент несломленной бюргеровской гордости: стремление добиться своего на путях “одобряемого богом” аскетического практицизма”.

   В июле 1505 года Лютер ушел в  монастырь августинцев, известный особой строгостью устава. Однако, результат его всевозможных аскетических усилий был плачевным. Что ни делал Лютер, сознание богооставленности не покидало его. В 1512 году Лютера вновь постиг приступ меланхолии, и он уединился в келье, где он начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов. Неожиданно для себя он обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело и “перевороту” в сознании Лютера понимания проблемы оправдания и спасения. “Лютер осознал себя непосредственно причастным к богу через ту самую судящую способность совести, которая как раз и свидетельствовала о его богооставленности”.

Информация о работе Россия и мир в XVIII-XIXв.: попытки модернизации и промышленный переворот