Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:46, контрольная работа
После смерти Василия III в 1533 г. великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Сразу после этого развернулась борьба за московский престол: было предпринято несколько попыток свержения Ивана IV его мать - регентшу Елену Глинскую, сначала братьями отца, затем дядей Елены - Михаилом Глинским, опиравшимся на удельных князей Бельских, Воротынских, Трубецких.
1. «Избранная рада» и поиск путей укрепления
государственной власти 3
2. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия 10
3. Внешняя политика России в правление Ивана Грозного 12
4. Список использованной литературы 15
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ПРАВА»
Учебная
дисциплина – Отечественная
история
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. ИВАН ГРОЗНЫЙ
(контрольная
работа)
Выполнил:
студент 1 курса
Заочного факультета
Адрес:
Саратов
– 2011
Содержание
1. «Избранная
рада» и поиск путей укрепления
государственной власти 3
2. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия 10
3. Внешняя политика России в правление Ивана Грозного 12
4. Список
использованной литературы 15
После смерти Василия III в 1533 г. великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Сразу после этого развернулась борьба за московский престол: было предпринято несколько попыток свержения Ивана IV его мать - регентшу Елену Глинскую, сначала братьями отца, затем дядей Елены - Михаилом Глинским, опиравшимся на удельных князей Бельских, Воротынских, Трубецких.
В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Никто из них не стремился вернуться ко временам феодальной раздробленности. Борьба велась только из-за обладания властью и связанными с ней богатствами.
В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные новгородская и московская монетные системы). Местное управление было укреплено проведением губной реформы.
Тем не менее боярское правление было неблагоприятным периодом для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди были заняты отстаиванием своих собственных корыстных интересов, а не интересов страны.
Борьба вокруг престола, бесконечные интриги, заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка - будущего государя. В нем сформировались противоречивые черты характера, свидетельствовавшие о незаурядных способностях, гибком и насмешливом уме. В то же время у него рано развились подозрительность, привычка скрывать свои мысли, недоверие к людям, склонность к лицемерию, свидетельствовавшие об отсутствии родительской заботы и материнской ласки. Он рано повзрослел, пристрастился читать, получив таким образом отличное образование по тому времени, обладая по свидетельствам современников хорошей памятью. До нашего времени дошли его письменные труды, богословского, политического содержания среди которых значительное место занимает переписка с князем Андреем Курбским. В ней изложены взгляды Ивана на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цитатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой римской византийской истории и литературы. Основная мысль занимающая Ивана - о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти (“Несть власти аще не от бога. Всяка душа властем предержащим да повинуется”/1/), о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Царствование Ивана Грозного историки разделяют на две эпохи: на светлую (1547-1560) и на мрачную (1564-1584). Между ними краткий «переходный» период четерёх лет (1560-1564).
В
первую эпоху молодой царь полный
энергии и добрых начинаний, охваченный
деятельной мыслью предпринимает целый
ряд правительственных мер, и
большей частью с успехом; поддерживает
планы и начинания своих
Первым шагом на пути укрепления власти Ивана IV становится его венчание на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государями.
В феврале 1547 года также по инициативе митрополита в Москве был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.
В 1549 году вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц – Избранная Рада (названная так А. Курбским), которая не являлась формальным государственным учреждением, по сути, была правительством от имени царя, управляющая государством. Избранная Рада проводила компромиссную политику распределения прав и привилегий бояр на дворян, которая, несмотря на ее непоследовательность, была выгодна, прежде всего, дворянству.
Избранную Раду возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады принимали участие представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курляев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса.
Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие названия реформ середины ХVI в. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 г. талантливым публицистом дворянином И.С. Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства в интересах консолидирующегося служилого дворянства.
Основной проблемой внутриполитической жизни России XVI в. является выбор путей централизации государства. Централизация – процесс закономерный, конкретные обстоятельства могут задержать его, но не повернуть вспять. Даже боярское правление – этап на пути централизации.
В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, сохранил Юрьев день, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян и разрешал обращать холопов в крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были также внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти - контроль наместников, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивался приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на стремление государства не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население должно было нести тягло - совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI веке установилась единая для всего государства мера взимания налогов - "соха" (земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель в среднем от 400 до 600 десятин (гектаров)), для чего регулярно производилась опись городских и сельских земель, находившихся в хозяйственном обороте - "сошное письмо".
Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стал первый сословно-представительный законосовещательный институт - Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из Боярской думы, "Освященного собора" из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе Собора, однако, не участвовали выборные от социальных низов (податных сословий). Созыв Земского собора явился вехой в формировании сословно-представителъной монархии и способствовал укреплению царской власти. Именно Собор 1549 года поддержал решение правительства о подготовке нового Судебника. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584 и вначале 1598 гг., однако регулярно действующим "парламентским" органом, ограничивающим самодержавие в России, ни в XVI веке, ни позже они так и не стали. В эпоху правления Ивана Грозного продолжала существовать и Боярская дума на правах совещательного органа при царе. Количество членов Думы (включая не только бояр, но и окольничих) не превышало 24 человек. В XVI веке в число думных бояр начинают жаловать представителей княжеских родов. Помимо этого в заседаниях Думы стали принимать участие думные дворяне и думные дьяки.
В литературе Избранная рада зачастую характеризуется как правительство соглашения, компромисса между различными слоями господствующего класса. Думается, что правильнее характеризовать его как правительство реформ, которые были выгодны всему господствующему классу. Реформы были направлены на создание стройного государственного аппарата в центре и на местах, на укрепление правосудия и создание сильной армии.
В целях укрепления вооруженных сил Российской державы в 1550 года правительством Избранной рады начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности воевод) на время походов. В соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 года в Московском уезде была "испомещена" "избранная тысяча" - 1078 провинциальных дворян, "лутчих слуг", которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти.
Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: "по отечеству" (по происхождению) и "поприбору" (по набору). Службу "по отечеству" проходили дворяне и дети боярские. Их военно-административные обязанности регулировались изданным в 1556 году "Уложением о службе" (первым воинским уставом), переходили по наследству и налагались с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли "в трех полях" и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина "конно и оружно", а в случае недодачи налагался штраф, поощрялись перевыполнившие эту норму.
С 1550 года формируется постоянное стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы набрали 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 "приказов" (полков). К концу XVI века в стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек. Они являлись наиболее мощной боевой силой русской армии. К "приборным людям" относились также казаки, воротники, казенные кузнецы и другие категории. Неся службу по городам и на границах, "приборные люди" селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные "дачи", а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. Помимо этого им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами.
В военную службу нанимались и иностранцы - служилые иноземцы (в основном, поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI в. составляло около 2,5 тыс. человек.
Правительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению государственного аппарата как центрального, так и местного звена. Вплоть до эпохи Ивана Грозного существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна (Казенный двор) - не только главный финансовый орган, но и государственная канцелярия, в которой трудились дьяки, ведшие разрядные, поместные, ямские, разбойные и другие дела. В 1550-е годы оформляется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений, выросших из дьяческих "изб", - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века насчитывалось уже до 30 приказов).
Важнейшими учреждениями общегосударственной компетенции являлись Посольский приказ, отвечавший за внешнюю политику России, Разрядный приказ - главное военное ведомство, занимавшееся сбором дворянского ополчения, распределением вооруженных сил по всей территории страны, назначением воевод, и, наконец, Поместный приказ, в функции которого входили учет и описание земель, а также населения, проживавшего в частных владениях. Разбором жалоб и подготовкой решений по ним царской власти занимался Челобитный приказ. Особое учреждение по борьбе с "лихими людьми" представлял Разбойный приказ. Финансовые поступления налогов в государственную казну были главной заботой Приказа Большого прихода. В компетенцию особого Земского приказа входило управление внутренней жизнью и обеспечение общественного порядка в столице.
Появляются также и приказы, ведающие делами отдельных территорий, например, Приказ Казанского дворца - по управлению присоединенным Казанским ханством, из которого позже выделился Сибирский приказ.
Информация о работе Российское государство в середине и второй половине XVI в. Иван Грозный