Религия древних славян и ее связь с восточными культами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ Религии древних славян и ее связь с восточными культами.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проследить взаимосвязь между восточными религиями и религией древних славян;
2. Определить возникновение древних восточных славян;
3. Проанализировать возникновение христианства и искоренение язычества на Руси.

Оглавление

Введение 3
1. Восточнославянское государство 6
1.1. Анты - первое восточнославянское государство 6
1.2 Древнейшее прошлое восточнославянского язычества 12
2. Древние славяне и христианство 23
2.1 Наследство и наследие князя Владимира 23
2.2 Двоеверие на Руси 27
2.3 Культура Древней Руси 29
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Решение.docx

— 87.38 Кб (Скачать)

Древнерусские былины, как  и песни дружинников, исполняли  под музыку. Свадьбы и похороны на Руси сопровождались хоровым пением и песнями-плачами. Под сводами  храмов звучала византийская церковная  музыка. Церковные хористы знали  ноты, которые записывали с помощью  букв.

О бродячих народных артистах (скоморохах) рассказывают летописи и  фрески. Играли скоморохи на флейтах, трубах, щипковых инструментах - лютне  и псалтыри, на барабанах, тарелках (кимвалах), гуслях, небольших органах.

Древняя Русь славилась мастерством  ремесленников, изготавливавших изделия  из железа и стали более 50 видов. Больших успехов достигло искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась довольно сложная техника:

- зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков;

- скань: орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которая напаивалась на металлическую поверхность (кружевное плетение из проволоки);

- перегородчатая эмаль: промежутки между сканными перегородками заполнялись разноцветной эмалью;

- филигрань: скань плющилась, надрезалась под разными углами и полировалась, наполнялась блестящими камешками и узорами.

На весь мир были известны «русские» мечи с узором на клинке и художественной отделкой рукояти. В совершенстве владели своим  ремеслом резчики по дереву, гончары, косторезы, каменщики, плотники.

Древнерусское зодчество  долгое время было деревянным. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские  и боярские терема, городские крепости. Для русской деревянной архитектуры  была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками, теремками, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.

Всего на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI–XII вв. преимущественно  крестово-купольного типа, пришедшего к нам из Византии и как бы в  уменьшенном виде отображавшего  мироустройство: четыре, шесть или  более столбов (столпов) в плане  образовывали крест, над которым  возвышался купол. Восточная часть  храма называлась алтарной. Она отделялась от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, задрапированной  богатыми тканями. Сюда же вешали иконы. Впоследствии их количество увеличилось, и место преграды занял иконостас с 5–7-ю рядами икон. В западной части располагался балкон для князя и его семьи, куда переходом можно было попасть непосредственно с княжеского двора.

Первые русские храмы  были выстроены греческими мастерами  в соответствии с византийскими  архитектурными традициями, а построенный  при Ярославе Мудром Софийский собор  в Киеве отразил сочетание  славянских и византийских традиций: однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду, характерную  для русского деревянного зодчества.

В XII–XIII вв. древнерусское  зодчество пополнилось прекрасными  образцами архитектуры: Собор С  в. Софии в Новгороде, церковь  Спас-Нередица, величественные Успенский и Дмитревский соборы, белокаменные Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Храмы в Древней Руси издавна были средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаики, торжественное богослужение, церковное пение - все это составляло в нем удивительное единство.

Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники  вносили в произведения авторскую  манеру исполнения и живые черты  народного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи - «Николы», где преобладали яркие  краски - красная, зеленая, синяя. В лицах  святых было меньше, чем раньше, строгости  и аскетизма, а их черты приобретали  характерный славянский тип.

Фрески Владимиро-Суздальской  земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А  на иконах святые иногда очень походили на князей.

Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская Богоматерь », выполненная неизвестным греческим  живописцем XI–XII вв. Художнику удалось  передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.

Большой успех приходит к  русским мастерам - иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.

Широкое распространение  получила резьба по дереву и камню. Монументальная скульптура языческих  времен не нашла применения, так  как церковь видела в ней напоминание  о низвергнутых идолах языческой  веры. На капителях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантастических животных.

На шиферных и известковых  плитах художники делали полуобъемные изображения - рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие  персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской  лавры изображены Геракл и волшебница Кибела.

Расцвет русской культуры был прерван нашествием Батыя  и установившимся ордынским владычеством. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или  увезены в плен.

Многие виды ремесел были утрачены. Прекращено каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню, приостановилось развитие фресковой  живописи. Особенно сильно пострадали письменные источники. Во время многочисленных набегов погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы.

Утраченные ценности восстанавливались  с трудом: сказывался не только недостаток средств, но, и, самое главное, специалистов. Ведь секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику, и  смерть мастера нередко приводила  к утрате целых направлений в  искусстве и ремесле. Монгольское  владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конечно, рассказывать о  чертах язычества в христианстве можно бесконечно, упоминая не только культуру древних восточных славян. Оно проникло гораздо глубже в  нашу культуру: в музыке это, во-первых, конечно, Модест Петрович Мусоргский и  его «Сорочинская ярмарка», законченная  Кюи в 1916 г, и «Хованщина», оконченная Н.А. Римским-Корсаковым. И не можем  мы себе представить наше музыкальное  наследие без «Снегурочки» (1881), «Садко» (1896), «Кащея Бессмертного» (1902) того же Н.А. Римского-Корсакого, а его «Сказание о невидимом граде Китеже».

Свой вклад в сохранение язычества внес и Игорь Федорович  Стравинский: «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913).

В живописи главный хранитель  древности - это, конечно, Виктор Михайлович Васнецов, который и сам себя называл: «Я - былинник, гусляр живописи!». Его  бессмертные картины: «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет».

В литературе первое место  занимает великий поэт и сказочник  А.С. Пушкин: «Сказка о золотом  петушке», «Сказка о мертвой царевне  и семи богатырях», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане…».

Перечень этот бесконечен. Каждый человек, а значит и каждый деятель культуры в той или  иной степени соприкасается с язычеством.

И пока мы интересуемся нашими корнями, поем народные песни («Во поле березка стояла», «Я пойду ли молоденька», «Ой, мороз, мороз» - ведь их знают все); рассказываем и читаем детям сказки, несем в дом березу на Троицу, слушаем народную и классическую музыку.

 Да, пока мы живем  русскими людьми, никуда не денется  язычество и будет также гармонично  сливаться с христианством и  нашей жизнью. И это прекрасно,  потому что нет ничего лучше  и полезнее, чем знать свою  историю, свою культуру, свои традиции.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М.: изд. АЗ, 1997 г.;
  2.   Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989 г.;
  3. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов медицинских универси-тетов / Составитель и ответственный редактор Е.Б.Зыкина. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2002. 161 с.;
  4. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М-1997 г. с. 9-10;
  5.   Раушенбах Б.В. Сквозь глубину веков. М-1988 г.;
  6.   Б.А. Рыбаков. Культура средневекового Новгорода. М-1988г, с. 351-352, 357, 359;
  7.   Д.С.Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л-1962г;
  8. Крянев Ю.В., Павлов Т.П. Двоеверие на Руси. М-1988г, с.365.

1 Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М.: изд. АЗ, 1997 г.

2 Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989.

3 Основы культурологии. Учебное пособие для студентов медицинских универси-тетов / Составитель и ответственный редактор — Е.Б.Зыкина. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2002. 161 с.

4 Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX-XIX вв. М-1997 г. с. 9-10

5 Б.В. Раушенбах. Сквозь глубину веков. М-1988г.

6 Б.А. Рыбаков. Культура средневекового Новгорода. М-1988г, с. 351-352, 357, 359

7 Д.С.Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л-1962г

8 Крянев Ю.В., Павлов Т.П. Двоеверие на Руси. М-1988г, с.365

 

Информация о работе Религия древних славян и ее связь с восточными культами