Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ Религии древних славян и ее связь с восточными культами.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проследить взаимосвязь между восточными религиями и религией древних славян;
2. Определить возникновение древних восточных славян;
3. Проанализировать возникновение христианства и искоренение язычества на Руси.
Введение 3
1. Восточнославянское государство 6
1.1. Анты - первое восточнославянское государство 6
1.2 Древнейшее прошлое восточнославянского язычества 12
2. Древние славяне и христианство 23
2.1 Наследство и наследие князя Владимира 23
2.2 Двоеверие на Руси 27
2.3 Культура Древней Руси 29
Заключение 38
Список использованных источников 39
Важным индикатором смешения
традиций можно назвать жезлы. Древнейшие
жезлы, атрибут Перуна, языческой
эпохи завершались головой
А в XVI в., одновременно с сектой стрегольников, вновь появляются бородатые человеческие головы. Кроме того, тогда же, когда обострились определенно отрицательные настроения народа к феодальной церкви, наблюдаются проявления антиклерикальных воззрений и даже возврат к языческим представлениям. Например, страницы церковных книг городские художники стали украшать инициалами, которые не связывались с текстом, образы повседневного быта: Глашатай с трубой, охотник с собакой, горожанин, греющий руки над огнем.
Резчик по дереву Яков Федотов в 1339г. изготовил огромный крест с надписью секты стригольников с драконьими головками в орнаменте. Одновременно вновь появляются старые символы плодородия - ромбы с усиками6.
О том, что хотя все более и более отходят в прошлое языческие верования и обычаи, тем не менее, все-таки они существуют на Руси в XIII-XIV вв., пишет и Д.С.Лихачев в своей книге «Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Так, например, он пишет, что: « еще в 1274г. церковным собором во Владимире отмечались игрища, на которых по субботам и воскресеньям собирались новгородцы, « ристали и ржали, как ковш, и делали скверну». Еще в к.XIIIв. в Новгороде существовал языческий обычай водить невест к воде. Еще в первой половине XIV в. при сливании кваса окружающие поднимали страшный шум, призывая и величая языческих богов (в том числе и кваса), и били в бочки. Но уже под1358г. в новгородской летописи отмечалось, что новгородцы «того же лета целоваша (т.е. клялись) бочек не бити»7.
А русская деревня еще долго-долго была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных и животных, очевидно, связанны были с их животными свойствами. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком.
В оформлении оружия и воинских доспехов многие орнаментальные композиции сложились на почве политеистической мифологии8.
2.3 Культура Древней Руси
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось древнерусское государство, неоднородное в области социально-экономических отношений и культуры.
В одних районах - в Поднепровье,
в Новгородской земле - процесс феодализации
шел интенсивнее, в других - пережитки
патриархально-родовых
- в тесной связи с
культурными традициями
- во взаимодействии
- в складывании в рамках
древнерусского государства
Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие - сочетание христианской веры и прежних языческих (ведических) обычаев.
Древнерусская культура по своему происхождению и характеру была европейской культурой, впитавшей значительное воздействие культур Востока. Наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Значительное византийское влияние не означало того, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее - опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси проявила яркие самобытные черты.
В XI–XII вв. Русь поддерживала
весьма широкие отношения и с
восточными соседями, и со странами
Центральной и Западной Европы. В
то время Древнерусское
Период феодальной и политической раздробленности не стал периодом упадка русской культуры и утраты ее общерусского содержания. Напротив, русская культура переживала подъем и достигла высокого по меркам своего времени развития. В XII–XIII вв. наиболее крупными из местных культурных центров были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич и другие.
К сожалению, значительная часть памятников древнерусской культуры погибла во время нашествия и войн, в огне пожаров. Большая утрата произошла и в годы фашистского нашествия. Тем не менее, история сохранила некоторые источники и сведения о той далекой эпохе.
Письменность у славянских племен зародилась еще до принятия христианства. Известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих», не имевшихся в греческом языке букв.
Арабские авторы X в. упоминают о надписях по-русски на камне и дереве; текст договора князя Олега с греками был составлен на двух языках - греческом и русском. В Новгороде, Смоленске, Полоцке, Пскове и других городах найдено более 600 берестяных грамот, которые содержат хозяйственные и бытовые сообщения. Создателями славянского бытового алфавита - кириллицы - были просветители, братья Кирилл и Мефодий.
Широкое распространение грамотности на Руси (среди духовенства, князей, бояр, горожан) началось с распространением христианства. Дочь Ярослава Мудрого Анна была одной из первых грамотных русских женщин. Образованные жители страны знали иностранные языки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Ярослава Мудрого Всеволод - пятью языками.
Учить на Руси в школах стали при Владимире Святом. В XI в. Ярослав Мудрый повелел создать школы для мальчиков из «лучших людей» и поповичей. В школах учили писать, читать и считать. Специального образования на Руси не существовало. Зодчие, врачи, полководцы учились на практике.
Происходило постепенное накопление научных знаний. Получают распространения сведения по географии, медицине, зоологии, всемирной истории и др.
Религиозное объяснение многих явлений природы мешало развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения и прочее, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.
Сведения по математике,
механике, астрономии, химии, агрономии,
географии использовались в
Значительно обогатились географические знания русских людей. Образованный человек того времени имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и части Африки, к которой примыкала Палестина. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим. Приобретению знаний способствовали:
- торговые связи;
- военные походы;
- путешествия отдельных лиц.
При Владимире Святом на Руси стали переводить и переписывать книги. В период правления Ярослава в Софийском соборе в Киеве завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище.
Писцы-монахи копировали Библию, Евангелие. Из отрывков сочинений византийских и античных авторов составлялись «изборники», которые были очень популярны.
Книги писали на телячьей коже
- пергаменте. На большую книгу «уходило»
стадо телят. Книги имели небольшие
рисунки - миниатюры, рисованные заставки.
Обложки изготавливались из дерева
и кости, оковывались драгоценными
металлами, украшались самоцветами. До
сих пор сохранилось выражение:
«Прочесть от доски до доски», или
«от корки до корки». Книги ценились
очень дорого, поэтому их хранили,
передавая как часть
Литературных произведений времен древнерусского государства сохранилось немного. Наиболее выдающиеся из них: «Остромирово Евангелие», «Изборник» князя Святослава, «Моление Даниила Заточника », «Поучение детям » Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе » Иакова Мниха или Лазаря, «Слово о законе и благодати », «Повесть временных лет » и другие. Хотя эти произведения писались по заказу князей и духовенства, они донесли до наших дней сведения о жизни и быте людей того времени, содержали призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.
Период феодальной раздробленности
нашел отражение в летописях
отдельных земель. «Псковская летопись
» звучит как героическая военная
хроника; «Ипатьевская летопись » описывает
княжеские усобицы Галицко-
Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве » - повествование о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев. Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого усобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение русских земель, воспевает мирный труд земледельца.
В «Притче о человеческой душе » (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское учение, дает свое толкование смысла человеческой жизни, рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.
Широкое распространение получило устное народное творчество: местные сказания, «рыцарские» песни дружинников о походах, былины о богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Легенды попали на страницы летописей.
Известны предания о Кие и об основании Киева, о мести Ольги и многие другие. Былины и сказания обогатили наш язык поговорками, яркими образами мудрой народной речи.
Информация о работе Религия древних славян и ее связь с восточными культами