Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ Религии древних славян и ее связь с восточными культами.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проследить взаимосвязь между восточными религиями и религией древних славян;
2. Определить возникновение древних восточных славян;
3. Проанализировать возникновение христианства и искоренение язычества на Руси.
Введение 3
1. Восточнославянское государство 6
1.1. Анты - первое восточнославянское государство 6
1.2 Древнейшее прошлое восточнославянского язычества 12
2. Древние славяне и христианство 23
2.1 Наследство и наследие князя Владимира 23
2.2 Двоеверие на Руси 27
2.3 Культура Древней Руси 29
Заключение 38
Список использованных источников 39
Как и во время гуннского нашествия, удару подверглись славянские поселения. Но прошло то время, когда славяне безропотно сносили насилие кочевников. К этому времени сами они уже не раз ходили походами на своих соседей, имели сильные дружины. В течение VI – VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны и заключали мирные договоры. Однажды во время таких мирных переговоров вероломно был убит один из славянских вождей по имени Мезамир. В союзе с франкским королем Карлом Великим славяне в конце VIII в. разгромили авар.
Но в это время в Восточной Европе появилась новая тюркская орда - хазары. Они прошли через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье, заняли территории в предгорьях Кавказа. На долгие столетия эти кочевники стали опасными соседями восточных славян. Часть их племен, так же как и многие угрофинские народы, оказалась в зависимости от Хазарского каганата. Владыка хазар именовал себя каганом (ханом ханов).
В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. В дальнейшем значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. Часть из них приняла иудейскую религию, но значительная часть хазар стала мусульманами. С восточными славянами у Хазарии сложились непростые отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами, поскольку славяне стремились освободиться от хазарского владычества
Ко времени зарождения
государства у восточных славян
была уже сложная, разнообразная
религия, с детально разработанными
обычаями и ритуалами. Ее истоки уходят
в индоевропейские верования
и еще более глубокую древность.
Именно тогда зарождались
Как и другие древние народы,
в частности древние греки
или римляне, славяне населили мир
разнообразными богами и богинями.
Были среди них главные и
Во главе славянских божеств стоял великий Сварог - бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.
Его сыновья Сварожичи - солнце и огонь - были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян «даждьбожьи внуки». Молились славяне Роду и роженицам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.
По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угрофинскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон.
Так, в VIII – IX вв. у славян почитался бог солнца Хоре, который явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подземного царства, божество плодородия.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде.
Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун - молния, высшее божество - был непобедим. К IX в. он стал главным богом восточных славян.
Но языческие представления
не исчерпывались лишь главными богами.
Мир был населен и другими
сверхъестественными
Название «русалка» происходит от слова «русый», отдельного, что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
Славяне считали, что каждый
дом находится под
1.2 Древнейшее прошлое восточнославянского язычества
Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т.е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы "отгораживались" от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.
Язычество древних славян
имеет глубокие корни. Истоки его
видятся за много тысячелетий
до начала нашей эры. А отголоски
сохранялись до недавнего времени.
Говоря о своеобразии в эволюции
и формах восточнославянского и
древнерусского язычества, мы не должны
забывать, что его развитие не шло
в стороне от путей, по которым
развивались языческие
Входя в мир славянского язычества, мы должны также четко представлять, что его развитие опосредовано окружающей человека природной средой и господствующими общественными отношениями.
По мнению известного советского
ученого-религиеведа И.А.
До нашего времени дошли
источники, свидетельствующие о
поклонении древних славян таким
предметам и явлениям. Автор "Хождения
Богородицы по мукам" - произведения
XII - XIII вв. - пишет, что "они все
бога прозваша: солнце и месяц, землю
и воду, звери и чади". Знаменитый
русский церковный деятель XII в. Кирилл
Туровский в одной из своих
проповедей яростно восклицал: "Ужо
бо не нарекутся Богом стихия, ни
солнце, ни огнь, ни источници, ни деревеса!"
Отсюда видно, что на ранней стадии
язычники-славяне поклонялись
Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. Фетишизм могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод, и т.д. Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление естественных сил. С усложнением мышления человека, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила - своеобразный двойник данного объекта. Зримый образ этого "двойника" еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развития первобытных верований - анимизм.
У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей - очень древний. Вполне возможно, что у древних славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве. Во всяком случае, у древних римлян существовал культ первобытного кремневого орудия - "ударника" (отсюда и бог Юпитер носил еще имя Феретрий - ударник). Культ камней оказался у славян весьма живучим. "Слово Иоанна Златоуста" (по русскому списку XIV в., но написанное гораздо раньше) при перечислении мест, куда русские "преходяще молятсь" и "жертву приносящу", называет "камения". Среди белорусов до недавнего времени существовало поверье, что в седую старину камни говорили, существовали, росли и размножались, как люди.
На берегу Плещеева озера
в древнем русском городе Переяславле-Залесском
до сих пор лежит камень-валун
- Синь-камень весом 12 т. В дославянские
времена ему поклонялись
Объектом поклонения восточных
славян были также деревья, рощи, лес.
О почитании деревьев упоминается
в "Житии Константина Муромского"
В приднепровье был распространен культ дуба. Византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении "Об управлении государством" (948 - 952), основываясь на личных впечатлениях, писал о россах - русских, что они в походе "у весьма великого дуба приносили в жертву живых птиц". Два мощных "священных" дуба были обнаружены уже в нашем веке на перекрестке двух торговых путей средневековья "из варяг в греки" и из Киева в Чернигов. Их подняли со дна Десны и Днепра в 1909 и 1975 гг. при расчистке дна этих рек. Радиоуглеродный анализ второго из этих дубов показал, что он перестал существовать (вероятно, упал вследствие подмыва берега) в середине VIII в. Ученые считают, что, по-видимому, "священные" дубы росли в "священных" рощах, которые также являлись объектом поклонения древних славян.
Информация о работе Религия древних славян и ее связь с восточными культами