Религия древних славян и ее связь с восточными культами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ Религии древних славян и ее связь с восточными культами.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проследить взаимосвязь между восточными религиями и религией древних славян;
2. Определить возникновение древних восточных славян;
3. Проанализировать возникновение христианства и искоренение язычества на Руси.

Оглавление

Введение 3
1. Восточнославянское государство 6
1.1. Анты - первое восточнославянское государство 6
1.2 Древнейшее прошлое восточнославянского язычества 12
2. Древние славяне и христианство 23
2.1 Наследство и наследие князя Владимира 23
2.2 Двоеверие на Руси 27
2.3 Культура Древней Руси 29
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Решение.docx

— 87.38 Кб (Скачать)

Название учебного заведения

Религия древних славян и  ее связь с восточными культами

Курсовая работа

 
 
 

 

 

Город, год

Сведения о студенте

 

 

 

Оглавление

 

Введение3

1. Восточнославянское государство6

1.1. Анты - первое восточнославянское  государство6

1.2  Древнейшее прошлое  восточнославянского язычества12

2. Древние славяне и христианство  23

2.1 Наследство и наследие  князя Владимира23

2.2 Двоеверие на Руси27

2.3 Культура Древней Руси29

Заключение38

Список использованных источников39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Язычество. Огромный пласт  древней культуры, который из глубины  веков сливается с нашей современной  жизнью. Порой мы, сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих  верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем  себя верующими христианами, ходим  в церковь, читаем молитвы.

Об этом же говорит и  архиепископ Макарий (Булгаков) автор  многотомной «Истории Русской Церкви», он признает, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что: «Византийский  вклад лег на мощный пласт языческой  культуры».

Так что несправедливо  утверждение о том, что настоящие  религиозные представления появились  у нас только с принятием христианства. Да, и как бы смог обрусеть мощнейший  культурный вклад Византии, если бы не имели древние славяне высокого уровня своей собственной культуры. И нельзя говорить, что раньше существовал  только мрак варварских культов, о котором  в наше время ничего не известно. Но ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве: бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться  или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, при всяком удобном случае сыплем пословицами.

Обрядовая сторона многих двунадесятых праздников, трепетное  отношение к природе, вера в талисманы, обереги, приметы - все это и многое другое свидетельствует о поразительной  живучести языческих культурных традиций даже сегодня, на пороге третьего тысячелетия. По сути дела мы и сегодня - двоеверцы, и христиане, и язычники в одно и то же время. В самом  деле, все двунадесятые христианские праздники, отмечаемые на святой Руси, - христианские, по сути, по обрядовой же стороне многие из них накрепко связаны с языческими традициями: Крещение Господне, Сретение, Масленица, Благовещение, Красная Горка, Троицын день, Покров и др.

Показательно, что на Руси все эти праздники давно уже  ассоциируются в народе с тем  или иным временем года, явлением природы. Откуда это трепетное отношение  к природе, как не от язычества, от его поклонения природным явлениям? А разве не от язычества - многоглавые  храмы в Киевской Руси (Киевская София - о 13-ти главах, Десятинная церковь - аж о 25-ти), звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых  сооружений, шатровый стиль русской  архитектуры более позднего времени? И если все это действительно  так, если влияние язычества оказалось  столь длительным и заметным, то надо определенно признать следующее: мощные языческие корни отечественной  культуры - это не слабость ее, а показатель силы, самобытности, оригинальности. Не будь этих корней, наверное, не было бы и столь замечательной русской  культуры, значение которой давно  признано всем мировым сообществом.

Таким образом, очевидно, что  преемственность язычества и  христианства - это одна из доминантных  черт отечественной культуры. Рассматривая эту органическую связь, мы обращаем внимание на следующее:

оригинальное лицо отечественной  культуры являет собой органический сплав византийской культуры и языческой  культуры наших далеких предков;

высота культуры языческой  Руси оказалась столь значительна, что византийский вклад довольно скоро обрусел;

время показало, что языческие  культурные традиции и обычаи, языческое  мироощущение не стали принадлежностью лишь дохристианской Руси.

Целью данной работы является анализ Религии древних славян и ее связь с восточными культами.

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

1. Проследить взаимосвязь  между восточными религиями и  религией древних славян;

2. Определить возникновение  древних восточных славян;

3. Проанализировать возникновение  христианства и искоренение язычества  на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО

 

1.1. Анты - первое восточнославянское государство

 

После падения державы  гуннов вновь наполняются славянским населением дунайские и днепровские  берега, лесные поляны в чащах вдоль  рек Припяти, Десны, верховья Оки. Это  был, как говорят ученые, подлинный  «демографический взрыв» (от греческого слова «демос» - народ), т.е. быстрое  и громадное увеличение славянского  населения и его распространение  на больших пространствах Восточной  Европы. Произошло это в V – VI вв. н.э.

Славянское население  росло, прежде всего, там, куда не доходила конница гуннов - в Центральной  и Северной Европе. Славяне начинают возвращаться на юг, на свои древние, исконные земли, в районы Среднего Поднепровья, в бассейны рек Днестра и Буга. Они двигаются и на плодородные  земли по Дунаю, и с V в. эти места  надолго становятся чисто славянскими. Славяне занимают также территории, покинутые германцами, и продвигаются до реки Эльбы на западе, из Среднего Поднепровья распространяются на восток и северо-восток.

Одновременно в славянской среде происходят крупные перемену в составе общества, усиливается  роль племенных вождей, старейшин, вокруг них стали складываться боевые дружины, общество начало делиться на богатых  и бедных. Возобновляется торговля поднепровских и подунайских  жителей с Балканами и греческими городами.

Мир и покой в славянских землях дали свои плоды. Начиная с V в. н.э. в бассейнах Днепра и Днестра  складывается мощный союз восточнославянских племен, которых называли антами, что  на древнеиранском языке означало «жители  окраин». Одновременно на севере Балканского полуострова образовался племенной союз склавинов, или славян, родственный союзу антов.

Анты начали с V в. н.э. мощное движение на Балканский полуостров, в  пределы Византийской империи.

Славяне предпринимали дальние  рискованные походы, создавали сильные  военные союзы. Объединенные племенные  дружины создают речные и морские  флотилии, на которых быстро передвигаются  по рекам и морям на дальние  расстояния. Они постоянно переходят  Дунай, захватывают византийские города, берут в плен жителей и требуют  за них выкуп. Как и германские племена на Западе, славяне начинают колонизацию территорий Византийской империи на Балканах.

От того времени до нас  доходят описания славян греческими историками. Вот одно из свидетельств: «Они превосходные воины, потому что  военное дело становится у них  суровой наукой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах - погибнуть  в битве. Они вообще красивы и  рослы; волосы их отливают в русый  цвет». Сохранились описания и военной  тактики славян: «Величайшее их искусство  состоит в том, что они умеют  прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они  лежат очень долго на дне и  дышат с помощью длинных тростниковых трубок». Удивительно и такое  наблюдение: «Славяне никакой власти не терпят и друг к другу питают ненависть»1.

Византийские сочинения  той поры полны паническими известиями о набегах славян на византийские владения. Позднее об этом вспоминает и русская летопись. Именно с тех  времен до нас доходит история  о славянском вожде Кие и об основании им города Киева, будущей  столицы Руси.

Кий - один из вождей славянских племен, живших по среднему Днепру, вместе с братьями Щеком и Хоривом  и сестрой Лыбедью основали город, названный в честь старшего брата  Киевом. Позже Киев стал центром  полян - одного из союзов племен восточных  славян. Через некоторое время  Кий побывал в Константинополе и был там принят императором с большой честью, а возвращаясь обратно, осел со своей дружиной на Дунае, основал там городок, но позднее вступил в борьбу с местными жителями и новь вернулся на днепровские берега.

В этом сказании есть все, о  чем говорят и византийские историки: попытка Византийской империи установить с антскими вождями мирные отношения, стремление тех освоить новые  земли по Дунаю, борьба с. местными славянами. Археологи же подтверждают, что в  конце V – VI в . на Киевских горах уже  существовало укрепленное поселение. Позже некоторые горы в Киеве  носили название Щековицы, Хоревицы; речка же, которая протекала по городу, называлась Лыбедью.

Но не только на юг, на Балканы, устремлялись славянские дружины. Из бассейна Балтики часть славянских племен двигалась на запад, на земли ушедших  в глубь Европы германцев. Другая их часть заселяет земли, расположенные  к востоку вплоть до берегов озера  Ильмень и реки Волхов. Здесь - на перекрестке древних торговых путей  от берегов Балтики на восток и  юг - встречаются два славянских переселенческих потока. Один - это  славянские переселенцы с запада, а другой - с юга, из Поднепровья, откуда славяне периодически уходили  на север под натиском кочевых  орд.

Так проходило формирование еще одного мощного славянского центра в Приильменье. Позднее здесь возник союз восточнославянских племен, получивших название новгородских (приильменских) словен.

Недолог был век расцвета антского племенного союза славян. В середине VI в. новая тюркская орда - авары - вторглась в Восточную  Европу и позже осела по берегам  Дуная.

Информация о работе Религия древних славян и ее связь с восточными культами