Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 13:40, реферат
В истории русского государства Иван IV Грозный остался, пожалуй, самым загадочным правителем. Современникам своим он казался личностью страшной. Многие историки в последствии даже сомневались, был ли Иван Васильевич ум-ственно нормальным, столь порой непоследовательны и ужасны были его действия. И все-таки многие из исследователей его правления склоняются к мысли о том, что государственная деятельность Ивана Грозного осуществила переход от феодализма к сословной монархии, явилась противостоянием государственного начала удельной старине.
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Программа реформ……………………………………………….5
3. Приговор о местничестве………………………………………..6
4. Судебник 1550 года……………………………………………....7
5. Испомещение “тысячи”………………………………………….8
6. Земельное законодательство…………………………………….9
7. Уложение о службе………………………………………...…....11
8. Заключение………………………………………………………11
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОУ
ВПО «Уральский
Реферат
по дисциплине: «Отечественная история»
на
тему: «Реформы Ивана
IV. 50-е года 16 века»
преподаватель: Дмитриев А. В.
студент: Гуськова В.Д.
группа
НФ-10
Екатеринбург 2010
Содержание
Введение
В истории русского государства Иван IV Грозный остался, пожалуй, самым загадочным правителем. Современникам своим он казался личностью страшной. Многие историки в последствии даже сомневались, был ли Иван Васильевич умственно нормальным, столь порой непоследовательны и ужасны были его действия. И все-таки многие из исследователей его правления склоняются к мысли о том, что государственная деятельность Ивана Грозного осуществила переход от феодализма к сословной монархии, явилась противостоянием государственного начала удельной старине.
Более того, некоторые ученые склонны рассматривать Ивана Грозного как выдающегося дипломата и стратега, масштаб деятельности которого подчас сравним с такими крупными личностями, как Петр Великий. В окружении правителей современной Ивану IV Западной Европы московский самодержец вырастает в мощную величественную фигуру.
Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать важный вывод. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора. В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.
Реформы
50-х годов 16 века, направленные на развитие
и укрепление централизованного государства,
являются важнейшей чертой политической
истории Русского государства при Иване
Грозном. Подавляющее число преобразований
царя имели антибоярскую направленность.
Их цель заключалась в устранении последствий
боярского правления и укреплении экономической
роли других социальных слоев: дворян,
помещиков и верхов посада.
Реформы Ивана Грозного – это мероприятия
в области землевладения, церкви и финансовые
преобразования.
Программа реформ
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т.е. высшими представителями церкви), в которой давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Особый акцент в своей декларативной по сути речи царь сделал на боярских детях и их интересах. Он потребовал недопущения продолжения «сил», «обид» и «продаж» по отношению к боярским детям, и сформулировал наказания (опалы и казни), если перечисленное будет иметь место. Сами же бояре рассматривались царем как основной источник насилия, “обид” и “продаж», причинявшихся детям. В тот же день, 27 февраля 1549 года, Иван IV выступил с этой деклараций перед детьми боярскими и дворянами. Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.
Выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, правительство Ивана Грозного стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. В своем выступлении на Стоглавом соборе 1551 года Иван IV вынес на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие “царские вопросы”:
1. о борьбе с местничеством;
2. о пересмотре вотчин, поместий и кормлений;
3. о монастырских, княжеских и боярских слободах;
4. о ликвидации корчем
5. о ликвидации мытов;
6. о пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту;
7. о заставах по рубежам;
8. об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин;
9. об упорядочении дела раздачи поместий;
10. о порядке обеспечения вдов боярских детей;
11. о порядке надзора за ногайскими послами и гостями;
12. о всеобщей переписи земель
Центральное
место в программе
Приговор о местничестве
Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.
В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. Московские князья (а затем и цари) вели упорную борьбу против местничества, которое связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако, феодальная знать, в свою очередь, рьяно боролась за сохранение местнических привилегий. Особую остроту местничество приобрело в военной области. Существенным недостатком в организации русской армии времен Ивана Грозного было то, что правление армией строилось на местнических началах. Таким образом, командование армии не имело возможности оперативного руководства войсками. Княжата и бояре, недовольные политикой Ивана IV, напротив, могли саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Более того, они требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией. Приговор о местничестве состоял из двух частей. Первая часть посвящалась воеводам основных пяти полков, на которые подразделялась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь шла об прочих служилых людях - невоеводах.
Этот приговор вызывал очень много споров и являлся предметом обсуждения царя, бояр и митрополита Макария. Последний в своем обращении к служилым людям огласил порядок, определявший все группы служилых людей в период военного похода: «А лучитца каково дело, кого с ким царь и великий князь на свое дело пошлет, а хотя будет кому с кем и не пригож быти своего для отечества, и бояре б, и воеводы, и князи, и дети боярские для земского дела все ходили без мест. А кому будет каково дело о счете, и как, оже даст бог, с своего дла и с земского придет, и государь им счет тогды даст». Речь митрополита Макария стала своего рода комментарием к тексту приговора о местничестве. Таким образом, как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках "без мест" и в запрете "местничаться" во время похода. Являясь одной из самых ранних политических реформ Ивана IV, приговор о местничестве стал отражением общего характера политики царя.
Судебник
1550 года
Актом
огромной политической важности явилось
издание Судебника Ивана IV - первого
в русской истории нормативно-
1. доклад царю, объясняющий
необходимость издания закона.;
2. приговор царя,
формулирующий норму, которая должна стать
содержанием нового закона.
Далее в приказах казначеями составлялся сам текст. И, наконец, на основе новых законов были сформулированы дополнительные статьи Судебника, которые были приписаны к основному тексту. Так выглядела общая схема законодательного процесса во времена Ивана Грозного.
Если
доклад был общим для всех видов
законов второй половины 16 века, то
второй этап законодательного процесса
- “приговор” – исполнялся для различных
законов по-разному:
1. приговором одного царя;
2. приговором царя с боярами;
3. устным приказом
царя (“государевым словом”).
Участие
или неучастие Боярской думы в
обсуждении того или иного закона
целиком зависло
Существенно ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» передавались под юрисдикцию губных старост. Таким образом, расширялись рамки проведения губной реформы, которая раньше охватывала лишь северные уезды. Все назначаемые царем в города и волости правители не имели права судить суда без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. Каждая община имела теперь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, который вел на суде дела волостных людей. Судебник требовал, чтобы для участия в суде общины избирали несколько "лучших людей" и приводили их к присяге. Наместники ни по суду, ни до суда не имели права взять под стражу крестьянина без согласия об
щинных выборных начальников, старост и целовальников. В новом Судебнике расширялись права служилого сословия. А именно, был запрещен переход служилых людей в кабальное холопство. Законодательно статьей 88 был установлен Юрьев день, период свободного перехода крестьян к новому владельцу. Определялся и размер платы за «пожилое» и за «повоз», которую крестьянин обязан был внести прежнему хозяину за пользование его землями. Никаких других пошлин не было. Бывший хозяин не имел никакого права удерживать крестьянина, заплатившего за «пожилое» и «повоз». Таким образом, Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.