Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:44, контрольная работа
Эпоха царствования Ивана Грозного как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.
Введение……………………………………………………………….….3
Царь Иван Грозный. Формирование личности…………4
Первые реформы избранной рады…………………………..8
а) Военная реформа......................................................11
б) Судебник 1550 г....................................................11-12
г) Дворцовая тетрадь................................................12-13
д) Стоглав...................................................................13-14
е) Земельные реформы............................................14-15
ж) Земская реформа..................................................15-16
Реформы в период 1556 - 1560 гг..................................17
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы ………………………………………………….…22
Содержание.
а)
Военная реформа...............
б)
Судебник 1550 г.............................
г)
Дворцовая тетрадь.............
д)
Стоглав.......................
е)
Земельные реформы.............
ж)
Земская реформа...............
Введение.
Эпоха царствования Ивана Грозного как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.
В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван. Чтобы понять деятельность Ивана IV, надо знать, какую страну он получил в наследство, когда в 1533 году трехлетним ребенком вступил на престол и стал государем великим князем всея Руси.
Царь Иван Грозный. Формирование личности.
Великий князь Иван Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года. Его отцу, Великому князю Василию Ивановичу было в то время более пятидесяти лет. Он с большим церемониалом крестил сына Ивана в Троице – Сергиевом монастыре, а через год после его рождения в день его ангела «Иоанна – Усекновение главы», 29 августа 1531 года, торжественно построил, по вековому русскому обычаю, церковь на Старом Ваганькове в Москве (где ныне Ваганьковский переулок). Это была благодарственная за рождение сына «обетная» церковь. На этом торжестве присутствовал и его годовалый виновник «князь Иван».
Грозный потерял отца, не имея и четырёх лет отроду. Василий умирал в тяжких страданиях, и, предчувствуя роковой исход, стал заблаговременно строить свою думу. Он много занимался составлением завещания и беседами с избранными боярами. Его целью было передав княжение маленькому сыну, образовать около него как бы регенство – боярский совет из доверенных лиц. Таковыми являлись его «сестричичи», князья Бельские (сыновья его двоюродной сестры), князь Михаил Львович Глинский (родной дядя княгини Елены), князья Шуйские, их родич князь Борис Иванович Горбатый – Суздальский, Михаил Семёнович Воронцов и некоторые другие. Особенно он доверялся князю Михаилу Глинскому, боярину Михаилу Юрьевичу Захарьину и своему приближённому дьяку Шигоне. Всё же Василий скончался в тревоге за свою семью и за судьбу государства 4 декабря 1533 года.
Едва успели похоронить великого князя,
как уже начались в правительстве
Смуты. Великая княгиня Елена
Васильевна, которой теперь принадлежало
правление государством, освободила
себя от установленной над ней
опеки и совершила
Если бы в среде дворцовых вельмож сохранилось согласие, они явились бы обычным регентством, династическим советом, действовавшим в интересах опекаемого монарха. Но эти люди на глазах у малолетнего царя перессорились, превратили время своего господства в непрерывную Смуту. Кругом царило насилие и произвол, за которым не было никакой политической программы, никакого определяющего начала.
По смерти матери Иван Грозный, тогда ещё ребёнок, был окружён людьми, которые заботились только о собственных выгодах. Перед глазами ребёнка происходила борьба партий: прибить, оборвать противника, сослать его, умертвить, - вот чем оканчивалось дело. У ребёнка – сироты отнимали людей, которых он любил. Перед ним нагло оскорбляли их, потом заточали, замучивали; перед ним Шуйские и их друзья позволяли себе оскорблять память отца его и матери, потому как оказалось, что вельможи не любили великого князя Василия и его жену Елену. Иван тем более оскорблялся этим, что хорошо понимал своё значение, понимал, что он государь, но те самые люди, которые так оскорбляли его, пугали, не обращая никакого внимания на его слёзы и просьбы, - те же самые люди при известных церемониях, например при посольском приёме, стояли перед его престолом в виде покорных слуг. Таким образом, ребёнок привыкал видеть в вельможах своих врагов, но удерживать их и бороться с ними на деле не мог; бессильный гнев, раздражение, досада оставались внутри его и портили его природу: ребёнок затаивал месть до удобного случая. Как только Иван начал подрастать, в нём обнаружились дурные наклонности. Он находил удовольствие мучить животных, а люди, которые должны были смотреть за ним, не останавливали его, позволяли ему делать всё, что он хотел. И вскоре Иван принялся за людей: первой его жертвой был вельможа – правитель, князь Андрей Шуйский. Насилие Шуйского над Фёдором Семёновичем Воронцовым, человеком, который успел приблизиться к молодому государю и понравиться ему, переполнила чашу терпения Ивана, и в конце 1543 года, когда ему было тринадцать лет, он велел схватить и убить Шуйского. Смертью князя Андрея закончилось время Шуйских. Родственники и приверженцы его в последствии подвергались опалам и казням.
Регентство окончилось, все главные лица сошли с земного поприща: не было в живых ни Михаила Глинского, ни Ивана Бельского, ни Василия и Ивана Шуйских. Оставались только второстепенные и недеятельные сановники, которые не владели волей Ивана. Официальная московская летопись говорит о том, что именно с этого времени бояре стали бояться государя. Теперь ближе всего к Ивану были его дяди Юрий и Михаил Глинские с их матерью, бабушкой Грозного, княгиней Анной. Эта семья и получила влияние на государственные дела. Пользуясь своим положением, Глинские совершили много жестокостей и насилий и очень дурно влияли на самого царя. В эти годы Иван, с лёгкостью не разбираясь, ссылает и казнит людей. Не избежал смерти и прежний любимец князя, Воронцов, который был казнён по лживому доносу.
Итак, в своём детстве Иван видел не идейную борьбу, не крупные политические столкновения, а мелкую вражду и злобу, низкие интриги и насилия, грабительство и произвол. Всё это ему приходилось наблюдать изо дня в день и терпеть на себе, и на этом воспитывалась его душа. Но не всё только плохое встречалось ему на пути. С появлением в Москве митрополита Макария, кое - что изменилось в жизни малолетнего государя. Макарий явился из Новгорода в Москву уже литературно известным. Будучи архиереем в Новгороде, он достиг необыкновенной популярности: его считали «учительным» и «святым» человеком. По его мысли был составлен громадный сборник, известный под именем Макарьевских Миней: в двенадцати больших книгах собраны толкования на Евангелие, Деяния и Послания Апостольские, сочинения отцов церкви, известные в славянских переводах, также жития святых. Десяток лет провёл Макарий в этом труде. Он соединил вокруг себя многих деятелей, собиравших литературный материал и работавших над его редакцией. В их числе были дьяки, дети боярские, священники (знаменитый Сильвестр). Работа шла около молодого государя, который был в непосредственном общении с митрополитом, знакомился со всем кругом тогдашнего чтения, учился под руководством митрополита и приучался ценить и уважать нравственные его достоинства. Не склонный к политической борьбе, далёкий от интриг, спокойный и преданный умственному труду, Макарий явился для молодого Грозного человеком как бы другого мира. Способный и умный юноша вместе с литературными знаниями усвоил и национальнополитические идеалы, которым веровала окружавшая митрополита среда. Чтение стало любимым занятием, и к своему совершеннолетию Иван стал образованным, для того времени передовым человеком.
Вынесши из своего детства чувство вражды к людям, которые неуважительно обходились с ним, Иван только и думал о том, чтобы упрочить свою власть. В начале 1547 года, когда ему было шестнадцать лет, Иван короновался и принял титул царя, с которым соединилось понятие о власти более обширное, чем с прежним титулом великого князя. А вскоре он женился на девушке из одного из самых знатных и древних московских боярских родов, на Анастасии Романовне, дочери умершего Романа Юрьевича Захарьина – Кошкина. В феврале 1547 года состоялась царская свадьба, а 21 июня в Москве вспыхнул страшный пожар, началось народное волнение. Был убит Юрий Васильевич Глинский, и чтобы угомонить народ, Ивану пришлось казнить несколько человек. Пожар и народное волнение произвели сильное впечатление на молодого царя, владеющего страстной натурой. Из молодого человека, преданного удовольствиям, он превратился в серьёзного, неутомимого в занятиях государственными делами.
ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представительного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.
Решение Собора 1549г. показало,
что правительство собиралось
в дальнейшем использовать
В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А. Адашев. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.
Одновременно с “Собором
примирения” происходили
После февральских соборов
правительственная
Формирование различных
изб происходило по
1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.
К концу 1549г. все
Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.2
Изначально в царских
вопросах ставилась задача
После постановки об отмене
местничества в проекте
К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства , отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.
Если подвести итоги
Информация о работе Эпоха Ивана Грозного. Реформы «Избранной Рады»