Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:24, реферат
Многое переменилось в жизни европейских наро¬дов в ХVI в. На континенте еще господствовал феодализм, но в передовых западноевропейских странах подспудно стали складываться буржу¬азные отношения. Великие географические открытия положили начало мировой торговле и созданию колониальной системы, обогатившей буржуазию. Насту¬пила эпоха ранних буржуазных революций. В силу неблагоприятных исторических условий, среди которых немаловажную роль играло страшное татарское нашествие, Русское государство несколько отставало в своем развитии. Губительные последствия иноземного ига давали о себе знать в течение длительного времени.
1. Политическая ситуация в стране во второй половине 16 века. 3
2. Внутренняя политика Ивана Грозного. 5
3. Реформы избранной рады, их сущность и значение. 9
Тема22. Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного
План
1. Политическая ситуация в стране во второй половине 16 века. 3
2. Внутренняя политика Ивана Грозного. 5
3. Реформы избранной рады, их сущность и значение. 9
1. Многое переменилось в жизни европейских народов в ХVI в. На континенте еще господствовал феодализм, но в передовых западноевропейских странах подспудно стали складываться буржуазные отношения. Великие географические открытия положили начало мировой торговле и созданию колониальной системы, обогатившей буржуазию. Наступила эпоха ранних буржуазных революций. В силу неблагоприятных исторических условий, среди которых немаловажную роль играло страшное татарское нашествие, Русское государство несколько отставало в своем развитии. Губительные последствия иноземного ига давали о себе знать в течение длительного времени. Но русский народ стряхнул оцепенение. Русское национальное самосознание переживало подъем. В сфере литературы и публицистики, летописания и книгопечатания, живописи и архитектуры появились замечательные мастера. Далекая Московия ощутила ветры европейской Реформации. На ее культуру пал отблеск итальянского Возрождения.
Политическое развитие России в ХVI в. отмечено было противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности, которые опутывали русское общество густой пеленой. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы стали велением времени.
В середине XVI века продолжался процесс объединения российских княжеств в единое государство, расширение границ на Юг, Юго-восток, восток в результате свержения ордынского ига. Территория увеличилась почти в десять раз, население перевалило отметку в 10 млн. человек и было распределено весьма неравномерно. Русское государство формировалось как многонациональное государство нескольких народов - прежде всего русского, преобладавшего в Замосковском, Новгородско-Псковском краях и в Приднепровье, затем северных финно-угорских, поволжских. Ведущую роль играла великорусская народность, восходящая к народности древнерусской и преобладавшая в экономическом, политическом и культурном отношениях. Плотность населения постепенно возрастает, обживаются окраины государства. Следствием роста населения в Северо - Восточной Руси было укрепление сельских поселений. Однако плотность населения в России составляла 2 человека на 1 кв. км. Неравномерность заселения территории страны объяснялась объективными условиями: южные земли, подвергавшиеся постоянной угрозе крымского нападения, практически пустовали. Довольно низка была плотность и в восточных районах, находившихся под угрозой набегов из Казанского ханства. Земельная собственность в России к середине ХVI в. носила сословный характер. Государственное (черносошное), вотчинное и поместное (светские) землевладение соседствовали с монастырским и церковным.
Черносошное землевладение сохранилось только на окраинах страны: на севере и в недавно присоединенных районах на юге и востоке. В центральных районах основная масса земель государственных крестьян бала расхищена феодалами.
Рост военно-служилого войска в период объединения страны поставил задачу материального обеспечения дворянства. В условиях слабости товарно-денежных отношений средством этого обеспечения могла быть в первую очередь земля. Правительство внимательно следило, чтобы "земля из службы не выходила", т.е. дворяне владели этой землей до тех пор, пока они сами или их дети несли военную службу. Обычно поместье наследовали сыновья или близкие родственники. По достижении 15 лет сыновья могли служить "в припуск", т.е. с отцовского поместья, если оно было достаточно большое, или они получали поместья в стороне ("отвод"). За исправную службу "оклад" (размер поместья) повышался, а за неисправную поместье могло быть "описано" на государя.
Во внутренней и внешней политике в XVI веке перед Россией встает ряд важных вопросов. Во внутренней политике-это ограничение власти крупных удельных князей, снижение разрушительных междоусобиц, деценрализаторских тенденций, создание и укрепление аппарата государства. Во внешней политике - борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, борьба за выход к Балтийскому морю, укрепление восточных рубежей, дальнейшее освоение Сибири, объединение всех земель вокруг единого центра, которым стала Москва.
2. К середине XVI в. политический строй России переживал процесс обновления. В ходе объединения страны власть московских государей чрезвычайно усилилась, но не стала неограниченной. Могущественная аристократия была живой носительницей традиций раздробленности, обременявших страну и после того, как разобщенные феодальные княжества объединились в единое государство. Монарх делил власть с аристократией. Через Боярскую думу знать распоряжалась делами в центре. Она контролировала также и все местное управление. Бояре получали в «кормление» крупнейшие города и уезды страны.
Название «кормление» произошло оттого, что областные управители собирали пошлины в свой карман, т. е. в буквальном смысле кормились за счет населения. Боярская аристократия старалась оградить свои привилегии с помощью местнических порядков. В соответствии с этими порядками служебные назначения определялись не пригодностью и опытностью человека, а его «отчеством (знатностью) и положением родни (отца, деда и прочих «сродников»). К середине ХVI в. местничество в значительной мере изжило себя. Но распри и злоупотребления в период малолетства Ивана скомпрометировали старый порядок вещей и сделали неизбежной более энергичную перестройку системы управления на новых началах централизации. После смерти Василия III в 1533 г. на великокняжеский престол вступил Иван IV(1533- 1584). Правительницей государства при малолетнем сыне Иване становится его мать Елена Глинская, а фактическим руководителем правительства – ее дядя князь Михаил Глинский. Вскоре он был отстранен от власти фаворитом княгини Иваном Федоровичем Овчиной- Телепневым- Оболенским. Время регинства Елены Глинской отмечено укреплением центральной власти. В 1538 г. Великая княгиня скоропостижно скончалась, а вскоре был схвачен и уморен в тюрьме голодом князь Овчина- Телепнев. Нестабильность верховной власти в стране порождала всевластие и произвол на местах, сопровождающиеся ростом народного недовольства. Немотивированные опалы и казни 1545-1546 годов (к тому же, как правило, внесудебные), открытые проявления недовольства тяглыми горожанами, пищальниками подвигли элиту на нестандартные решения. В результате неоднозначной деятельности государя происходит падение авторитета великокняжеской власти. В целях укрепления центральной власти 16 января 1547г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу 17 - летний великий князь Иван Васильевич принял царский титул и формально был приравнен к западноевропейским императорам. Тем самым подчеркивалась неограниченность власти монарха внутри государства. В феврале 1547 г. Также по инициативе митрополита был созван церковный Собор, канонизировавший большое число местных святых, что подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.
Решено было постепенно отменить все «кормления» и предоставить местному населению право выбирать самим своих управителей и судей. До тех пор во всех податных общинах существовали для сбора податей и разных хозяйственных дел «земские старосты». После 1550 года позволено было поручать им и наместнические дела, то есть суд и управление. Таким образом, Иван IV дал широкое самоуправление земщине.
Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей. Одновременно с введением земских учреждений шло устройство служилого класса. Из общей массы детей боярских и дворян в 1550 году Иван IV выбрал тысячу лучших, дал им земли около Москвы («подмосковные») и устроил из них особый полк «московских дворян». Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с его уездом составляли один отряд. Эти-то отряды и были поделены при Иване IV на «сотни» и поставлены под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая пехота с ружьями или «пищалями» (стрельцы) и устроена хорошая артиллерия. Так как местничество в высших разрядах служилых людей мешало делу, то Иван IV составил правила против злоупотреблений местническими счетами. Наконец, был произведен пересмотр и уравнение поместий с тем, чтобы государевы земли были справедливо распределены между помещиками. В придачу помещикам давалось иногда и денежное жалованье.
С годами сознанием царя все больше овладевала мысль о необходимости установления режима личной, ничем не сдерживаемой диктатуры. Во внутренне политике царь берет курс на уничтожение всех действительных и мнимых противников. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, назывались земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и грабежом населения. В 1569 был казнен вместе с семьей один из последних удельных князей Владимир Андреевич Старицкий (двоюродный брат царя). Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил карательным походом, в ходе которого были разорены все города по дороге от Москвы до Новгорода. В 1571 крымский хан Девлет-Гирей совершил успешный набег на Москву, сжег посады, огонь перекинулся на Китай-город и Кремль. Опричное войско не смогло остановить врага. Это считается одной из причин отмены опричнины в 1572.
Бесчинства опричнины и разорительная Ливонская война губительно отразились на хозяйстве и положении населения России, в особенности крестьян. Многие земли были разорены и опустошены. В 1581, пытаясь предотвратить запустение имений, царь ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. В конце 1570-х — начале 1580-х гг. русские войска вынуждены были оставить все завоеванные территории в Прибалтике. Ливонская война завершилась поражением и потерей части исконно русских земель. Результаты своего царствования Иван Грозный мог увидеть еще при жизни — все его внутри- и внешнеполитических начинания завершились провалом. С 1578 царь перестал казнить, в завещании 1579 каялся в содеянном.
Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о могущественном правителе, но царе-деспоте. Несмотря на мрачную память о себе Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошел как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности к Курбскому, В. Грязному). Вероятно, он оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 века (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Иван IV сыграл большую роль в разработке идеологии «самодержавства», которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, и которая в дальнейшем стала основой мировоззрения всех русских царей.
3. К концу 40-х гг. при молодом царе складывается круг придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новое правительство князь Андрей Курбский назвал «Избранной радой. Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III.
После постановки об отмене местничества в проекте излагался ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. Необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.
Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.
Военная реформа
После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.
Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей, Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.
Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить, уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.
Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших целю усилить контроль над местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника. Он должен был регулировать местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности “избранной рады”.
Информация о работе Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного