Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:24, реферат
Иоанн Грозный - один из самых загадочных русских самодержцев. О его личности и правлении до сих пор идет много споров. Это первый русский царь, умный дипломат, образованный человек, дальновидный политик. Но с другой стороны это человек, стремившийся к абсолютной власти, нимало способствовавший разорению государства. В этой работе рассматривается очень широкая тема: «Иван Грозный. Реформы. Опричнина».
Иоанн
Грозный - один из самых загадочных
русских самодержцев. О его личности
и правлении до сих пор идет
много споров. Это первый русский
царь, умный дипломат, образованный
человек, дальновидный политик. Но с
другой стороны это человек, стремившийся
к абсолютной власти, нимало способствовавший
разорению государства. В этой работе
рассматривается очень широкая
тема: «Иван Грозный. Реформы. Опричнина».
Я считаю эту тему актуальной , во-
первых потому, что в истории нет
не актуальных тем, а во-вторых потому,
что эта тема позволяет проследить
две противоположные линии
Эту тему важно изучить для того чтобы понять многие другие моменты в истории России. Именно Иоанна Грозного считали выдающимся правителем Петр Великий и Екатерина II и Иосиф Сталин. Стремясь быть на него похожими . Как видим, об Иоанне Грозном можно написать не один научный труд, но я не ставлю перед собой такой цели. Цель моей работы: рассказать об особенностях внутренней политики Иоанна Грозного. Для этого я кратко характеризую внутреннюю политику Иоанна Грозного его первые шаги в политике, даю характеристику Избранной рады и ее реформ, подробно рассказываю об опричном терроре .
1. Реформы Ивана IV: цели, формы, содержание
Одной из главных фигур в окружении царя Ивана IV, сыгравшей ключевую роль в реформах был митрополит Макарий - глава церкви.
При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было символизировать новое правительство - «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр.
Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со стороны царя и митрополита. Авторитет царя еще только складывался и поэтому авторитет как царского титула, так и самой личности царя еще только предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени.
Компромисс, на котором было основано новое правление, имел не две стороны, родовая аристократия - с одной, служилое дворянство - с другой, а три: царь также был участником компромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.
«Избранная рада» начала создание центральных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличивал плату за «пожилое».
В Судебнике
1550 года из 100 статей большая часть
посвящена вопросам управления и
суда. В целом пока что сохранялись
старые органы управления (центральные
и местные), но в их деятельность
вносились существенные изменения.
Таким образом, продолжалось их эволюционное
превращение в рамках формирующегося
сословно-представительного
Впервые
устанавливалась
Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. В порядок дня встало создание аппарата чиновников для несения государственных функций. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались чернотяголовыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность также и под контроль подданных. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Реформы
коснулись и организации
Указ 1550
г. ввел два ограничения местничества.
Первое касалось молодых аристократов.
Их нельзя было в 15 - 18 лет, а с 15 лет
начинали службу, назначать воеводами,
а дать низкое назначение тоже было
невозможно: «поруха» чести. Было решено,
что служба молодых людей на невысоких
должностях не считается прецедентом.
Произошло явное «
В 1555 - 1556
гг. было принято Уложение о службе
- первый военный устав, по которому
устанавливались две формы
Власть
на местах издавна принадлежала наместникам
и волостелям, они получали эти
территории в «кормление». В пользу
кормленщика шли судебные пошлины.
Таким образом, кормления были системой
вознаграждения за службу: должности
наместника и волостелей на определенный
срок получали в вознаграждение за
участие в военных действиях.
Эта система не была эффективной.
Теперь кормления отменялись, деньги,
которые шли кормленщикам, отныне
взимало государство в качестве
налога. Из этого централизованного
фонда можно было платить «помогу»
служилым людям. Денежную «помогу» давали
тем, кто вывел больше людей, чем
полагалось, или имел владение меньше
нормы. Зато тот, кто вывел меньше
людей, платил денежный штраф, а неявка
могла повлечь конфискацию
Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.
Общерусская
церковная реформа была проведена
на Стоглавом соборе, названном так
по сборнику его постановлений, состоящему
из ста глав. Собор открылся 23 февраля
1551 г. в царских палатах в
Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.
Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.
Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян.
11 мая
1551 г., т.е. через несколько дней
после завершения собора, была
запрещена покупка монастырями
вотчинных земель «без доклада»
Продажа
церковных должностей, взяточничество,
ложные доносы, вымогательства стали
столь распространенными в
Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40-50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада.
Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В чем же они выразились? Первым успехом стало завоевание (или присоединение) Казанского ханства. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была присоединена Астрахань; таким образом, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Каме) вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города -- Самара, Саратов, Царицын, Уфа.
Достигнув
блестящих успехов на востоке, Иван
IV обратил свое внимание на запад. Здесь
он поставил цель: пробиться к побережью
Балтийского моря для установления
непосредственного сообщения
В 1560 г.
произошел разрыв между царем
и его советниками Адашевым и
Сильвестром. Иван IV обвинил Адашева
и Сильвестра в сговоре с целью
утвердить в государстве
2. Опричнина: причины, сущность, последствия
Центральное событие истории XVI века - опричнина.
Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, кроме небольшого участка земли - своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и называли «опричниной». Таким образом, Иван Грозный в 1565 г. назвал опричниной систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину - оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права, а на опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти.