Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 16:02, курсовая работа
Я считаю тему моей работы очень актуальной. Распад СССР – не просто история, а событие, повлиявшее на практически все сферы деятельности стран, входящих в его состав. Ведь действительно, изменилась и политика стран, и их экономика, а вслед за этим изменился и духовный потенциал граждан.
Да и само существование СССР как государства отразилось на жизни, как отдельных его частей, так и на всей стране в целом. Культура, хозяйство, промышленность - все в какой-то мере претерпевало какие-либо изменения, реформировалось, модифицировалось, и со временем приобретало новый вид.
1. Ведение……………………………………………………………………… 3
2. Международная обстановка в конце 80 начала 90 гг. и крушение СССР……………………………………………………………………………..4
3. Обострение внутрисоюзных противоречий в политической, экономической и социальных сферах, как пролог распада государства……………………...16
4. Геополитические последствия развала СССР……………………………..24
7. Заключение…………………………………………………………………. 27
8. Список использованных источников и литературы……………………… 28
В 1987 г. решено было сменить провалившуюся «концепцию ускорения» на «концепцию перестройки». В 1987-1988 г.г. перестройка сводилась к «радикальной экономической реформе». Идея перевода жестко централизованного, планового – государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма стала стержнем концепции перестройки.
Был принят
Закон о государственном
В этот период было принято около 100 законов по экономическим вопросам, но почти ни один из них не был выполнен.9 С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Острая нехватка самых элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве появилась карточно-талонная система распределения. По стране прокатилась волна забастовок, в первую очередь шахтёрских. Они заявили, что не считают КПСС партией рабочего класса.
В 1990 г., констатируя полный обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Рыжков подал в отставку. С большим опозданием Горбачёв пришёл к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система, и переключил своё главное внимание на политические преобразования.
Впервые термин «гласность» прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС в 1986 г. Гласность должна была способствовать укреплению «социализма с человеческим лицом». Главные партийные лозунги тех лет: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!» Это была такая полусвобода слова. Однако когда стали публиковаться великие литературные произведения В.Гроссмана, А.Платонова, Е.Замятина, В.Набокова; когда вернулись труды крупнейших философов Н.Бердяева, В.Розанова, П.Сорокина; когда народ прочитал И.Бродского, А.Галича, В.Аксенова; когда на страницах газет и журналов появилась прекрасная публицистика Ю.Карякина, Н.Шмелева, В.Селюнина – остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.
Вслед за освобождением из ссылки Сахарова в 1986 г. Горбачев разрешил гласность в области искусств и средствах массовой информации. Воспользовавшись этим, интеллигенция постепенно разрушила миф вокруг эпох Сталина и Брежнева, реабилитировала Хрущева, Бухарина и нэп, отважилась критиковать даже Ленина и Маркса. К 1989 г. вся советская система утрачивает свою легитимность: советская история сведена к веренице трагических ошибок, а современная действительность изображалась как полный экономический и социальный крах. В итоге «научная» идеология и исторические закономерности, на которых зиждился режим, были совершенно дискредитированы под натиском гласности.
Она была связана с тем, что существующий партийный аппарат не поддавался перестройке. Перед участниками Съезда ставилась задача модернизации экономики и системы управления страной. Но и здесь проявились последствия гласности, объявленной 3 года назад: дебаты транслировались по телевидению, таким образом, критикам советской действительности давалась возможность довершить «демистификацию» системы.
В 1988 г. была проведена реформа по ограничению либерализации экономики. Некоторые историки называют сложившуюся в результате систему полунепом, который создал основу для формирования полуприватизированных предприятий в форме кооперативов, и в определенной степени способствовал введению самоуправления на государственных предприятиях. Но такая политика не создала настоящего рынка и не ввела подлинной частной собственности.
В 1987 г. была создана комиссия Политбюро ЦК по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н.Яковлевым.
На XIX Всесоюзной партконференции Горбачёв предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов. Эта так сказать реформа была связана с тем, что существующий партийный аппарат не поддавался перестройке. Перед участниками Съезда ставилась задача модернизации экономики и системы управления страной.
В 1988 г. была проведена реформа по ограничению либерализации экономики. Некоторые историки называют сложившуюся в результате систему полунепом, который создал основу для формирования полуприватизированных предприятий в форме кооперативов, и в определенной степени способствовал введению самоуправления на государственных предприятиях. Но такая политика не создала настоящего рынка и не ввела подлинной частной собственности.
Таким образом, к концу 80-х годов в стране нарастает общеполитическая нестабильность, нарушаются хозяйственные связи между регионами, республиками и предприятиями, происходят массовые остановки производства по экономическим причинам. Возрастает разбалансированность потребительского рынка и денежных доходов населения в связи с неоправданным ростом доходов отдельных его групп. В стране усиливаются инфляционные процессы, наступает экономический хаос. В связи с этим в 1989 году в Норильске, на Урале, в Кузнецком и печорском угольных бассейнах происходят шахтерские забастовки. Вместе с этим совместные предприятия и акционерные общества, кооперативы вывозят за рубеж нефть, уголь, черные, цветные, редкоземельные металлы, лес, пушнину, золото, алмазы. В стране нарастал товарный дефицит, который повлек за собой разнообразные финансовые махинации и, как следствие, недовольство населения.
Уже в мае 1988 г. появляется первая оппозиционная партия – «Демократический союз» во главе с В.И.Новодворской, однако признаётся незаконной и подвергается преследованиям со стороны КГБ. И только весной 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает решение о создание президентской системы власти в СССР, о переходе к правовому государству и к многопартийности. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР (из неё изымается положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества). Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы. На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п. Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров. Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы "межрегионалки".
Позже отмену 6-й статьи стали называть "поправкой депутата Сахарова".10
На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 года, 6-я статья вызвала бурную полемику. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6й статьи.
На первом утреннем заседании выступил Андрей Дмитриевич Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции.
Но большинство на Съезде отказалось включить вопрос в повестку дня. Михаилу Горбачеву удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6?й статье Конституции.
4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР.
На другой день 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы.
Анатолий Собчак так писал об этом событии: "Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того в самых резких тонах клеймили "так называемых демократов", говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за".
Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации; Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.
В самой же КПСС – крупнейший раскол по двум направлениям: национальному (компартии республик) и идейному (что считать платформой КПСС). Идёт массовый выход людей из КПСС. А после «августовского путча» 1991 г. и ареста высших должностных лиц СССР, включая Председателя Верховного Совета А.И.Лукьянова, и после запрета деятельности компартии на территории России (ноябрь 1991г.) вся политическая система СССР была обречена.
Огромное значение для всего мира имела внешняя политика СССР в годы «перестройки». Концепция, предложенная Горбачевым и его соратниками (А.Н.Яковлевым, Э.А.Шеварнадзе), получила название «новое политическое мышление». Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение; установление тесных экономических контактов с различными странами без предпочтения странам социализма. Но и при реализации этого курса были как огромные успехи, так и крупнейшие провалы.
С ноября 1985г. были возобновлены и стали ежегодными встречи на высшем уровне СССР – США. Переговоры Горбачева с президентами США Р.Рейганом, затем Дж. Бушем (старшим) способствовали уничтожению образа врага, положили конец «холодной войне». Впервые был начат поворот от гонки вооружения к разоружению через уничтожение целого класса оружия. 11
Важнейшим внешнеполитическим актом СССР стал вывод советских войск из Афганистана (май 1988 – февраль 1989 г.г.) . Военные действия в Афганистане трагически отразились на судьбе миллионов советских граждан во всех республиках бывшего Советского Союза. До сих пор военные политологи анализируют этот факт советской истории. - В СССР в то время против ввода войск в Афганистан протестовал и Сахаров. Он, как мы знаем, ровно за это и был сослан в Горький. А на Западе кампания развивалась в нескольких направлениях. Одно из направлений привело в конечном итоге к бойкоту Олимпийских игр в Москве. Когда произошло вторжение, и Запад просто не знал, чем же им ответить, тогда они вдруг предложили эту меру. Так что бойкот Олимпийских игр был непосредственным ответом Запада на вторжение в Афганистан. Почему же именно при Горбачеве удалось начать вывод войск? Почему ни Андропов, ни Черненко не решились на это? Дело в том, что Горбачев решился на комплексные меры реформ. В сущности, эти реформы были подготовлены до него. Это началось еще в последние годы правления Брежнева, когда разрабатывать начали перестройку и гласность. Самые ранние упоминания были найдены в документах 1978 года. Горбачев наследовал этот план, большая часть которого была разработана при Андропове. Он был просто выбран, как возможный хороший исполнитель плана, а не как его создатель. И это был комплекс мер, чтобы обеспечить доверие Запада. Речь шла о том, чтобы вернуть доверие Запада, нужно было сделать определенные вещи, без которых обойтись было нельзя. Скажем, по выводу войск из Афганистана было специально решение Политбюро, была целая комиссия Политбюро по Афганистану и решение, где предлагалось пять способов вывода советских войск. Мысль сводилась к тому, как их вывести, сделав так, чтобы советский режим там все же остался. Потому что, как пишет комиссия Политбюро, "в глазах всего мира афганский режим ассоциируется с нами". То есть допустить его падения было нельзя, но войска вывести надо.
Они выводят войска, а режим Наджибуллы остается вплоть до крушения Советского Союза. Только после крушения СССР рухнул и режим Наджибуллы. То есть руководители страны свою задачу выполнили. СССР отказался от поддержки реакционных режимов в Ливии и в Ираке, укрепляя при этом отношения с нетрадиционными партнёрами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей.12
В 1989 г. всплеск антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти. Процесс экономической интеграции соцстран стал сворачиваться, а взаиморасчеты были переведены с рубля на свободно конвертируемую валюту. Это очень серьёзно сказалось на дестабилизации рубля внутри страны.
Весной
1991 г. был официально оформлен роспуск
СЭВ и ОВД. В обмен на такие
грандиозные уступки
В результате этих событий оказалась взорванной биполярная система международных отношений. Из «холодной войны» вышла практически только одна сверхдержава – США. Вторая просто распалась под влиянием внешних, а главное, внутренних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза (что мы и видим сегодня).
Полноценные союзнические, партнерские отношения с Западом, на которые так рассчитывал Горбачёв, не сложились.
Горбачев предпринимал попытки не допустить развала страны. Он предложил новый союзный договор по «обновлению СССР» с предоставлением широких полномочий республикам. Подписание этого договора было намечено на 20 августа 1991 г. Однако 19 августа был учрежден ГКЧП. Коммунистические консервативные силы попытались силовым путём предотвратить распад СССР. Уже через три дня этот путч с треском провалился, а вся реальная власть в Москве и других крупных городах России перешла от союзных органов к руководству РСФСР. Большинство республик после этих событий отказалось от подписания союзного договора, а республики Прибалтики вообще вышли из СССР. 8 декабря 1991 г. три республики – РСФСР, УССР и БССР – подписали «Беловежское соглашение» о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).21 декабря ещё восемь республик поддержали это соглашение. 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.13