Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа
Моя Цель: рассмотреть влияние распада СССР на международные отношения.
Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
исследовать причины распада СССР;
рассмотреть процесс распада СССР;
выявить последствия распада СССР.
Введение ……………………………………………… …………………………….3
Глава 1. Предпосылки распада СССР
§1. Политические и социально-экономические причины распада СССР….5
§2. Национальный вопрос, как одна из основных причин распада СССР….7
Глава 2. Процесс распада СССР
§1. Проблемы национально-государственного устройства страны ………12
§2. Августовский путч и Беловежские соглашения………………………..18
Глава 3. Последствия распада СССР
§1. Экономические последствия……………………………………………..25
§2. Политические последствия……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………………35
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
для судебной системы
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(ЗАОЧНЫЙ юридический
По дисциплине «История государства и права России»
На тему: « Распад СССР: причины и последствия».
Студент 1 курса, 2 группы
заочной формы обучения
(второе высшее образование)
группа выходного дня
(Ф.И.О. полностью)
Научный руководитель:
Слободянюк Ирина Павловна
(Ф.И.О. преподавателя)
Дата предоставления работы
«27» ноября 2012 г.
Москва 2012 г.
Содержание
Введение ……………………………………………… …………………………….3
Глава 1. Предпосылки распада СССР
§1. Политические и социально-экономические причины распада СССР….5
§2. Национальный вопрос, как одна из основных причин распада СССР….7
Глава 2. Процесс распада СССР
§1. Проблемы национально-государственного устройства страны ………12
§2. Августовский путч и Беловежские соглашения………………………..18
Глава 3. Последствия распада СССР
§1. Экономические последствия……………
§2. Политические последствия………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………………
Введение
В настоящее время среди
Важнейшим фактором международных отношений конца 80-х годов было существование двух сверхдержав, двух групп государств-союзников, двух ведущих военных блоков СССР и США, которые держали биполярную конструкцию мира и которые своей равновеликой военной мощью были призваны перевести международные отношения на новую, более высокую ступень развития, к постепенному снижению роли сверхдержав. Однако с исчезновением одной из сверхдержав - СССР, нарушилась вся концептуальная конструкция, разработанная в конце 1980-х годов. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.
Актуальность контрольной работы. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло много лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Поэтому необходимо отметить, что распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств, коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире, разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР, возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.
Предметом исследования является советский период истории Российского государства и международные отношения конца ХХ века.
Объектом исследования – распад СССР как новый этап развития международных отношений.
Моя Цель: рассмотреть влияние распада СССР на международные отношения.
Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
В данной работе использованы труды таких
известных отечественных и зарубежных
ученых, как: Богатуров , Мунчаев Ш.М., Устинов
В.М. История России. 2002 г.; Соколов А.К.
Курс советской истории. 1999 г.; Кара-Мурза
С. Советская цивилизация. От великих побед
до наших дней. 2004 г.;
Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти
1945-1991. 2000.;
При написании контрольной работы использовались следующие методы: сбор фактов, контент-анализ, описание.
Глава 1. Предпосылки распада СССР
§1. Политические и социально-экономические причины распада СССР
Социально-экономическое и внутриполитическое положение в Советском Союзе в середине 1980-х гг. было довольно неоднозначным, даже противоречивым. С одной стороны, СССР продолжал удерживать высокий статус одной из двух мировых «сверхдержав», обладал очень большим военно-техническим, промышленным, научным, кадровым, сырьевым потенциалом. Советская экономика по своей общей величине являлась второй в мире. На достаточно высоком уровне находилось промышленное производство, некоторые отрасли которого, например космическая и авиационная, военно-промышленный комплекс, цветная и отчасти черная металлургия, по-прежнему занимали лидирующие позиции. Значительными объемами обладали машиностроительная, энергетическая, химическая, добывающая отрасли, промышленная и транспортная инфраструктура. Сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, хотя и недостаточно, но обеспечивали население продовольствием и товарами широкого потребления. Вполне определенные достижения были и в развитии социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного строительства, социальной защиты). Имевшиеся внутриполитические, социальные, национальные противоречия в значительной степени продолжали «гаситься» существовавшей государственно-политической системой, находились в своеобразном подспудном состоянии1.
С другой стороны, внутренние проблемы во многих важных сферах жизни советского общества постепенно, но неуклонно возрастали и к середине 1980-х гг. приобрели уже достаточно широкие масштабы. Несмотря на то, что подавляющее большинство из них в тогдашних условиях носило весьма скрытый характер, некоторые негативные тенденции, процессы и факторы с каждым годом приобретали все более зримые очертания и конкретные проявления. Наиболее отчетливо это наблюдалось в экономической области. Темпы роста советской экономики не просто существенно замедлились, но стали неуклонно падать. Еще хуже обстояли дела с интенсификацией промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, ростом производительности труда, внедрением передовых технологий. Все обстоятельства говорили о том, что экстенсивный путь развития советской экономики себя практически исчерпал. Она вступила в стадию стагнации. Внутриполитические и социальные проблемы находились в «затушеванном», скрытом состоянии. Но их наличие и нарастание во многом также были очевидны. Политическая система страны в целом, ее основные государственно-политические институты, хотя и выполняли возложенные на них функции, но всю свою деятельность осуществляли на основе устаревших принципов, использовали во многом не соответствовавшие действительности формы и методы. Большинство граждан в сложившихся условиях не желали играть отводимую им правящими партийно-государственными структурами роль своеобразной общественно-политической «массовки». Отсутствие механизмов реального воздействия на систему власти и ее представительные и исполнительные органы вело к неуклонному падению действительной, а не мнимой общественно-политической активности советских людей, постоянному росту политической и социальной апатии, политико-идеологическому нигилизму в общественном сознании, к усилению критических настроений.
Постепенно накапливались и имевшиеся социальные проблемы и противоречия. К уже установившимся и ставшим привычным сложностям и в жилищной, продовольственной, бытовой сферах в первой половине 1980-х гг. прибавились и ренальное снижение жизненного уровня основной части населения, увеличение дефицита промышленных и продовольственных товаров, скрытый рост цен.
Сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий.
Советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны.
§2. Национальный вопрос, как одна из основных причин распада СССР
Политика перестройки
и гласности, объявленная руководством
страны во главе с М. С. Горбачевым,
привела с середины 80-х гг. к
резкому обострению межнациональных
отношений и подлинному взрыву национализма
в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные
причины, уходящие корнями в далекое прошлое.
Еще в условиях брежневской парадности
кризисные явления в сфере межнациональных
отношений в 60—70-е гг. постепенно набирали
силу. Власти не занимались изучением
межэтнических и национальных проблем
в стране, а отгораживались от действительности
идеологическими установками о “сплоченной
семье братских народов” и созданной
в СССР новой исторической общности —
“советском народе” — очередными мифами
“развитого социализма”.
С середины 80-х гг. в рамках
процесса демократизации межнациональные
проблемы в СССР, по сути, выдвинулись
на передний план. Одним из первых грозных
признаков дезинтеграционных процессов
и проявлений национал-сепаратизма стали
волнения в Средней Азии, вызванные чистками
партийного руководства брежневского
призыва, обвиненных в коррупции. Когда
на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве
лидера республики был прислан В. Г. Колбин,
развернувший кампанию по укреплению
“социалистической законности” и борьбе
с проявлениями национализма в республике,
в ряде городов вспыхнули настоящие бунты.
Они происходили под национал-исламистскими
лозунгами, и основными их участниками
были представители молодежи. В декабре
1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили
крупные волнения, которые удалось “умиротворить”
лишь с помощью ввода войск. Впоследствии
(1987—1988 гг.) крупные столкновения на национальной
почве, сопровождавшиеся многочисленными
жертвами, вспыхивали в Фергане (против
турок-месхетинцев) и в Ошской области
(против обосновавшихся здесь выходцев
с Кавказа). Поначалу национальные движения
в советских республиках действовали
в рамках возникших в этот период народных
фронтов. Среди них наибольшей активностью
и организованностью отличались народные
фронты республик Прибалтики (уже 23 августа
1987 г. в связи с 48-й годовщиной “пакта Риббентропа—
Молотова” состоялась акция протеста2). После начала политической реформы
в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной
системе были проведены альтернативные
выборы депутатов возрожденных съездов
народных депутатов СССР, народные фронты
Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении
и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты
пользуются значительно большим доверием
и популярностью среди избирателей, нежели
представители партийно-государственной
бюрократии. Таким образом, альтернативные
выборы в высшие органы власти СССР (март
1989 г.) послужили важным толчком для начала
“тихой” массовой революции против всесилия
партийно-государственного аппарата.
По всей стране росло недовольство, проходили
стихийные несанкционированные митинги
со все более радикальными политическими
требованиями.
Уже на следующий год
в ходе выборов народных депутатов
в республиканские и местные
органы власти стабильное большинство
в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии
и Молдавии получили национально-радикальные
силы, оппозиционно настроенные по отношению
к КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто
заявляли об антисоветском и антисоциалистическом
характере своих программных установок.
В условиях все более нараставшего социально-экономического
кризиса в СССР национал-радикалы выступали
за осуществление полного государственного
суверенитета и проведение кардинальных
реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного
государства.
Наряду
с национал-сепаратизмом союзных республик
набирало силу национальное движение
народов, имевших статус автономий в составе
СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие
статус автономных республик, или этнические
меньшинства, находившиеся в составе союзных
республик, в условиях принятия курса
на обретение государственного суверенитета
республиканскими титульными нациями
испытывали давление своеобразного “малодержавия”,
их национальное движение носило как бы
оборонительный характер. Союзное руководство
они рассматривали в качестве единственной
защиты от экспансии национализма республиканских
этнонаций. В основе межэтнических конфликтов,
резко обострившихся в условиях перестройки,
лежали глубокие исторические корни. Одним
из первых переломных моментов в перестроечном
процессе весной 1988 г. стал карабахский
кризис. Он был вызван решением
вновь избранного руководства автономной
Нагорно-Карабахской области о выходе
из состава Азербайджана и переходе карабахских
армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий
межэтнический конфликт вскоре вылился
в длительное вооруженное противостояние
между Арменией и Азербайджаном. В это
же время волна этнического насилия охватила
и другие регионы Советского Союза: ряд
республик Средней Азии, Казахстан. Произошел
очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий,
а затем последовали кровавые события
в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась
борьба за возвращение на исторические
земли репрессированных в сталинские
времена крымских татар, турок-месхетинцев,
курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи
с приданием статуса государственного
языка в Молдавии румынскому (молдавскому)
языку и переходом на латинскую графику
вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием
явилось то, что в качестве малого народа
выступило население Приднестровья, на
две трети состоящее из русских и украинцев.
На рубеже 80—90-х гг. бывшие союзные республики
не только прекратили функционировать
как единый народнохозяйственный комплекс,
но зачастую не только по экономическим,
но и по политическим мотивам блокировали
взаимные поставки, транспортное сообщение
и т. п.
Трагические события в Вильнюсе и Риге
в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева
и его соратников из числа реформаторов
в союзном руководстве на организацию
всесоюзного референдума о сохранении
СССР (референдум состоялся 17 марта 1991
г. в 9 республиках из 16). На основании положительных
результатов всенародного голосования
состоялась встреча с руководителями
России, Украины, Белоруссии, Казахстана,
Узбекистана, Туркменистана, Киргизии,
Таджикистана и Азербайджана, которая
завершилась подписанием “Заявления
9 + 1”, в котором декларировались
принципы нового Союзного договора. Однако
процесс формирования обновления Союза
суверенных государств был прерван августовским
путчем3.