Распад СССР: причины и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Моя Цель: рассмотреть влияние распада СССР на международные отношения.
Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
исследовать причины распада СССР;
рассмотреть процесс распада СССР;
выявить последствия распада СССР.

Оглавление

Введение ……………………………………………… …………………………….3

Глава 1. Предпосылки распада СССР
§1. Политические и социально-экономические причины распада СССР….5
§2. Национальный вопрос, как одна из основных причин распада СССР….7
Глава 2. Процесс распада СССР
§1. Проблемы национально-государственного устройства страны ………12
§2. Августовский путч и Беловежские соглашения………………………..18
Глава 3. Последствия распада СССР
§1. Экономические последствия……………………………………………..25
§2. Политические последствия……………………………………………….28

Заключение…………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………………35

Файлы: 1 файл

История Государства и права России.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В первых числах августа  президент Горбачев заявил о намеченном на 20 августа 1991 г. подписании нового Союзного договора и отправился на отдых на находившуюся в Крыму правительственную дачу «Форос».

Полностью дальнейшие события  вплоть до настоящего времени всесторонне  и объективно не рассмотрены, имеющиеся свидетельства и характеристики противоречивы.

В среде высшего советского политического руководства, включая вице-президента СССР, главу Кабинета Министров СССР и других членов правительства, окончательно оформилось убеждение о необходимости осуществления экстраординарных мер для предотвращения окончательной дезинтеграции и развала СССР. Были приняты соответствующие решения и начата практическая подготовка для введения в стране чрезвычайного положения. Данные намерения не являлись тайной в высших союзных и республиканских политических кругах. Что касается М.С. Горбачева, то, по его словам и сформулированной впоследствии официальной версии, он находился в полном неведении, а по утверждениям ряда тогдашних высших государственных деятелей, таких как вице-президент СССР, премьер-министр СССР, заместитель Председателя Совета обороны СССР; «силовых» министров, Президент СССР был в курсе событий и даже полностью одобрил намечавшееся введение чрезвычайного положения. Как бы то ни было, не может не вызвать удивления то обстоятельство, что всего за два дня до официального подписания нового Союзного договора, когда требовалось окончательное согласование и непосредственная организационная подготовка данного важнейшего политического мероприятия, обсуждение его содержания и собственно процедуры с президентами и председателями Верховных Советов республик, Президент СССР всё еще продолжал находиться на отдыхе. 18 августа на встречу с Горбачевым в «Форос» прилетели 1-й заместитель председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланов, начальник Аппарата Президента СССР В.И. Болдин, заведующий отделом оргпартработы ЦК КПСС А.А. Шейнин, главнокомандующий Сухопутными войсками Советской Армии генерал В.И. Варенников и некоторые другие ответственные лица. Они представили Горбачеву на подпись документы о персональном составе предполагавшегося чрезвычайного высшего органа власти в СССР и о введении в стране чрезвычайного положения. Но Горбачев отказался их подписывать. По свидетельству генерала Варенникова, это было для приехавших полной неожиданностью. После этого, по словам Горбачева, положенным впоследствии в основу официальной версии, он был насильственно изолирован в «Форосе». В то же время другие очевидцы тех событий, например бывший тогда начальником охраны «Фороса» полковник В. Медведев, позже прямо заявляли, что никто свободу действий Горбачева не ограничивал; в его полном распоряжении по-прежнему находились два самолета, вертолет, автотранспорт и все средства связи, включая космическую5.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. в Москву стали вводиться войска и бронетехника. Ранним утром 19 августа в средствах массовых информаций появилось сообщение о том, что якобы в связи «с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым М.С. обязанностей Президента СССР на основании статьи 127/7 Конституции СССР к временному исполнению обязанностей Президента СССР приступил вице-президент Г.И. Янаев». Далее говорилось об образовании нового временного высшего органа власти в стране – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе первого заместителя Председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланова и др. Создание ГКЧП с юридической точки зрения являлось незаконным, поскольку ни Конституция СССР, ни другие нормы действовавшего законодательства не предусматривали образование такого органа власти.

Одновременно было опубликовано постановление №1 ГКЧП СССР, в котором  констатировалось, что страна оказалась  в крайне тяжелой кризисной ситуации, возникла непосредственная угроза ее целостности. В силу этого обстоятельства в постановлении объявлялось о восстановлении на всей территории СССР принципа верховенства Конституции СССР и законов СССР над Конституциями и законами союзных республик. В отдельных местностях СССР,  которые конкретно не указывались, вводился режим чрезвычайного положения. Деятельность политических партий и общественных организаций, которые будут препятствовать «нормализации обстановки в стране», приостанавливалась. Все структуры власти в республиках, «действующие вопреки Конституции СССР», расформировывались. Вводился запрет на проведение митингов, демонстраций и всех других общественно-политических массовых мероприятий. Наряду с пунктами, относившимися  к регулированию важнейших аспектов внутриполитической сферы, в данном постановлении ГКЧП СССР содержались и положения по весьма частным и незначительным вопросам, носившие откровенно популистский характер (например, о наделении каждого желающего садовым (дачным) земельным участком). Почти сразу же вслед за первым выходит постановление №2 ГКЧП СССР, согласно которому «временно» приостанавливалось издание центральных, а также московских городских и областных газет. Разрешался выход только девяти газет, издававшихся центральными партийными и советскими органами «Правды», «Известий» и некоторых др.). Возобновление выпуска всех остальных печатных органов допускалось только после специального разрешения, которое каждое из изданий должно было получать в отдельности. В каких органах -'- не уточнялось. Иначе говоря, вводилась цензура средств массовой информации. Москва стала единственным городом в стране, в котором в соответствии с Указом исполняющего обязанности Президента СССР Г.И. Янаева от 19 августа 1991 г. официально было введено чрезвычайное положение. На улицах столицы появились колонны военных грузовиков с солдатами и бронетехника.

Реакция на развернувшиеся события в столице и на местах была самой разной. Партийное руководство  многих республик, краев и областей сразу же однозначно заявило о  полной поддержке ГКЧП. Аналогичные политические позиции заняли и некоторые главы советов разных уровней и местных администраций. Другая часть республиканского и местного руководства, наоборот, выступила с решительным осуждением ГКЧП и всех его действий. Наиболее активно в этом плане действовали руководители РСФСР, республик Прибалтики, Молдавии, Азербайджана и Грузии. Заявления, направленные против ГКЧП, сделали главы администраций многих крупных городов (например, Москвы, Ленинграда, Свердловска, Воронежа и ряда др.). В то же самое время подавляющее большинство представителей многих республиканских и региональных властных структур уклонились от прямых оценок происходившего и заняли выжидательную позицию (например, лидеры Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана и среднеазиатских республик, подавляющего большинства областей и краев РСФСР).

Главные события происходили  в Москве. Уже 19 августа 1991 г. Президент  РСФСР Б.Н. Ельцин, исполняющий обязанности  председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов и глава правительства РСФСР И.С. Силаев подписали специальное обращение к «гражданам России», в котором охарактеризовали ГКЧП как незаконный орган, а его действия как антиконституционный переворот. Указом Президента РСФСР деятельность ГКЧП СССР признавалась незаконной, все его приказы и распоряжения на территории российской федерации не подлежали исполнению. Другим указам российского президента все органы исполнительной власти Союза ССР на территории РСФСР, в том числе и все «силовые» министерства, спецслужбы, другие союзные государственные структуры, переподчинялись непосредственно Президенту РСФСР. Противостояние в Москве продолжалось недолго. Уже перед рассветом 21 августа войска стали покидать город. В тот же день часть членов ГКЧП вылетела в «Форос» к Горбачеву. Чуть позже туда же прилетели вице-президент РСФСР А.В. Руцкой и глава российского правительства И.С. Силаев в сопровождении группы курсантов пожарного училища МВД. К вечеру 21 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы, ночью Горбачев возвратился в Москву. Августовские политические события завершились.

Противоречивы современные  оценки сущности событий августа 1991 г. Все разнообразие мнений можно  свети к следующим основным версиям, предположениям.

  1. Неудавшееся антиконституционное выступление, «путч»;
  2. Неудачная попытка консерваторов сохранить рушившийся на глазах коммунистический политический режим;
  3. Попытка здоровых сил сохранить единство разваливавшегося Союза ССР.

Август 1991 г. явился своего рода эпилогом одного из самых сложных  и противоречивых периодов в истории  страны – эпохи существования коммунистического советского политического режима и единого многонационального государства – Союза ССР.

Сразу же после августовских политических событий последовали  решительные заявления высшего  политического руководства ряда союзных республик об их полной независимости и государственном суверенитете. В 20-х числах августа 1991 г. постановления об этом приняли высшие представительные органы власти Эстонии и Латвии. 24 августа аналогичное постановление утвердил Верховный Совет Украины. 25 августа о независимости республики объявили руководство и Верховный Совет Белоруссии. Затем парламенты Молдавии, Азербайджана, Узбекистана и Киргизии.

Последним актом политической драмы распада СССР стали события  конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. В отличие от ранее проведенного референдума, на котором большинство жителей Украины высказались за сохранение Союза ССР, результатом данного референдума стала поддержка идеи независимости. Тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу, а выход из СССР крупнейшей республики стал толчком к его окончательному распаду. Лихорадочные попытки президента М. С. Горбачева сохранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными: время было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л. Кравчук заявил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками-государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован парламентом Украины. Позиция других республик не была единой. Развал Союза ССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии, являвшихся государствами—учредителями СССР, констатировали, что Союз ССР как “субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование”. Одновременно было согласовано совместное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Уже через несколько дней руководители Казахстана и других республик Средней Азии заявили о своей готовности присоединиться к новому Содружеству на основах, разработанных тремя славянскими республиками. Президент СССР Горбачев выступил с предложением участвовать в формировании нового межгосударственного объединения, но главы бывших союзных республик практически единогласно отказались от этого предложения. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате 11 бывших республик СССР заявили е создании Содружества Независимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполнительных или судебных органов. От участия в СНГ уклонились республики Прибалтики, а также Грузия. 25 декабря М. С. Горбачев в качестве президента уже не существующего государства выступил по телевидению, заявив о сложении своих полномочий.

 

 

Глава 3. Последствия  распада СССР

§1. Экономические  последствия

После распада СССР страна столкнулась  с большими трудностями и в  социально-экономической и политической областях. Оценка состояния экономики России, данная в постановлении Совета министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь – сентябрь 1993 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15%, объем промышленного производства – на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн.рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения6.

Введения рынка, похоже, хотели все. Поначалу убежденность, что  нужно как можно быстрее ввести рынок, и тогда в бывшем СССР начнется такая же райская жизнь, как и  на Западе, овладела интеллигенцией. А затем эта убежденность передалась практически всем слоям общества. Никто не задумывался над тем, что, чем быстрее вводится рынок, тем тяжелее страдания народа.

Социально-экономическую  и политическую обстановку начала 90-х годов характеризуют и такие негативные явления как большая волна преступности в различных сферах, коррупция, взяточничество, открытый бандитизм. Коррупция была всегда: и в России дореволюционной, и в России социалистической. Но в современных условиях ее масштабы несоизмеримы. Причины ее расцвета заложены в тех процессах, которые проходят в современном российском обществе: становление рынка; появление богатых; так называемых «новых русских»; приватизация по существу за бесценок.

В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально-экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности. Государству при этом отводилась роль гаранта сохранения того социального состояния населения и тех прав человека, которые были достигнуты на предыдущей стадии развития.

Ожидания не оправдались.

Во-первых, потому, что  к началу 90-х гг. оказалась почти  полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым, и прежде всего финансовым и политическим, условиям воспроизводства.

Информация о работе Распад СССР: причины и последствия