Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа
Моя Цель: рассмотреть влияние распада СССР на международные отношения.
Для достижения данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
исследовать причины распада СССР;
рассмотреть процесс распада СССР;
выявить последствия распада СССР.
Введение ……………………………………………… …………………………….3
Глава 1. Предпосылки распада СССР
§1. Политические и социально-экономические причины распада СССР….5
§2. Национальный вопрос, как одна из основных причин распада СССР….7
Глава 2. Процесс распада СССР
§1. Проблемы национально-государственного устройства страны ………12
§2. Августовский путч и Беловежские соглашения………………………..18
Глава 3. Последствия распада СССР
§1. Экономические последствия……………………………………………..25
§2. Политические последствия……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………………35
Во-вторых, потому, что
к этому времени был
В-третьих, потому, что
была дезорганизована система
Наконец, в-четвертых, потому, что под прикрытием реформ развернулась ожесточенная борьба за власть. Ее результаты многоплановы и опустошительны.
В экономической области распад СССР
привел к развалу большей части традиционных
связей между хозяйственными субъектами
в бывших республиках и резкому сокращению
производства. Разрушение этих связей
было также предопределено различиями
в сроках, глубине и масштабности рыночных
преобразований, изменении структуры
цен и т. п. в постсоветских государствах.
Резко возросла экономическая и социальная
цена реформ в экономике для всех государств.
Отделение среднеазиатских республик
устранило один из традиционных рисков
ускоренной модернизации: аграрное перенаселение
на фоне постиндустриальной невозможности
использования избыточных трудовых ресурсов.
Распад
СССР значительно уменьшил как в России,
так и в других государствах СНГ возможности
для экономического маневра финансовыми,
производственными, природными и другими
ресурсами вследствие обособления экономик
и повсеместного экономического кризиса.
В этой ситуации Россия проиграла меньше
других в силу сравнительной мощи своей
экономики, а главное - относительной самодостаточности
ее экономического потенциала. "Освобождение"
России от, как правило, менее подготовленных
к введению рыночных отношений республик,
возможно, несколько облегчило ее переход
к этим отношениям.
Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.Вместе с тем накопление крупного - и имеющего тенденцию к безвозмездности - долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.
Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам.
Государственная территория сократилась
на четверть, население -
наполовину. Обострилась проблема неразвитости
инфраструктуры, в особенности в новых
приграничных областях страны. Увеличилась
разность ресурсного и воспроизводственного
потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн.
долларов, в несколько раз превосходя
потенциал США. Второй - на 87% ниже американского
(по объему ВВП 1995 г.)7.
На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т. п.).
§2. Политические последствия
Внезапность прекращения существования СССР потрясла мир. Исчезла с политической карты мира великая держава, раскинувшаяся на огромном евразийском пространстве, с более чем 320-миллионным населением, мощным, еще недавно сравнимым с США военно-стратегическим потенциалом. Ликвидировав СССР, бывшие республики учредили Содружество Независимых Государств (СНГ), сразу же заявив, что последнее – не государство и не национальное образование. Цель СНГ – облегчить переход бывших республик в качественно новое состояние. Его основная функция – согласование политики государств-членов в областях, представляющих взаимный интерес.
Россия многое потеряла, если сравнить ее нынешнее геополитическое положение с тем, которое имело Российское государство до октября 1917 г. Ее территории сжались, западные границы отодвинулись на восток. Она утратила самые важные порты, и выходы к морю на Балтике. Известно, что Россия граничит с тремя Балтийскими государствами, два из которых уже сегодня официально предъявили претензии на ее территорию. Отношения с Эстонией, Латвией и Литвой далеки от идеала и вполне очевидно, что в ближайшем будущем иными не станут. Здесь проблемы и границ, и прав человека в этих государствах, и контрабанды в огромных размерах. С обретением странами Балтии независимости Россия потеряла четыре стратегически важных торговых порта на Балтийском побережье – Новоталлинский, Рижский, Вентспилский и Клайпедский и в обозримом будущем компенсировать эти потери ей едва ли удастся.
В связи с отсутствием законодательного оформления границ у России возникло множество территориальных споров. Помимо споров со странами Балтии, у России существуют серьезные разногласия с Украиной по поводу Крыма, который Россия потеряла по воле Хрущева. Существует еще свыше 30 пограничных территорий, которые могут быть поводом для политических осложнений.
Независимость Среднеазиатских и Закавказских республик изменила политическую структуру на юго-восточных границах России. В самой России независимыми объявили себя Татарская и Чеченская республики. Созданы немецкие национальные районы в Поволжье, на Алтае и в Сибири. Находящаяся в Грузии Юго-Осетинская республика стремится к объединению с Северо-Осетинской в составе с Российской Федерации. Резко обострилась политическая обстановка на Северном Кавказе. Здесь произошли кровопролитные столкновения между Северной Осетией и Ингушетией. В декабре 1994 г. по существу началась война самой России с Чечней.
В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность войн и конфликтов.
Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности8.
Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.
Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.
Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий, это своего рода процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.
В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.
Важнейшей функцией, которую выполнял
СССР с точки зрения развития человечества
в целом, было поддержание конкуренции
между двумя политико-
Последние могли рассчитывать на получение комплексной масштабной поддержки либо как сторонники одной из систем (достаточно вспомнить советскую помощь Китаю и прогресс Японии, во многом связанный с превращением ее в "непотопляемый авианосец" США), либо как не присоединяющиеся к противникам каждой из них. Так, "Движение неприсоединения" возникло именно как инструмент получения (в той или иной форме) помощи за неучастие в противостоянии и стало едва ли не первым успешным стратегическим проектом непротивления злу насилием.
С распадом Советского Союза развивающиеся страны перестали быть "полем боя". В результате многие из них автоматически перестали представлять интерес для развитых стран. Это лишило их доступа к части ресурсов и превратило многие развивающиеся страны в депрессивные, деградирующие территории с распадающимся социумом На смену противоречия между социализмом и капитализмом, наперегонки оцивилизовывающими остальное человечество, пришло противоречие между развитыми и развивающимися странами, осложненное громадным количеством религиозных, историко-психологических и культурных проблем.
Это новое противоречие не только рационально (связано с непреодолимым технологическим разрывом), но и иррационально (связано с различием культур) и потому чрезвычайно трудно поддается решению в ходе переговоров.
В результате с точки зрения интересов личности мир стал более комфортным и безопасным лишь на весьма короткое время, пока вместо старых опасностей (в первую очередь применения оружия массового уничтожения в ходе конфронтации двух систем) не возникли новые (нищета, вражда между культурами - с одной стороны, бедными и богатыми - с другой). Как показали исследования ООН, решение наиболее острых проблем человечества, таких как голод, болезни, неграмотность, неравенство, загрязнение окружающей среды, происходившее во время конфронтации между капитализмом и социализмом почти само собой, в 90-е гг., по завершении конфронтации, практически остановилось. Причина проста: двум группам стран уже не надо было переманивать бедствующих на свою сторону, они получили возможность просто бросить их.
Вместе с Советским Союзом ушла идеологизация, и неожиданно оказалось, что не только отдельный человек, но и человечество в целом попросту не может существовать без идеологии, задающей цель, систему координат и меру ценностей.
Распад СССР изменил геополитическую ситуацию в мире и Европе. Потребовалось формирование нового мирового порядка под контролем одной сверхдержавы (США). Вывод войск из Германии, передача Украине и Белоруссии войск и техники наиболее боеспособных округов ослабили влияние России на западном направлении и вынудили ее уйти вглубь евразийского континента. На юге возникли новые нестабильные в политическом и экономическом отношении государства. Россия стала объектом территориальных притязаний со стороны государств Балтии. Определение границ и статуса территорий вырастает в крупную общую для всех стран СНГ национально-государственную проблему. Содружество не смогло предотвратить перерастания конфликтов между бывшими союзными республиками в военные столкновения. В ходе становления новых государств наметились общие тенденции их политического развития: борьба за власть, сопровождаемая вооруженными конфликтами и очагами гражданской войны; политическая ориентация не на страны СНГ, а на дальнее зарубежье.
Заключение
Подводя итог своего исследования, хочу отметить, что распад СССР стал следствием воздействия целой группы объективных и субъективных факторов, которые дополняя друг друга, способствовали росту центробежных сил. Универсальной объективной причиной является свидетельствование мирового опыта, что многонациональные государственные образования на определенном этапе исторического развития прекращали свое существование.
В конце 1980-х годов экономический кризис дополнился политическим, ослабла стержневая роль КПСС. В кризисе оказалась и форма государственного устройства. Усилия М.С.Горбачева – первого и последнего президента СССР – подписать новый союзный договор, расширяющий права республик, не увенчались успехом. Августовские события 1991 г. только ускорили процесс распада СССР.
Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез раздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.