Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:40, контрольная работа
В связи с этим, целью данной работы является изучение становления советской государственности в России и первых преобразований Советской власти после победы Октябрьской революции.
Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
-рассмотреть основные этапы становления советской государственности
- описать процесс формирования основных государственных структур в период с октября 1917 года по 1918 год;
- изучить историю принятия Конституции РСФСР 1918 года, как основного документа нового государства, закрепляющего систему государственного управления, основ национальной политики, принципов Советской Федерации;
-рассмотреть первые преобразования новой власти в социальной экономической и политической сферах и содержание первых декретов Советской власти.
Введение…………………………………………………………………...3
1.Становление советской государственности в России и принятие конституции РСФСР 1918 года…………………………………………..4
2.Социально-экономические и политические преобразования советской власти в период с октября 1917 года по 1918 год….…………………..11
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………….....……………...23
Но отношение к революции основной массы российского населения -- крестьянства -- определялось решением двух коренных вопросов: о войне и земле. Не случайно первые декреты касались именно этих проблем. В докладе о мире, с которым выступил В. И. Ленин, была обоснована необходимость в кратчайший срок начать мирные переговоры. В Декрете о мире советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам начать немедленные переговоры о заключении справедливого, демократического мира без аннексий и контрибуций.
Декрет о земле провозглашал уничтожение всякой частной собственности: все помещичьи, монастырские, церковные и удельные земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания». Осуществлять декрет подлежало на основе «Примерного наказа», составленного эсерами на основе обобщения 242 наказов, доставленных депутатами I съезда Советов крестьянских депутатов. «Наказ» выступал как эсеровская программа по аграрному вопросу, которая включала: экспроприацию помещичьих имений, запрет на применение наемного труда, запрещение купли и продажи земли, «уравнительное распределение земли... смотря по местным условиям, по трудовой и потребительской норме», а также периодическое перераспределение, которое должно осуществляться органами местного самоуправления. Установление такого порядка означало бы, по мнению эсеров, победу социализма в российской деревне.
Большевиков сближало с эсерами отрицание помещичьего землевладения, однако социализм в деревне они представляли иначе. Эсеровские сторонники «Наказа» считали, что земля не может быть в чьей-либо собственности, а должна находиться в пользовании тех, кто ее обрабатывает. Ленинцы же полагали, что подлинный социализм наступит тогда, когда земля будет национализирована, т.е. передана в руки государства, а затем на ней будут созданы коллективные, желательно крупные, хозяйства крестьян. Тем не менее именно большевики предложили эсеровскую программу. Это был исключительно важный тактический ход, которым решался ряд важных задач. Во-первых, большевики обретали симпатии крестьянства; во-вторых, смогли внести раскол в среду эсеров и привлечь их левое крыло к сотрудничеству; в-третьих, реализация декрета рассматривалась как первый шаг на пути воплощения собственной программы.
Важный этап аграрных преобразований связан с январем 1918 г. В это время экспроприация помещичьих земель была практически завершена. Однако земельные комитеты, где были сильны позиции эсеров, ждавших решения Учредительного собрания о земле, еще не начали ее перераспределение. В этих условиях III Всероссийский съезд Советов 31 января 1918 г. рассмотрел проект декрета «О социализации земли» (окончательный текст закона опубликован 19 февраля -- в годовщину отмены крепостного права). Частная собственность на землю отменялась, а ее распределением поручалось заниматься земельным отделам Советов, которые должны были заменить прежние земельные комитеты. Тем самым влияние эсеров было сокращено, а большевики получили возможность реализации одного из пунктов закона, который предусматривал развитие коллективного хозяйства в земледелии. К весне 1918 г. на территории Центральной России процесс перераспределения завершился. В итоге 86% конфискованной земли было роздано крестьянам, 11% перешло государству, а 3% -- сельскохозяйственным коллективам. Так были разрешены первоочередные, лежащие на поверхности вопросы. О проблеме модернизации земледелия никто на этом этапе не думал, хотя создание крупных хозяйств могло стать первым шагом в решении этой проблемы.
Аграрное законодательство первых месяцев содержало и зерна потенциальных конфликтов между большевиками и эсерами. Землю предписывалось делить «по трудовой или потребительской норме»: в первом случае речь шла о распределении по работникам, во втором -- по едокам. Большевики чаще поддерживали последнее, но в обоих случаях предпочтение отдавалось бедным и малоземельным. Эсеры же стремились распределять в соответствии с трудовыми возможностями, что благоприятствовало лишь зажиточным крестьянам. Кроме того, эсеры не разделяли большевистских идей о продуктивности крупных государственных хозяйств в деревне и централизованном над ними контроле. Наконец, оставался открытым вопрос о том, какие земли должны были объединяться в общий фонд, предназначенный для последующего распределения.
Из «Наказа» следовало, что он составлялся из крестьянских наделов и конфискованных имений и уже из общей массы земли должны нарезаться новые наделы. Однако отстаивавшие интересы более обеспеченных крестьян эсеры часто выступали за то, что земля, которая уже находится в индивидуальном пользовании крестьян, должна остаться в неприкосновенности, а перераспределять нужно лишь конфискованную помещичью землю. На практике все эти вопросы решали местные органы власти -- земельные отделы Советов, и от их состава зависело, чьи партийные установки и насколько твердо они готовы были воплощать. Все эти подспудные противоречия вышли наружу весной--летом 1918 г., когда большевики вынуждены были прибегнуть к радикальным мерам при решении продовольственной проблемы.
Кризис промышленного производства с неспособностью навести порядок в экономике был одной из главных причин падения как самодержавия, так и Временного правительства. Решать эти задачи пришлось Советскому правительству. Предоктябрьские представления большевиков о приоритетах экономической политики были сформулированы в ленинской брошюре «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (опубликована в середине октября 1917 г.): национализация банков и крупных торговых и промышленных синдикатов (сахарного, угольного, железного, нефтяного и пр.); отмена коммерческой тайны; принудительное объединение мелких предприятий в союзы с целью облегчения контроля; регулирование потребления. При этом национализация не означала конфискацию предприятий, а предполагала «контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства, установление правильного распределения рабочих сил в производстве и распределении продуктов». Важное место в этой схеме отводилось и рабочему контролю, понимание которого в 1917 г. претерпело изменения».
Необходимость регулирования производства (в смысле бесперебойной работы, предотвращения закрытия предприятий) и распределения продуктов (для их систематического поступления, предотвращения голода) в условиях военной экономики была объективно необходима и признавалась ведущими политическими силами. Однако государственное регулирование наладить не удалось: созданные правительством Керенского Экономический совет и Главный экономический комитет не обладали для этого ни властью, ни должной инициативой. В то же время стихийно возникшие по инициативе снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля продемонстрировали свою жизнеспособность. Весной и летом требование рабочего контроля со стороны социалистических партий означало регулирование экономических и социальных отношений с учетом интересов всех социальных групп, что осталось лишь лозунгом. Но численность низовых органов рабочего контроля (фабзавкомов) росла, они все активнее вмешивались в деятельность своих заводов, и осенью 1917 г., подобно стихийному захвату земли крестьянами, стали применять его и к промышленным предприятиям, что вело к конфликтам с предпринимателями.
Октябрьский переворот не только не остановил, а усилил анархо-синдикалистские тенденции. Рабочие не просто вмешивались в деятельность предприятий, но проникались убеждением, что отныне промышленный аппарат страны принадлежит им и они могут управлять им в своих интересах. Часто фабзавком от имени рабочих брал власть на предприятии в свои руки. Не обладая, однако, необходимыми экономическими и техническими знаниями, рабочие были не способны поддерживать нормальную деятельность предприятия, используя оказавшиеся в их распоряжении ресурсы на элементарное их «проедание».
14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Декрет о рабочем контроле. Он был ориентирован на то, чтобы обуздать анархические тенденции и нормализовать производственные процессы. Именно поэтому в нем указывалось, что рабочий контроль учреждается «в интересах планомерного регулирования народного хозяйства». Декрет содержал идеологически важный пункт об отмене коммерческой тайны, что устраняло одну из важнейших составляющих традиционных рыночных отношений. Первоначально предполагалось создание системы Советов рабочего контроля (в городах, губерниях и т.д.), которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась Всероссийским советом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализована в форме создания 5 декабря 1917 г. Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Новый орган должен был «согласовывать и объединять» деятельность как местных, так и центральных учреждений, которые занимались хозяйственными делами. В него должны были входить члены Всероссийского совета рабочего контроля, представители всех наркоматов, а также эксперты (с правом совещательного голоса). Создавались и местные -- городские, губернские -- совнархозы.
В числе прочих на ВСНХ возлагалась функция конфискации, запрещения производства и принудительного объединения ряда функций целостных групп предприятий. Продолжена была широкая национализация промышленности. В ноябре 1917 г. -- марте 1918 г. на территории 31 губернии у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов. В то время национализация «производилась независимо от хозяйственных соображений, а исходя исключительно из необходимости непосредственной борьбы с буржуазией». Современники выделяли «карательную» и «стихийную» национализацию. В первом случае речь чаще шла о нежелании хозяев сотрудничать с новой властью и об угрозе закрытия важных предприятий; такие акты чаще принимались центральными властями. Во втором -- об инициативе рабочих на местах. В первые месяцы существования советской власти доминировала «стихийная» национализация.
Тогда же были предприняты решительные шаги к изменению отношений в денежно-финансовой сфере, хотя и неизбежно нарушавшие экономический процесс. Первым поручением, полученным председателем ВСНХ, был контроль за захватом Государственного банка. Это произошло 14 декабря 1917 г. В тот же день отряды вооруженных рабочих, матросов и солдат заняли помещения частных коммерческих банков и кредитных учреждений. Изъяты были ключи от кладовых, сейфов индивидуального пользования, наложен арест на банковскую документацию. Чуть ранее (7 декабря) ВЧК получил от СНК поручение взять на учет состоятельных граждан. Указом от 23 декабря 1917 г. прекращались платежи дивидендов по акциям и паям частных предприятий, сделки с ценными бумагами. Банковское дело объявлялось монополией государства в лице «единого народного банка». При этом делались оговорки о готовности соблюсти интересы «мелких трудящихся собственников».
1 января 1918 г. СНК принял Декрет об аннулировании государственных займов (подтвержден Декретом ВЦИК от 21 января). Проблема решалась резко и безоговорочно: недействительными объявлялись все государственные займы -- внутренние и внешние, «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии». К тому моменту государственный долг составлял гигантскую по тому времени сумму в 50 млрд руб., в том числе 12 млрд -- иностранный. Этот шаг Советского правительства не только подорвал позиции российских собственников, но имел и крайне отрицательный международный резонанс. Политику до начала марта 1918 г. называли «красногвардейской атакой на капитал».
В апреле 1918 г. В. И. Ленин, воспользовавшись заключением мира с Германией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, дореволюционной технической интеллигенции («Очередные задачи Советской власти»). Однако план политики «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г. осуществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных политических мер.
Внутренняя политика советского правительства (лето 1918--начало 1921 г) получила название «военный коммунизм». Она была порождена предшествующим развитием советской власти: установлением однопартийной большевистской диктатуры, созданием мощного государственного аппарата, опытом «кавалерийской атаки» на капитал и военно-политического нажима на деревню весной-летом 1918 г.»
Сущность «военного коммунизма» виделась большевикам в военно-политическом союзе рабочих и беднейших крестьян. Целью союза являлся разгром сил контрреволюции, создание благоприятных условий для скорейшего перехода к социализму. В то же время это была вынужденная политика, обусловленная разрухой в стране и необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства.
Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу:
1) национализация промышленности, охватившая все сферы производства (с ноября 1920 г. началась национализация мелкой промышленности);
2) сверхцентрализация экономики. Возникает целая система учреждений, в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта;
3) запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатные коммунальные услуги;
4) уравнительная оплата труда рабочих и служащих;
5) всеобщая трудовая повинность. Все трудоспособные граждане России от 16 до 50 лет обязаны были заниматься общественно полезным трудом, в противном случае они привлекались к нему принудительно;
6) продразверстка -- обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продуктов; введена с 11 февраля 1919 г.
В марте 1919 г. состоялся V11I съезд РКП(б), принявший новую программу партии. В программе были определены основные задачи партии в предстоящий период: завершение экспроприации буржуазии; переход от торговли к продуктообмену, от денежного хозяйства к безденежному, от единоличного крестьянского хозяйства к коллективному, от рыночного хозяйства к плановому. На основе политики «военного коммунизма», строившейся на принципах монополизации производства, централизации распределения произведенного продукта, натурализации обмена, директивного управления, принуждения к труду, разрабатывались пути перехода к социализму.
Информация о работе Преобразование советской власти в России