Особенности политической власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период своей истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако, наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к «либерализованой» экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжелый труд.

Оглавление

Введение....................................................................................................3
Понятие «государства», политики, политической деятельности,
политических партий и политической власти.....................................5
Политический режим и власть...............................................................10
Особенности политической власти в современной России..............14
Структура государственной власти в Российской Федерации........18
Заключение..............................................................................................23
Список литературы..................................................

Файлы: 1 файл

полит.docx

— 44.65 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение....................................................................................................3

Понятие «государства», политики, политической деятельности,

 политических партий  и политической власти.....................................5

Политический режим и  власть...............................................................10

Особенности политической власти в современной России..............14

Структура государственной  власти в Российской Федерации........18

Заключение..............................................................................................23

Список литературы.................................................................................24

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период своей истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако, наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к «либерализованой» экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжелый труд.

Гораздо легче и проще  было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только взрослым людям нелегко  сориентироваться в этом многоцветии  партий, движений, сект. Наша молодежь находится в еще более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались. Молодым людям зачастую приходится путем искания и ошибок находить для себя приемлемый вариант для достижения цели в соответствии со сложившимся стереотипом, отвечающий их потребностям политического лидера. Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать четкий вывод, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.

Очень часто бывает так, что  избиратели не хотят идти на выборы, равнодушно ожидая, кто же окажется у власти. Он говорит, что один голос, «именно его», ничего не решает. Такая всеобщая пассивность, гражданское бездействие, могут привести к возможности легкого манипулирования ситуацией в стране со стороны наиболее коррумпированных политических кругов. Данное положение вещей стало следствием многолетнего коммунистического воспитания, когда все политические события происходили без ведома, а очень часто за спиной его граждан. Выборы депутатов были чисто формальным действием и, по всей вероятности, мало что значили. Так, в последние годы в России выявилось большое количество очень талантливых политиков, которые оказывают значительное влияние на массовое сознание людей и политико-экономическую ситуацию государства. Необходимо много знать и во многих политических вопросах разбираться обычному человеку, чтобы правильно сделать выбор и тем самым способствовать формированию более совершенного общества, являющегося как бы средой обитания для полноценной жизни человека и более разносторонней реализации личности.

 

 

ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВА», ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

 

Государство - это основной элемент политической системы. Интерес к государству в определенные периоды развития общества возрастает. Государство выполняет основные функции политической системы и несет в себе все ее признаки. Государство - это особый политический институт, отличающийся от других политических институтов.

Рассмотрим свойства государства. Общие признаки:

- наличие публичной власти, то есть особых групп людей, осуществляющих верховную власть, делегированную ей определенным классом или большинством общества;

- территориальное деление граждан. Территория включает недра, землю, воздух, пространство, территориальные воды, борта судов и самолетов, которые курсируют под флагом государства. На данной территории проживает народ, который имеет право на самоопределение. Ни одна политическая партия, существующая в современном обществе, не включает в себя всех граждан, проживающих на данной территории, кроме государства;

- налоговая система, то есть право государства на взимание налогов и сборов с населения. Это нужно для содержания государственного аппарата и в осуществлении общественных целей, формирования государственного бюджета.

Специальные признаки:

- суверенитет - независимость и признание государственности в качестве выразителя общенародной воли внутри государства и на международной арене;

- способность к правотворчеству, то есть способность государства на издание законов и правил, обязательных для всего населения в пределах его территории;

- принудительное обеспечение материальной базы: оно предполагает, что только государство располагает возможностями воздействия на положение граждан, их групп во всех сферах жизни;

- наличие специального аппарата принуждения. Только государство имеет право применять физическое принуждение в отношении граждан, для чего существуют специальные учреждения.

Каждое государство ведет свою внутреннюю и внешнюю политику. Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Общество -целостная система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных подсистем. Это материально производственные системы духовной, идеологической, правовой, политической системы. Они характеризуются своей собственной структурой. Производственные подсистемы обеспечивают основу жизни общества.

Социальная и духовная обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества. Политическая система призвана создавать благоприятные условия для функционирования всех звеньев общественной системы. Сфера политики – это особенно выделяющаяся сторона общественной жизни, но эта видимость обманчива, ибо на политику оказывает влияние множество факторов:

1) социально - экономический

2) социально – культурный

3) научный

4) национально-религиозный,  духовный

Политика как деятельность – это, во-первых, деятельность людей по отстаиванию своих интересов и удовлетворение своих потребностей с помощью власти. Во-вторых, это деятельность по завоеванию, реформированию власти. В третьих, деятельность по гармонизации, согласованию, сочетанию противоречивых интересов различных общественных групп, организаций с помощью власти.

Политическая деятельность – одна из форм общественной деятельности. Но это особая специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а также партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны: споры, диспуты, широкий обмен мнениями, как в аудитории, так и в средствах массовой информации. Цель диалога – выяснение точек зрения, достижение согласия по обсуждаемым вопросам, а главное – осуществление согласованных действий. Политическая деятельность как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую. Для теоретической деятельности характерны такие виды:

- познавательная

- прогностическая

- ценностно-ориентировочная

Для практической деятельности характерен обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия. Это:

- внешняя политика и международные отношения

- выработка и реализация внутренней политики государства

- участие в жизни партий

- военная политика и т.д.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.

Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая партия – это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоев или групп и предназначена для их социального просвещения и предания их действиям по защите интересов целенаправленного и организованного характера, отстаивания их интересов в системе политических интересов и институтов.

Главная цель деятельности политических партий – это защита социально-политических интересов определенных групп населения. Ради этого и ведется борьба за завоевание и удержание влияния, а также установления связей между обществом и государством.

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX века. В настоящее время в России действует более шестидесяти партий. Они имеют статус региональный и республиканский. Они отличаются по истокам и генезисам. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных кампаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам:

организационно оформленным

организационно неоформленным.

Организационно оформленные. В партиях этого типа члены партии получают

партийные билеты и платят взносы.

Организационно неоформленные. В партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, чтобы считаться членом такой партии достаточно, чтобы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

Существуют еще классификации по множеству других критериев:

  1. по целям и программным установкам
  2. по формам организации
  3. по методам деятельности

4. по социально-классовым критериям.

Политическая власть – способность одного субъекта навязывать свою волю другим – массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы.

Политическая власть осуществляется в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д.

Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов больших групп людей.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ВЛАСТЬ.

государство политическая партия власть

Политический режим является важнейшей категорией политической науки. При его рассмотрении у российских и зарубежных политологов существуют различные подходы, суждения и оценки. Анализируя их, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на следующие, основные положения, которые раскрывают содержание этого научного понятия.

Во-первых, политический режим как способ функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов определяет политический климат в обществе. Он определяет динамику развития общества и характер политической власти в данном государстве. Политический режим связан с конституционно-правовыми принципами структурами, регулирующими политические отношения, институты и организации.

Во-вторых, политический режим связан не только с политической системой, государством, его внутренней и внешней политикой, но и проблемой завоевания, удержания и использования политической власти, которая оказывает свое воздействие на общество.

В-третьих, политический режим – это такая система управления обществом, которая определяет тот или иной тип организации власти, средства и методы формирования политических отношений. В центре этих отношений стоит человек как «мера всех вещей», как основа социального прогресса и «генеральная цепь» исторического развития общества.

В-четвертых, политический режим – это совокупность элементов идеологического, институционального и социального порядка, способствующих формированию политической власти.

В – пятых, каждому политическому режиму присуща своя политическая власть (тоталитарная, авторитарная, демократическая).

Рассмотрев вышеперечисленные  основные черты предмета нашего исследования, можно сделать вывод, что ключевой проблемой политических режимов является проблема власти, которая оказывает свое воздействие на экономическую, социальную, политическую, духовную сферу общества, социальное поведение людей.

Диалектика взаимосвязи политического  режима и власти определяется тем, что  власть является необходимым элементом  общественного организма; без нее  невозможны жизнеспособность и функционирование общества. Она призвана регулировать отношения между отдельными людьми, социальными и национально – этническими группами общества и государственно-политическими институтами. Политическая власть, система, режим является концентрированным воплощением политических отношений, которые являются результатом деятельности людей в сфере политики.

Вопрос о функционировании власти в обществе является одной из важнейших  проблем науки о политике. Способ функционирования власти политической системы, политической жизни и процессов в обществе реализуются с помощью политического режима, который является, по нашему мнению, базисной категорией политической социологии. Главным критерием определения основных типов политических режимов является характер политической власти. Современная политология выделяет два наиболее общих типа политических режимов: демократические и антидемократические. Среди демократических (плюралистических) самыми распространенными в современном мире являются парламентские и президентские режимы. Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками:

Информация о работе Особенности политической власти в России