Политическая элита и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Краткое описание

Прослеживая исторические аналогии, нетрудно заметить, что современ-ные властвующие политические элиты сродни привилегированными кастами. В случаях с кастами, привилегированный правящий класс ограничен числом се-мейств, и факт рождения в одном из них является единственным критерием приближенности к правящий элите.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ 3
2. СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ 5
3. СОСТАВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ 7
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТА В РОССИИ 10
4.1 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РОССИИ 10
4.2 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РОССИИ 11
4.3 РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ И ВЛАСТВУЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ 13
4.4 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВЛАСТВУЮЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

      Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Во  всех обществах существовало, существует и, скорее всего, будет существовать и далее, разделение на два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, использует все  преимущества, которые она дает, и управляет вторым классом в форме, которая, в зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.

      Прослеживая исторические аналогии, нетрудно заметить, что современные властвующие политические элиты сродни привилегированными кастами. В случаях с кастами, привилегированный правящий класс ограничен числом семейств, и факт рождения в одном из них является единственным критерием приближенности к правящий элите. Правящие классы всегда стремятся стать наследственными, зачастую любыми способами. Это актуально и в наши дни: несмотря на демократический принцип современных выборов можно заметить, что кандидат, добившийся успеха на выборах, обычно, обладает политической силой наследственного свойства. Наиболее четко это наблюдается в итальянском парламенте, где большая часть из заседающих законодателей — политики во втором и даже третьем поколении. Нельзя, также, не упомянуть и об английской Палате Лордов — высшем парламентском органе Великобритании, в котором участвуют политики, получившие титул лорда по наследству, правда, это в значительной мере можно отнести на счет консерватизма в общественных устоях и традициях Соединенного Королевства. В нашей стране наследственность властвующих политических элит тоже не редкость, но об этом будет сказано ниже.

      1. Понятие, факторы существования и роль политических элит

      Последние несколько лет России пытаются навязать классическую теорию либеральной демократии, одним из "отцов-основателей" которой был Дж. Локк. По Локку государство выступает лишь как инструмент для обслуживания общества, то есть права человека естественны и из них вытекает, так называемый, "общественный договор", призванный исправить неопределенность естественного права. И лишь после учреждения "общественного договора" основывается государство, для опеки над народом, но в силу естественного права народ выше учрежденного закона, и, следовательно, имеется закон-опекун в лице государства и народ, учредивший этот закон через "общественный договор", являющийся в тоже время и учредителем и подопечным. Так как народ выше государства, то  в первую очередь государства имеются обязанности, а не права. Это сентенция напрямую касается властвующих политических элит, которые имеют определенные законом обязательства (в первую очередь), а не права на власть.

      Согласно  взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы, если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому что вся власть данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому, ни в чем не будет им противоречить.

      Но  существуют и другие представления  о государстве (на примере России), берущих начало из обществ, развивающихся и развивавшихся на коллективных началах и рассматривающих государство как политическое завершение политических ценностей, своего рода "отца семейства" — коллектива, общества. В этих координатах государство является не инструментом, а самостоятельной силой по отношению к составляющим его гражданам. (Этот тип государства относиться не только к России, но и, в определенной мере, к Германии, некоторым  другим западным странам, а также очень точно подходит к странам Востока и Азии.)

      Нельзя  также забывать, что власть государства  исторична: она усиливается в зависимости от вида решаемых задач. (Власть — способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета или насилия.) Функции и роль государства в различных сферах общественной жизни изменяются постоянно. Но необходимо заметить, что государство утратило свой сакральный характер, теперь оно должно постоянно подтверждать свой авторитет, свою необходимость и приносимую пользу своими делами, соответствующими его основной функции — защите прав личности. При таком взгляде на государство утверждается приемлемая процедура ответственности за выполнение налагаемых властью обязательств, проявляющаяся в периодических опросах граждан об их отношениях к смене или оставлении опекуна. (Кстати, у Дж. Локка под "сменой опекуна" понималась революция.) В наше время опекуны представляться в виде основных субъектов политического процесса — партий (группами с общими политическими  взглядами, целями и интересами), а сменой опекуна обычно являются выборы.

      2. Системы формирования  политической элиты

      В формировании политических элит большое значение имеют системы ее рекрутирования. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (людей осуществляющих отбор), мотивы его действий. Различают две системы рекрутирования элит:

      1. система гильдий,

      2. антрепренерская система (предпринимательская).

      В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система характерна для демократических государств, система гильдий-в авторитарных и тоталитарных государствах, хотя ее элементы широко применяются и в демократических государствах, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

      Для системы гильдий характерны закрытость, отбор претендентов на более высокие посты из нижестоящих слоев самой элиты, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии. Результатом этого является наличие высоких требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства, отношения в коллективе и т.д.). Небольшой, закрытый круг селектората - в него входят лишь члены руководящего органа (бюро, совета и т.д.) или вопрос решает один руководитель- глава правительства, фирмы и т.д. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа элиты-тоталитарной, авторитарной, демократической, плюралистической и т.д.

      Антрепренерской системе характерны открытость, рекрутирование п.э. на основе демократических выборов, в ходе которых предоставляются  широкие возможности для представителей различных социальных групп претендовать на занятие политических постов. Контроль за деятельностью правящих элит на основе принципа разделения властей и со стороны общественности. Широкий круг селектората, который может включать в себя всех избирателей страны. Высокая конкурентность между лицами, претендующими на занятие политических должностей. Незначительное количество формальных требований к ним. Первостепенная значимость личных качеств претендента, его способности убедить массы в ценности выдвигаемых им идей, программных установок

      И привлечь их на свою сторону. Отсюда большая возможность для молодых инициативных людей, не затративших много времени на прохождение различных ступеней служебной иерархии. Создание необходимых условий для свободного обсуждения любых вопросов, что обеспечивает поиск наиболее оптимального варианта решения стоящих перед государством и обществом проблем.

      Обе системы имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

      Антрепренерская система открыта для молодых  лидеров и инноваций. Однако она  чревата большой вероятностью риска  в политике и непрофессионализма, слабой предсказуемостью в политике, склонностью лидеров к увлечению внешними эффектами. В целом же антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Она обеспечивает систематическое обновление элиты и ее результативность.

      К числу сильных сторон системы  гильдий относится уравновешенность решений, меньшая степень риска  при их принятии и меньшая вероятность  внутренних конфликтов, большая предсказуемость  политики, Главные ценности этой системы - консенсус, профессиональный опыт и преемственность. В то же время гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, порождает массовый конформизм. Без использования конкурентных механизмовона ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в узкую привилегированную  касту, как это имело место в постсоциалистической российской элите. Оно усугубилось почти полным отсутствием социального контроля, грабительскими нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики. Низкие деловые и нравственные качества элитных слоев, добравшихся до вершин власти (Е.Гайдар, Г.Бурбулис/бывший Госсекретарь 1991-1992/, Ф.Чубайс) во многом объясняют причины глобального российского кризиса, массовое распространение безвластия, коррупции и безответственности. Выход из подобных ситуаций состоит в создании новой системы рекрутирования элиты, основанной на конкурентных началах, утверждении требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей, установлении социального контроля со стороны народа за их деятельностью, всемерном развитии политической активности граждан и движений. Если спроецировать типологию рекрутирования на российскую историю последнего времени, можно сказать, что по системе гильдий могли продвигаться  наверх только лидеры застоя (Л.Брежнев и верхушка КПСС), а по антрепренерской - Б. Ельцин или А.Лебедь.

      3. Состав политической  элиты

            Вопрос этот важный не только для анализа характера  нынешней власти, но и для выявления  ее перспектив. Для того чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала посмотреть на состав общественного движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом демократическом потоке доминировали представители следующих социально-политических групп:

      1. Интеллигенты, которые благодаря  своей профессиональной деятельности особенно остро чувствовали репрессивный характер старого режима, осознавали его бесперспективность.

      2. Имевшиеся во всех других массовых  слоях общества приверженцы демократических ценностей и национального возрождения, т.е. идейные противники коммунистического режима.

      3. Люди в той или иной мере  пострадавшие от прежнего режима, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаключенные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была искалечена, исковеркана тоталитаризмом.

      4. Некоторые интеллектуалы из партийной  элиты. Именно они, имея доступ к СМИ, смогли нанести первые ощутимые удары по официальной мифологии.

      5. Демократически, реформистски, рыночно  ориентированные представители хозяйственной элиты.

      6. Прагматики во всех звеньях  властных и управленческих структур, которым все равно, каким богам молиться, лишь бы служить, а точнее-править. Это, используя выражение Яковлева, «демократы по обстоятельствам».

      7. Аутсайдеры-карьеристы из самых различных социальных групп, стремившиеся использовать демократическое движение как социальный «лифт».

      Но  не все представители перечисленных  категорий смогли войти в новую  элиту. Выходцы из первых трех групп  оказались в целом слишком непрактичными, для того чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально были связаны со старой верхушкой, втянуты в орбиту ее влияния. И более того, высокий удельный вес в новой элите «реформаторов» и «прагматиков» позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах старой и, следовательно, о сильной зависимости новой от старой элиты.

      Социальный  «лифт»  поднял на вершину тех, кто еще вчера был далек от рычагов власти. Этот «лифт» вывел и тех, кто занимал мало престижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний облик элиты. Она приобрела с помощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно.

      Главное, однако, в том, что политическая власть нынешней элиты еще только складывается. Группировки, находящиеся в ее границах, слабо оформлены внутренними связями. В лучшем случае в этих группировках доминируют непрочные персональные отношения, в худшем-они разрываются внутренними противоречиями, борьбой между лидерами за главенство. Как уже отмечалось, относительная сплоченность, целостность, единство-неотъемлемые свойства любой правящей элиты. Верхние же эшелоны нынешней власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрированностью/разъединением/. Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ними идет крайне ожесточенная конкуренция, борьба не столько за доминирование, сколько за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные союзы, отколы и расколы и т.д. - все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического «Я».

Информация о работе Политическая элита и её особенности в России