Политическая элита и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Краткое описание

Прослеживая исторические аналогии, нетрудно заметить, что современ-ные властвующие политические элиты сродни привилегированными кастами. В случаях с кастами, привилегированный правящий класс ограничен числом се-мейств, и факт рождения в одном из них является единственным критерием приближенности к правящий элите.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ 3
2. СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ 5
3. СОСТАВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ 7
4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТА В РОССИИ 10
4.1 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РОССИИ 10
4.2 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ В РОССИИ 11
4.3 РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ И ВЛАСТВУЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ 13
4.4 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВЛАСТВУЮЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

      В настоящее время в состав п.э. России входят: высшие руководящие  кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. Но в состав элиты входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в реализации политики. В состав п.э. входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие полит. решений. Они не могут оказывать прямую (моральную и материальную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главными действующими лицами полит. процесса.

      4. Политические элита  в России

      4.1 Особенности политических элит в России

      Говоря  о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей  не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.

      Именно  поэтому политическое развитие сегодняшней  России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

      В данный момент в Росси государственная  власть характеризуется тремя основными  признаками:

  • первое — власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
  • второе — власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
  • третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

      Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

      4.2 Структура политических элит в России

      Политическая  властвующая элита Российской Федерации  состоит из целого ряда группировок. При этом что характерно, мировоззренческие основания этих групп особой роли не играют, в реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют все партии, что делает их выглядящими на одно лицо и мало отличимыми друг от друга. Например, по данным Российского Института Социальных Исследований за 1995 год, около 70% жителей Саратовской области не имеет представления о различиях между такими политическими партиями как ЛДПР и "Держава", что достаточно точно отражает картину по всей стране. Это подтверждают и другие опросы в провинции, где в последнее время преобладают, хотя еще и не ярко выраженные "великодержавные" и националистические тенденции во взглядах населения. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.

      Современные властвующие политические элиты  России состоят в основном из следующих социально-политических групп:

  • бывшая партноменклатура  (КПСС);
  • бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
  • бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
  • бывшие комсомольские работники;
  • работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

      Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции.

      Указанные выше группы, как часть властвующей  элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:

  • деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
  • обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
  • наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
  • тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
  • обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

      Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же,  она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.

      В целом же, в политической структуре  России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом — это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

      4.3 Российская провинция и властвующие политические элиты

      Многие  тенденции политического процесса, который развивается на федеральном уровне, берут свое начало в провинции, которая, со своей стороны, неизбежно вносит в политику как позитивные, так и негативные черты. Во многом из-за этого, основная политическая опасность скрывается не в демонстрациях и митингах столичных городов, а в политическом  безмолвии деревни. Нищета и одичание российской деревни определяет ущербность современной политической жизни, маргинализация же местной политической элиты ведет к "одичанию" власти и "одичанию" отдельных политиков.

      Оторванность  народных избранников от масс, отсутствие идеологии и, соответственно, политического лица ведет к консолидации групп депутатов. Их идейные разногласия касаются в основном деятельности президента и правительства, реальная же партийность, связанная с отстаиванием своей идеологической позиции — явление достаточно редкое.

      Современную властвующую политическую элиту  можно также назвать и номенклатурой, но в силу негативности этого понятия у народных масс (здесь важнейшую роль сыграли средства массовой информации), а также желания самой номенклатуры в настоящее время идентифицировать себя с элитой, понятия элиты (политической) и номенклатуры в настоящее время являются синонимичными. Механизм выборов политической элиты устроен так, что наверх политической жизни выталкивается сама властвующая элита. Особенно это ярко видно на примере провинции.

      На  местах ветви исполнительной и законодательной  власти оппонируют друг к другу, при  этом, пытается найти свое место  еще и судебная ветвь власти, сильнейшим образом политизированная и, всеми силами, пытающаяся уловить политическую коньюктуру.

      Номенклатура  или, так называемая политическая элита  — это не поименный список всех бюрократов, это образ жизни. В провинции это видно особенно ярко, так как на местах очень контрастно воспринимаются социальные различия. Чем ниже уровень жизни, тем более вопиюще и безобразно представляются социальные отличия. Не случайно, Дж. Оруэлл сказал, что: "Кусок конины разделяет людей на тех, у кого она есть и тех, у кого ее нет, больше чем на целое состояние".

      Одной из главнейших причин социального беспредела в провинции является то, что властвующая политическая элита хорошо, и даже слишком хорошо, обозначилась в своих социальных претензиях и клановых интересах на власть и собственность, и абсолютно анонимна в своей ответственности перед законом и беспредметна в полномочиях, функциях и обязанностях.

      4.4 Процесс формирования властвующей политической элиты России

      Формирование  российской властвующей политической элиты происходило по следующим этапам:

  • "перекраска" бывшей партийной номенклатуры в демократическую элиту;
  • выдвижение на руководящие посты бывших партбоссов низшего и среднего звена, при условии их преданности к бывшим первым лицам;
  • вытеснение из органов управления гуманитариев и замена их инженерно-техническими кадрами (в регионах — замена специалистами сельского хозяйства);
  • отсутствие системы кадрового отбора, рост численности руководителей, работающих по принципу "стремительного роста".

      Истоки  формирования современной политической элиты, несмотря на такое положение дел, лежат в интеллигенции.

      Номенклатура  имеет следующую структуру: элита (высший слой, работники управления, имеющие право принимать решения) и бюрократия (работники, выполняющие приказы элиты). Бюрократию обычно не касается смена руководителей, они не участвуют в политических баталиях, не состоят в партиях (люди 2-го и 3-го эшелонов управления). Отмечено, что тот небольшой (порядка 1% – 2%) слой интеллектуальной элиты сосредоточен не в самой политической элите, а в ее аналитических службах.

      Однако  же, так называемые, "новые русские" имеют, например, более интеллектуальные корни, чем политическая элита (около 15% интеллектуальной элиты в Саратовской области содержат "новых русских"). Интеллигенция находиться, как бы, между элитой и номенклатурой. С одной стороны она питает кадрами власть, а с другой создает ей проблемы и ставит себя ей в оппозицию. Она как социальная группа стоит вне управления.

      Но  в последнее время наблюдается  возврат к формированию номенклатурно-семейных кланов и бюрократических династий, идет медленное увеличение числа бывших партийных работников и снижение численности, так называемых демократических работников, что в общем является положительным фактором.

      О социальной неразвитости политических элит свидетельствует и ее замкнутость, функционирование по принципу корпоративных групп, нечеткость социальных функций, когда управленческие функции безграничны. Эта безграничность и приводит к тому, что она (элита) практически  ни за что не отвечает.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключении необходимо отметить, что  хотя, на протяжении практически всего текста, разговор шел о политических элитах провинции, все выше сказанное с легкостью можно экстраполировать и на политические элиты столицы. В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, а в худшем — с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти. 
 
 
 

      ЛИТЕРАТУРА

  1. Дахин В.Н. Журнал "Свободная мысль", №1, 1996 г. 
    "Политическая культура и власть"
  2. Краснов Б.П. "Социально-политический журнал", № 3 – 4, 1994 г. 
    "Теория власти и властных отношений"
  3. Журнал "Социологические исследования", № 12, 1994 г.
  4. Болл Т. "Власть", издательство "Мысль", 1978 г.

Информация о работе Политическая элита и её особенности в России