Особенности разделения властей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:05, реферат

Краткое описание

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматическей лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Файлы: 1 файл

Вопрос №4.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

     Вопрос  №4

     Особенности разделения властей  в России. (Возможно, ли и необходимо ли разделение властей  в России) 

     "Ожидать  прихода к власти  добросовестных, порядочных, честных и умных  людей современности  - столь же недостижимая  цель, сколь и не  соответствующая самой сути государственной власти" 

     Сущность  принципа разделения властей 

     Россия  восприняла принцип разделения властей  как условие построения демократического республиканского строя, правового  государства. Сегодня разделение властей  свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития. 

     Прежде всего разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип наделен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной. 

     У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления  власти прежде всего на общегосударственном  уровне. Он может быть применим в  соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При  этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их институционализация может идти разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках. 

     Разделение  властей - не некий шаблон, одинаково  применяемый во всех странах. Его  конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени и места.  

     Решающую  роль играет структура отношений   между представительными и исполнительными  органами власти. 

     Разделение  властей в Российской Федерации. 

     Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит: 

     "Государственная  власть в Российской Федерации  осуществляется на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." 

     Согласно  действующей Конституции, носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. 

     Органы  государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, состовляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей. 

     В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ . Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так. 

     ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. 

     Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви  власти, каждая из которых действует  в пределах своего ведения и свойственными  ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. 
 

     ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Законодательную власть в Российской Федерации согласно  Конституции (ст. 94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации. 

       Конституция РФ учреждает Федеральное   Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума) как один из органов, осуществляющих  государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).  

       Важная гарантия, закрепленная в  «Основах конституционного  строя», состоит в том, что орган  законодательной власти как часть  системы разделения властей самостоятелен   по отношения к другим органам  государственной власти. 

       Независимость – важнейшее условие  успешного выполнения парламентом  своих функций. Конституция РФ  не определяет точных границ  сферы законодательства, которое  может  быть принято Федеральным  Собранием, это гарантирует законодательной  власти право принимать или не принимать любые законы без чьих-либо указаний. 

       Собрание не подчиняется какому  бы ни было контролю со стороны  исполнительной  власти, оно самостоятельно  определяет потребность в своих  расходах и бесконтрольно   распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ. 

               

     ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. 

     Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при  назначение Президенту придется считаться  с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. 

     Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. 
 

     СУДЕБНАЯ  ВЛАСТЬ.

     По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд  РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. 

     Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). 

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127). 

     Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125). 

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан. 

     Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма  сдержек и противовесов — одна из важных задач России. 

     Заключение 

     Власть  в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматическей  лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для  властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. 

     Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.  

     В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима. 
 

     Список  использованной литературы 
 

     1.     Конституция Российской  Федерации. – М.: Издательство «Ось-89»,20002. 

     2.     Конституция зарубежных  государств: Учебное  пособие / Сост. Проф.В.В.  Маклаков. -  3-е  изд., перераб. и  доп. – М.: Издательство  БЕК, 2001. 

     3.   М. В. Баглай  «Конституционное  право России»,  Москва, 1998 год. 

     4.   Проблемы теории  государства и  права. Учебное  пособие. – М.: «ПРОСПЕКТ»,1999. 

     5.   Румянцев О.Г. Основы  конституционного  строя России (понятие,  содержание, вопросы  становления) –  М.: издательство «Юрист»,1994. 

     6.   Конституционное  (государственное)  право зарубежных  стран. Учебник.  В 4-х томах.  Том 3. Отв. ред.  Страшун. – М.: Издательство БЕК,1998. 

     7.   Правовые системы  мира. Энциклопедический  справочник / Отв.  ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. 

     8.   Переломов А.С.  “Конфуций и доктрина  разделения властей” (размышления  по прочтении книги  Петра Баренбойма  “3000 лет доктрины  разделения властей.  Суд Сьютера”) // Государство и право № 3, 1997.

Информация о работе Особенности разделения властей в России