Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:24, реферат
Появились и стремительно развивались новые отрасли: электроэнергетическая, добыча и переработка нефти, химическая, автомобилестроительная. В старых традиционных отраслях – металлургии, металлообработке, угольной промышленности – рост производства стимулировался спросом на металл, топливо и машины ввиду происходившего в невиданных масштабах железнодорожного строительства. Развитие американской экономики в конце XIX – начале XX в. происходит на фоне интенсивных процессов концентрации и централизации производства и капитала и образования на этой основе монополистических объединений в промышленности, усиления роли банков и финансового капитала.
Позднее новое время: эпоха монополистического капитализма (1880-1914)
I. Экономика США в данный период.
Промышленное развитие США в последней трети XIX века характеризовалось как увеличением темпов роста и объемов производства, так и изменением структуры, форм и организации управления.
Появились и стремительно развивались новые отрасли: электроэнергетическая, добыча и переработка нефти, химическая, автомобилестроительная. В старых традиционных отраслях – металлургии, металлообработке, угольной промышленности – рост производства стимулировался спросом на металл, топливо и машины ввиду происходившего в невиданных масштабах железнодорожного строительства. Развитие американской экономики в конце XIX – начале XX в. происходит на фоне интенсивных процессов концентрации и централизации производства и капитала и образования на этой основе монополистических объединений в промышленности, усиления роли банков и финансового капитала.
Процесс монополизации в США осуществлялся в форме трестов. Они объединяли одной или ряда смежных отраслей, которые, вступив в монополию, теряли производственную и коммерческую самостоятельность. Руководство трестом находилось, как правило, в руках одной головной компании, владевшей и распоряжавшейся контрольным пакетом акций. Контролируя капиталовложения на решающих участках экономики, тресты стремительно вытесняли своих конкурентов, завоевывая внутренний рынок. Первым монополистическим объединением в промышленности США стал нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт Ойл», созданный в 1879 году. Подавив своих конкурентов снижением цен на внутреннем рынке, а также с помощью подкупа и шантажа, трест Рокфеллера к 1880 году контролировал 90% нефтеперерабатывающей промышленности страны, а к 1900 г. – 84% внутренней торговли нефти и 90% ее экспорта.
Влияние трестов на весь строй жизни в стране сказывалось повсюду. Поглощение мелких и средних предприятий, рост цен на товары, разорение фермеров – все это вызывало возмущение со стороны самых широких слоев населения. В этих условиях Конгресс США принял антитрестовские законы: в 1887 году – закон о создании межштатной торговой комиссии для надзора за действиями железнодорожных компаний, в 1890 – закон Шермана, который гласил: «Всякий договор, объединение в форме треста или в любой иной форме или договор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государствами объявляются незаконными». Лица, виновные в нарушении закона, подвергались штрафу в размере до 5 тыс. долларов или тюремному заключению сроком до 1 года. К концу XIX в. В 27 штатах были приняты аналогичные по смыслу законы, а в 15 штатах антимонопольные акты даже были включены в конституции штатов.
С развитием монополистического капитализма возникает финансовый капитал, происходит сращивание банковского капитала с промышленным.
Важнейшую роль в стимулировании экономического
роста, концентрации капитала, развитии
емкого внутреннего рынка сыграло
железнодорожное строительство. Оно
осуществлялось при поддержке федерального
правительства в форме
Также быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство. Его рост был обусловлен широким устойчивым спросом на продукцию, предъявляемым стремительно развивающейся промышленностью, увеличением численности населения, урбанизацией. Развитие капитализма по фермерскому пути привело к увеличению площади обрабатываемых земель. За 1870 – 1900гг. она увеличилась с 189 до 415 млн. акров, т. е. в 2.2 раза. Общее число фермерских хозяйств увеличилось с 2 до 5.8 миллионов. Правда, далеко не все фермеры являлись собственниками тех участков, на которых они работали. В 1900 году из 5,8 миллионов фермерских хозяйств 3,7 миллионов находились в руках собственников, а остальные арендовались.
Таким образом, к началу 20 века США подошли, имея долю в мировом промышленном производстве 36%, в мировой выплавке стали – 47%, в добыче каменного угля – 45%, добыче нефти – 82%!! США производили больше всех и быстрее всех в мире.
§1 Эпоха прогрессизма
Период начала ХХ века вошел в
американскую историю как эпоха
прогрессизма, поскольку в эти
годы государством были произведены
демократические
Последние годы эпохи прогрессизма приходятся на начало правления 28го президента США демократа Вудро Вильсона, которое вошло в историю как период «новой демократии». В эти годы был принят тариф, отменявший протекционизм. Пошлины были уменьшены с 42 до 27 % по 900 видам товаров, а на 365 товаров они были отменены вовсе, хотя на табак, табачные изделия, сахар сохранялись высокие пошлины. Важным шагом правительства Вильсона было введение прогрессивного налога на доходы частных лиц и корпораций.
В 1914 году в США был принят закон Клейтона, по которому профсоюзы и союзы фермеров не попадали под действие антитрестовского закона. Был принят также закон о создании федеральной резервной системы (ФРС). Возглавлять эту систему должно было Федеральное резервное управление, находящееся в Вашингтоне. Было создано 12 федеральных резервных банков, капитал которых должен был образовываться из поступлений национальных, штатных и промышленных банков. В этот же период была создана Федеральная промышленная комиссия, которая должна была собирать информацию и привлекать к ответственности за нечестные методы деятельности лица и корпорации.
Начатые в первые годы
существования ФРС операции по продаже
облигаций государственных
Таким образом, с эпохи
прогрессизма в США берет начало государственно-
§2 Монополистический капитализм
Наиболее интенсивный и быстрый рост американских монополий произошел в годы президентства Т. Рузвельта, хотя вплоть до самого окончания срока своего пребывания в Белом доме он не прекращал своей популистской кампании против засилья монополий в стране. К началу нового века число трестов достигло 185, а через 2 года их стало уже 250. Если в 1904 году крупные корпорации владели 23,6% промышленных предприятий страны, то в 1909 году им принадлежало уже 25,9 %, т. е. свыше общего числа предприятий. После ухода Рузвельта с президентского поста в стране насчитывалось уже св. 10 тыс. трестов, общий капитал которых достигал 31 млрд. долл. В руках этих монополистических объединений оказались наиболее жизненно важные отрасли американской экономики – металлургическая, нефтяная, угольная, пищевая, а также железнодорожный транспорт. Начатый по инициативе президента судебный процесс против «Норзерн секьюритис компании», вложившей свои капиталы в создание гигантского железнодорожного монополистического объединения на Северо-Востоке США, закончился всего лишь фиктивной ликвидацией: на ее месте возникли две «новые» компании. Но этот нашумевший по всей стране процесс явился для президента Рузвельта хорошей политической рекламой среди представителей мелкой и средней буржуазии.
Не менее широко разрекламированные американской буржуазной прессой в качестве эффективных мер борьбы с монополиями судебные дела против ряда крупнейших корпораций США способствовали поддержанию реноме президента как «разрушителя трестов», но к каким-либо существенным результатам не привели. Концентрация производства и капитала, сопровождаемая разорением мелких и средних фирм, особенно усилилась в период экономических кризисов 1900-1903, 1903-1908 гг. и 1913 г. При этом удельный вес промышленной продукции, производимой крупными предприятиями, возрастал также неуклонно, как и снижался удельный вес продукции мелких и средних фирм. Если в 1904 году 71 тыс. мелких предприятий производили 1,2% промышленной продукции, то в 1914 году их удельный вес в выпуске снизился до 1%. Темпы образования корпорированных предприятий резко возросли. В 1904 г. корпорации и акционерные фирмы, составляющие 23,6% общего числа всех предприятий США, производили 73,7% стоимости всей продукции, в 1914 году эти показатели соответственно равнялись 28,3 и 83,2%. На предприятиях крупных корпораций в 1914 г. работало 80% рабочих, занятых в промышленности. Прибыли монополистических объединений росли из года в год: с 1904 по 1914 г. – с 4,5 млрд. до 8 млрд. долларов.
§3 Промышленное производство
В начале XX в. промышленность США продолжала бурно развиваться. Объем продукции обрабатывающей промышленности сравнялся с суммарным производством таких стран, как Англия, Франция и Германия.
Очень быстрыми темпами
развивалась автомобильная
В жизнь Соединенных Штатов, в промышленность и быт быстро входило электричество. Электропровода, телеграфные и телефонные линии связывали между собой целые промышленные районы, административные центры, неузнаваемо меняли облик страны. Газовое и керосиновое освещение уступало место электрическому. Число телефонов в стране перед Первой мировой войной приближалось к 10 млн., в то время как в 1900 г. их насчитывалось всего 13 тыс.
Продолжалось в США и активное строительство железных дорог, что не могло не влиять на промышленный рост. Поскольку железнодорожный бизнес был очень прибыльным, хотя и рискованным предприятием, именно здесь аккумулировался капитал акционерных компаний, который затем инвестировался в другие сферы экономики, способствуя образованию сверхкрупных состояний, укреплению позиций финансовой олигархии.
Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. В свою очередь, расширение производства в металлургической промышленности повлекло ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей отраслей. На железных дорогах быстро внедрялись технические новшества: в начале XX века железные рельсы были заменены стальными, возросла скорость движения – с 25 до 65 миль в час. Быстрыми темпами увеличивалась протяженность железных дорог: в 1870 г. она составляла 85 тыс. км, а в 1913 году – 411 тыс. км. На долю США приходилось около половины мировой железнодорожной сети.
Железнодорожное строительство стало фактором важнейших структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало складыванию специализации промышленности и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства, росту производительности труда, процессу урбанизации.
§4 Сельское хозяйство
Результаты второй буржуазной
революции благотворно
Американское государство
оказывало поддержку аграрному
сектору, прежде всего помогая внедрять
научные методы ведения хозяйства.
В 1914 г. был принят закон об улучшении
фермерского образования и
Рациональное ведение
хозяйства проявлялось в
Информация о работе Позднее новое время: эпоха монополистического капитализма (1880-1914)