Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:24, реферат
Появились и стремительно развивались новые отрасли: электроэнергетическая, добыча и переработка нефти, химическая, автомобилестроительная. В старых традиционных отраслях – металлургии, металлообработке, угольной промышленности – рост производства стимулировался спросом на металл, топливо и машины ввиду происходившего в невиданных масштабах железнодорожного строительства. Развитие американской экономики в конце XIX – начале XX в. происходит на фоне интенсивных процессов концентрации и централизации производства и капитала и образования на этой основе монополистических объединений в промышленности, усиления роли банков и финансового капитала.
В аграрном секторе США также происходил процесс концентрации производства. Мелкие и средние фермерские хозяйства не имели материальных возможностей применять механизацию, а следовательно, обеспечить снижение цен на сельскохозяйственную продукцию. Поэтому в начале ХХ в. крупные капиталистические фермы поглотили значительную часть мелких земельных участков. Если в 1880 г. фермеры-владельцы земли составляли 2/3 от общей численности фермеров, то в 1910 г. – 1/3. Для выхода из кризиса осуществили структурную перестройку сельского хозяйства. Теперь важной его частью стали молочное животноводство, птицеводство, а также отрасли, ориентированные на на городской рынок.
Прогрессивным было внедрение стандартизации сельскохозяйственной продукции. На первых порах стандарты устанавливали фермерские, рыночные ассоциации, а в начале ХХ века эту функцию выполняло и утверждало федеральное правительство.
В целом фермерство составляло в 1913 году 1/3 общего числа занятого населения. Фермерское хозяйство было высокоэффективным. Производительность труда одного работающего фермера с 1860 по 1913 гг. возросла на 250%. Фермерское хозяйство обеспечивало продукцией внутренний рынок и многое поставляло на европейский.
§5 Американская внешнеэкономическая экспансия
Рост промышленного
и сельскохозяйственного
Наряду с экспортом
товаров активизировался и
К 1913 году посредством «дипломатии доллара» Соединенные Штаты захватили контроль над оловянной промышленностью Боливии, медной – в Чили и Перу, мясоконсервной – в Чили и Парагвае. Финансовые магнаты Дж. Морган и У. Грейс владели Чилийско-Андской железной дорогой. Компании США вторгались в речной транспорт Колумбии, Аргентины, Бразилии и Перу; потеснили британский торговый капитал в Бразилии, Колумбии, Венесуэле.
Также с начала ХХ века главным объектом экспансионистской политики США в дальневосточном направлении стал Китай. Потенциальная емкость китайского рынка для американских предпринимателей представлялась безграничной. Капиталовложения США в страны Азии неуклонно возрастали. Если в 1897 г. их объем составлял 23 млн. долл., то в 1914 г. – 125 млн.
Таким образом, США, став лидером капиталистического мира по основным экономическим показателям, вышли на арену внешней и колониальной экспансии.
II.Экономика Германии в данный период
§1 Развитие отдельных отраслей промышленности.
Горнодобывающая промышленность.
В основе подъема экономики в Германии стало, как и в США, быстрое развитие тяжелых отраслей промышленности.За 44 года добыча каменного угля выросла более, чем в 7 раз; за периоды 1870-1880 гг. и 1905-1913 гг. увеличение добычи происходило в 1,8 и 1,6 раза соответственно, за периоды 1880-1890 гг. и 1890-1900 гг. - в 1,5 раза, а за 1900-1905 гг. всего лишь в 1,1 раза. За период 1870-1913 гг. добыча бурого угля возросла уже более, чем в 11 раз; за те же малые периоды увеличение добычи происходило в 1,6 раза, а за 1900-1905 гг. - в 1,3 раза.
В 1909-1913 гг. Германия давала уже 20,1% мировой добычи угля. Численность рабочих и служащих, занятых в этой отрасли промышленности, увеличилась с 186,6 тыс. в 1872 г. до 713 тыс. человек в 1913 г. Угольная промышленность Германии не только удовлетворяла внутренние потребности страны, но и работала на экспорт. Германия обгоняет Англию в потреблении угля в 1908 г., а по изготовлению кокса и выделке брикетов из угля в 1913 г. заняла второе место в мире, после США.По добыче угля Германия (277 млн.т.) в 1913 г. заняла третье место в мире, уступая лишь США (517 млн.т.) и Англии (292 млн.т.).
Металлургическая промышленность
В развитии металлургической промышленности в полной мере проявились результаты научно-технического переворота, которыми Германия смогла воспользоваться в большей степени по сравнению с другими капиталистическими странами. Поэтому, например, открытие Бессемара (массовое производство стали в конвертерах) и, несколько позднее, изобретение Сиднеем Томасом и Пером Джилькристом так называемого базисного процесса, получили здесь более широкое распространение, чем на родине изобретателей - в Англии, где этому препятствовали крупные капиталовложения. Изобретение Томаса позволило переплавлять чугун с высоким содержанием фосфора посредством продувки сквозь него сжатого воздуха, в ковкое железо и сталь. Это дало возможность резко увеличить добычу лотарингских руд, которые отличались богатым содержанием фосфора. Так, если в 1870 г. добыча лотарингских руд была незначительной, то в 1895 г. она составляла уже 34% общеимперской добычи, а в 1911 г. - 60%. Кроме того, томасовский процесс являлся ценным еще и тем, что давал при дефосфоризации чугуна шлаки, превращаемые в фосфорное удобрение (томасовская мука). Получение этого ценного продукта снизило себестоимость стали и железа.
В эти десятилетия произошло массовое бурное расширение производственного аппарата тяжелой промышленности, в первую очередь сталелитейной. Строились громадные металлургические заводы, оборудованные по последнему слову техники. К сталелитейным заводам присоединялись домны, угольные и железорудные шахты. Доля тяжелой промышленности в германском промышленном экспорте поднялась к 1897 г. до 30%.Рост тяжелой промышленности опирался не только на расширение внутреннего рынка, но также на успехи в борьбе за мировые рынки.
Электротехническая промышленность
Для Германии было характерным создание и быстрое развитие целого ряда новых отраслей промышленности (электротехнической, машиностроительной, химической и др.).
Электротехническая промышленность по переписи 1882 г. еще не значилась. Но в этой отрасли делались крупные открытия и усовершенствовалась техника сильных токов. Толчком к исключительно быстрому развитию электротехнической промышленности, ставшей одной из наиболее могущественных отраслей индустрии страны, послужило открытие вихревого тока. Еще в 1866 г. немецкий инженер Сименс открыл принцип превращения механической энергии в энергию электрического тока. В 1870 г., не зная об аналогичном изобретении итальянского ученого Пачинотти (1860 г.), французский конструктор (бельгиец по происхождению) Грамм изобрел динамомашину постоянного тока, позволявшую применить принцип Сименса на практике. Вслед за тем в 1873 г. Граммом был построен электромотор - машина , превращавшая энергию электрического тока обратно в механическую. Электромотор скоро получил массовое применение на транспорте и в других отраслях промышленности. В 1879 г. Сименс приспособил электромотор к транспорту, сконструировав, т.о., трамвай.
В 1882 г. французский физик и электротехник Депре построил на Мюнхенской выставке первую опытную линию электропередачи длиною 57 км (Мисбах - Мюнхен), т.е. открыл способ передачи электроэнергии на дальнее расстояние. Создались условия превращать уголь на месте его добычи в электроэнергию и передавать ее транспорту и предприятиям на дальние расстояния. Дальняя передача электроэнергии позволила также использовать дешевую водную энергию. В 1890 г. была построена первая гидроэлектростанция на Лауфенском водопаде в Германии, откуда электроэнергия передавалась за 10 км на заводы в городе Гейброне на Неккаре. Вскоре ток с Лауфенской станции стали подавать во Франкфурт на Майне уже за 175 км. Реализуя эти и другие изобретения, электротехническая промышленность развивалась настолько быстро, что вскоре завоевала себе видное место не только в собственной стране, но и во всем мире. В своей и других странах германская электротехническая промышленность быстро строила электростанции, Электрические трамваи и подключала электролинии к фабрикам и заводам. Если в 1891 г. электростанции Германии снабжали электроэнергией только 35 населенных пунктов, то в 1913 г. уже работало 4040 электростанций, которые обслуживали 17500 городов и селений. Мощность электростанций увеличилась от 0,2 млн.квт./ч. в 1900 г. до 2,1 млн.квт./ч. в 1913 г. С 1891 г. на заводах АЕГ широко развертывалось производство электромоторов и трансформаторов. В начале 19 века огромную роль в развитии германской электротехники сыграло производство турбин. Насколько быстро росла электротехническая промышленность Германии, видно и из того, что в 1895 г. она располагала 599 предприятиями, на которых было занято 17662 человека, в 1907 г. уже работало 2858 предприятий с количеством 98209 человек, а в 1913 г. в электротехнической промышленности Германии работало уже 250 тыс. человек. Стоимость ее продукции росла следующим образом: 45 млн. марок в 1891 г., 228,7 - в 1898 г. и 1300 млн. марок (34,8% мировой продукции) в 1913 г. К началу первой мировой войны страна занимала первое место на мировом рынке электротехнических изделий: ее доля в мировом экспорте этих товаров составляла почти 50% (331 из 689 млн. марок).
Значение роста
Машиностроительная промышленность
Быстро развивалась и другая новая отрасль германской промышленности - машиностроительная. В машиностроении в 70-е годы происходил постепенный переход от мелкого производства к крупным предприятиям специализированного машинного производства. Крупный размах железнодорожного строительства привел к возникновению паровозостроительных, пассажирских и грузовых вагоностроительных предприятий. Паровозостроительные заводы по мощности уже к 80-м годам приближались к английским.
Столь значительные успехи Германии объяснялись тем, что немецкая промышленность в период, предшествовавший объединению страны и особенно после него, все в большей степени переходила на капиталистический способ производства, становым хребтом которого становилась паровая техника.
Машиностроительная промышленность Германии в это время развивалась в основном на основе роста производства инструментальных станков, швейных машин, велосипедов и т.д.
Помимо производства станков самого разнообразного типа и паровых машин, в германском машиностроении все более видную роль начинает играть сооружение дизелей и паровых турбин (мощностью до 70 тыс. л.с.). В 60-х годах 19 века был изобретен, а в 1897-1899 гг. был усовершенствован двигатель внутреннего сгорания, называемый двигателем Дизеля (по фамилии немецкого инженера Дизеля Г.) Двигатель внутреннего сгорания работал на жидком горючем, он гораздо экономичнее паровой машины и паровой турбины (КПД более 30%) и много легче, ибо не требовал парового котла. Двигатель Дизеля сделал возможным распространение автомобиля и самолета, которые начали входить в употребление с начала 20 века.
Стоимость продукции машиностроительной промышленности Германии выросла с 1 млрд. марок в 1897 г. до 2 млрд. марок в 1907 г. и, наконец, до 2800 млн. марок в 1914 г.Число рабочих в этой области промышленности достигло в 1913 г. 500 тыс. человек, среди которых было много квалифицированных специалистов. В области экспорта германское машиностроение занимало перед первой мировой войной также первое место в мире. В 1913 г. экспорт машин из Германии достиг 738,4 млн. марок, что составило около четверти продукции машиностроительной промышленности и 29% мирового экспорта машин.
Химическая промышленность
К этому же времени относился расцвет химической промышленности. Химическая промышленность Германии росла и укреплялась на основе достижений немецкой и мировой химической науки, тесного сотрудничества между наукой и техникой. Первые успехи химической промышленности Германии были достигнуты раньше, но свое выдающееся место в мире она завоевала лишь в 1890-х и 1900-х годах. В химической промышленности Германии рассматриваемого периода особое значение имели следующие отрасли:
Становление и развитие химической промышленности шло в тесной взаимосвязи с текстильным производством. Тремя необходимыми компонентами, с помощью которых можно было отбеливать и стирать хлопчатобумажные ткани, являлись серная кислота, сода и хлор. Что касается производства серной кислоты, то оно составило в 1913 г. 27000 тыс.т. (23,5% мировой продукции).
Значительную роль сыграло открытие аммиачного процесса производства соды, что чрезвычайно усилило позиции немецкой химической промышленности по сравнению с иностранной, которая долго придерживалась более старого (изобретенного еще в 1785 г.) леблановского метода получения каустика из поваренной соли.Широко развернулось производство калийной соли (от 3,0 млн.т. в 1900 г. до 12,0 млн.т. в 1913 г.) и синтетического аммиака.
Химическая промышленность Германии до первой мировой войны играла решающую роль на мировых рынках, главным образом, благодаря производству красок. На долю Германии в 1913 г. приходилось 137 тыс.т., или 82% мирового производства анилиновых красок и, кроме того, заграничные филиалы германских химических предприятий давали еще 6% мирового производства красок. Мировая текстильная промышленность почти полностью зависела от германских красок. По своему экспортному значению химическая промышленность накануне войны стояла даже впереди машиностроения. Германия вывезла химических товаров в 1913 г. на 923,5 млн. марок, из которых не менее 500 млн. марок приходились на краски и синтетические лекарственные средства.
И в химической промышленности положительно сказался факт более позднего вступления Германии на путь капиталистического развития, т.к. она сумела в полной мере воспользоваться новыми достижениями науки и техники.
Текстильная (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая) промышленность.
В легкой промышленности ведущее место занимала такая сравнительно старая отрасль, как текстильная промышленность, которая сумела быстро использовать технические достижения этого периода. По данным переписи 1907 г., текстильная промышленность насчитывала 136364 предприятия, на которых было занято 1088 тыс. человек. В среднем на каждом предприятии работало 8 человек. Ее продукция оценивалась в 1913 г. в 4,98 млрд. марок. Значительно увеличилось число станков, обслуживаемых одним рабочим (если в 70-х годах на одного рабочего приходился один станок, то в 1900 г. - от двух до четырех).В большем количестве строились новые фабрики.
Информация о работе Позднее новое время: эпоха монополистического капитализма (1880-1914)