Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, контрольная работа
В начале XVII века в России произошла первая гражданская война. Современники назвали Смутным временем. Страна пережила национальную катастрофу. В течение двух лет ее столицу Москву занимали иноземные солдаты. Многие считали, что Россия сломлена и никогда не поднимется с колен. Но нашествие врагов вызвало массовое сопротивление. Народная война против завоевателей завершилась победой.
Введение
1 Конец династии
2 Вхождение в смуту
3 Появление первого самозванца. Правление
Лжедмитрия I
4 Василий Шуйский
5 Восстание Ивана Болотникова
6 Лжедмитрий II
7 Дворцовый переворот
8 Первое земское ополчение
9 Второе земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского
10 Избрание нового царя
Заключение
Список использованной литературы
Их цель была окружить Лжедмитрия будто для защиты и убить его. Ворвавшись в Кремль и захватив Лжедмитрия, заговорщики оповестили народ, что это самозванец и, что царица Марфа подтверждает это. «Тогда отовсюду раздались крики «Бей его! Руби его!» Выскочил из толпы сын боярский Григорий Валуев и выстрелил в Дмитрия, сказавши: «Что толковать с еретиком: вот я благославлю польского свистуна!» Другие дорубили несчастного и бросили труп его с крыльца...»[3]
Лжедмитрий
стал его первой жертвой, погибли
некоторые его клевреты, множество
шляхтичей. Несколько дней спустя, 19
мая, бояре «выкрикнули» на Красной
площади в цари боярина князя
Василия Ивановича Шуйского.
4 Василий Шуйский.
Старый интриган и честолюбец Василий Шуйский давно мечтал о высшей власти, шел к ней, не брезгуя интригами, ложью и хитростью
Он был хорошо известен только в Москве, но его мало знали в областях, и поэтому советные люди могли легко подчиниться влиянию людей, не хотевших Шуйского, людей, неодобрявших его последнего, «самого видного поступка».
Свое царствование он открыл рядом грамот, которые были распространены по всему государству, и в каждой из них заключалось по меньшей мере по одной лжи. Так, в одной из грамот, написанной от имени бояр и разных чинов людей, было написано, что бояре и всякие люди избирали государя всем Московским государством и избрали князя Василия Ивановича, всея Руси самодержца. А на самом деле на Красной площади имя его прокричала преданная ему толпа москвичей, которых
он поднял против самозванца и поляков. Еще одна грамота содержала поддельные польские показания о намерении самозванца перебить всех
бояр, а всех православных крестьян обратить в «люторскую и латынскую веру».
Вступая на престол, Шуйский ограничил свою власть и условия этого ограничения официально изложил в разосланной по областям записи, на которой он целовал крест при воцарении. Все обязательства, принятые на себя царем Василием по этой записи, были направлены исключительно к ограждению личной и имущественной безопасности подданных от произвола сверху. Царская власть ограничивалась советом бояр, но это ограничение связывало царя лишь в судных делах, в отношении к отдельным лицам. Но в то время высшему боярству только это и было нужно.
Как правительственный класс, оно делило власть с государями в продолжении всего XVI века, но отдельные лица из его среды много терпели от произвола верховной власти при царях Иване и Борисе. Теперь они были ограждены от повторения испытанных бедствий, обязав царя призывать к участию в политическом суде Боярскую думу.
Воцарение Василия Шуйского не прекратило
«смуту». Новый царь опирался на узкий
круг близких ему людей. Даже внутри
Боярской думы у него были
недоброжелатели, сами претендовавшие
на престол (Романовы, Голицыны,
Мстиславские). Не был популярен Шуйский
и у дворянства, которое сразу
признало его «боярским царем».
Народные массы не получили
никакого облегчения. Василий Шуйский
отменил даже налоговые
льготы, данные самозванцем
населению южных уездов.
Началось преследование
бывших сторонников «царя Дмитрия», что
еще больше накалило обстановку.
5 Участие среднего боярства и столичного дворянства в смуте.
Восстание Ивана Болотникова.
Во времена Смуты боярство действовало не единодушно, а раскололось
на два слоя: от первостепенной знати заметно отделяется среднее боярство, к которому примыкают столичное дворянство и приказные дельцы, дьяки.
тот второй слой правящего класса вмешивается в Смуту с воцарением Василия. Именно они поддержали восстание Ивана Болотникова в 1606 — 1607 г. Движение, поднятое дворянами, Болотников повел в глубь общества, откуда вышел сам. Он набирал свои дружины из бедных посадских людей, бездомных казаков, беглых крестьян и холопов – из слоев, лежавших на дне общества, и натравлял их против воевод, господ и «всех власть имущих».
Болотников был «боевым холопом» князя Телятевского, бежал к казакам, был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских сражений, был освобожден итальянцами. Затем Венеция, Германия, Польша, где он встречается с самозванцем. И вот Путивль, где неизвестный странник вдруг становится вместе с боярским сыном Истомой Пашковым и дворянином Прокопием Ляпуновым во главе большого войска. Ядро повстанческой армии составили дворянские отряды из южных уездов, остатки воинства первого самозванца, вызванные с Дона казаки, стрельцы пограничных гарнизонов. И, как во время похода к Москве первого самозванца, к войску присоединяются все недовольные Василием Шуйским. Сам Иван Болотников называет себя «воеводой царя Дмитрия». Создается впечатление, что вожди провинциального дворянства учли опыт похода на Москву первого самозванца и постарались использовать народное недовольство для достижения своих сословных целей.
Летом 1606 года, восставшие двинулись на Москву. Под Кромами и Калугой они разгромили царские войска. Осенью они осадили Москву.
По мере вовлечения в движение народных
масс (восстание охватило более 70 городов!)
оно приобретало все более антифеодальный
характер. В «листах», которые рассылались
штабом восстания,
призывалось не только к замене Василия Шуйского «хорошим царем», но и к расправе с боярами. Дворянские вожди, присмотревшись, что за народ составляет рать Болотникова, покинули его и перешли на сторону царя Василия. 2 декабря 1606 года в сражении у деревни Котлы Болотников был разбит и отступил в Калугу, затем перешел в Тулу, где продержался до октября 1607 г., отбивая приступы царского войска. Наконец, обессиленные длительной осадой и голодом, защитники Тулы сдались, Иван Болотников был сослан в Каргополь, где и погиб.
Объективно движение Ивана Болотникова
ослабляло Российское государство и подготавливало
условия для внедрения в
Россию второго самозванца, пользовавшегося
прямой помощью польско-литовской шляхты.[4]
6 Лжедмитрий II.
Среди среднего боярства выработался другой план государственного устройства, тоже основанный на ограничении верховной власти, но гораздо шире охватывавший политические отношения. Царем Василием мало кто был доволен – значит нужен самозванец: самозванство становилось стереотипной формой русского политического мышления. Слухи о спасении Лжедмитрия I, т.е. о втором самозванце, пошли с первых минут царствования Шуйского. Во имя нового самозванца в 1606 году поднялись против Василия Северская земля и заокские города с Путивлем, Тулой и Рязанью во главе. Мятежники, пораженные под Москвой царскими войсками, укрылись в Туле и оттуда обратились к пану Мнишеку с просьбой выслать им «какого ни на есть человека с именем царевича Дмитрия». Лжедмитрий II нашелся.
Летом 1607 г. в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Происхождение его не ясно,
по некоторым сведениям это был крещеный еврей Богданка, служивший писцом у Лжедмитрия I. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В январе 1608 г. он дошел до города Орла, где встал лагерем. В Орел приходили шляхетские отряды, остатки войска Болотникова, казаки атамана Ивана Заруцкого, служилые люди южных уездов и даже бояре, недовольные правительством Василия Шуйского. Ряд городов перешел на его сторону.
В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, не смог взять ее и остановился в укрепленном лагере в Тушине (отсюда его прозвище — «Тушинский вор»). В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. Вскоре туда пришло и большое войско литовского гетмана Яна Сапеги. Участие Речи Посполитой в событиях «смуты» становилось все более явным. К концу 1608 г. самозванцу «присягнули» 22 города. Значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников.[3]
В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В тушинской «воровской думе» заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх — Филарет. Бояре в корыстных целях неоднократно переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли «перелетами».
Лжедмитрий хотел уехать из стана со своими русским приверженцами. Ему удалось ускользнуть, но Рожинский догнал его и привел назад в Тушино, где он был с того времени под строгим надзором . Лжедмитрий решился бежать из Тушино, переодевшись в крестьянское платье, сел в навозные сани и уехал в Калугу. Там он остановился в пригородном монастыре и послал монахов в город с известием, что он покинул Тушино,
спасаясь от гибели от рук польского короля. Князь Шаховский остался верен самозванцу и привел к нему казаков.
Он надеялся на первую роль при
Лжедмитрии, так как там уже
не было Рожинского. А в
Тушино началось волнение. Приверженца
соединения с королем говорили, что стоять
за Дмитрия не выгодно: Москва
его ненавидит. Рожинскому необходимо
было немедленное прибытие короля
на помощь, поэтому он послал
письмо, где сообщил о мятеже войска
и старался уговорить Сигизмунда к скорейшему
походу к Тушино. Но король не двинулся
из-под Смоленска и не выслал
никого в Тушино для окончательных
переговоров. Рожинский вынужден
был покинуть Тушино.
7 Дворцовый переворот.
Полки Михаила Скопина-Шуйского совместно со шведским вспомогательным отрядом очистили от тушинцев северные города и в марте 1610 года вступили в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником царя. Царь Василий был бездетный, следовательно, его брат Дмитрий считал себя наследником престола, но он увидел страшного соперника в Скопине. Князь Дмитрий пытался очернить племенника перед царем, но тот «не начинал вражды с любимцем народа и сердился на брата за его докучные наветы и даже, говорят, прогнал его однажды от себя палкой!»
Тем временем, все тушинские поляки после смерти Рожинского от несчастного случая соединились на реке Угре и возобновили отношения с Лжедмитрием, который два раза сам приезжал к ним из Калуги и многих смог привлечь к себе. Его войско увеличилось до 6200 человек. Остальные поляки отправились под Смоленск изъявить свою преданность королю. Туда же отправился и Ян Сапега. И Лжедмитрий и король находились в затруднительном положении: первый со своим войском не мог ничего предпринять против Москвы,в тоже время московские отряды подходили к Калуге. Движение Скопина и шведов к Смоленску против короля должно было решить борьбу, и ,по всей видимости, в пользу царя Василия.
С другой стороны, король видел, что его вступление в московские пределы принесло пользу только Шуйскому, выгнав вора из Тушино и раздробив его силы. Шуйский торжествовал. У него было большое войско под начальством знаменитого полководца, у него была шведская помощь. Но счастье улыбнулось на очень короткое время. 23 апреля князь Скопин на крестинах у князя Ивана Михайловича Воротынского «занемог кровотечением из носа и после двухнедельной болезни умер». Пошел общий слух об отраве: все знали ненависть к покойному его дяди князя Дмитрия. Толпы народа двинулись к дому царского брата, но были отогнаны войском.
Теперь, когда Скопина больше не было, первым поднял голос против Шуйского Ляпунов. Он требует свержения Шуйского, но переемника не называет и заводит переговоры с калужским «цариком» и поднимает восстание в Рязани. А московское войско уже под предводительством князя Дмитрия Шуйского выступило против поляков по направлению к Смоленску. Царское войско было разгромлено в сражении у села Клушино. Дмитрий Шуйский, по словам летописца, возвратился в Москву со срамом: «Был он воевода сердца не храброго, обложенный женствующими вещами, любящий красоту и пищу, а не луков натягивание».[2]
Лжедмитрий узнав, что при Клушине дело Шуйского проиграно, переманил к себе войско Сапеги и двинулся к Москве. У Шуйского еще было около 30 000 войска, но никто не хотел сражаться за него. Служилые люди переписывались с гетманом Жоклевским об условиях, на которых должен царствовать Владислав. Тушинским полкам предлагали отстать от своего царя, а москвичи сведут своего. Тушинцы уже указывали на Сапегу как на человека, достойного быть московским государем. Шуйский видел, что трудно будет ему удержаться на престоле, и поэтому хотел вступить в переговоры с Жоклевским. Но 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Ляпуновым свергли В.Шуйского с престола. Царь Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи и вывезен в Чудов монастырь. В Москве произошел дворцовый переворот.
Информация о работе Попытки ограничения царской власти в период "смуты"