Попытки ограничения царской власти в период "смуты"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

В начале XVII века в России произошла первая гражданская война. Современники назвали Смутным временем. Страна пережила национальную катастрофу. В течение двух лет ее столицу Москву занимали иноземные солдаты. Многие считали, что Россия сломлена и никогда не поднимется с колен. Но нашествие врагов вызвало массовое сопротивление. Народная война против завоевателей завершилась победой.

Оглавление

Введение
1 Конец династии
2 Вхождение в смуту
3 Появление первого самозванца. Правление
Лжедмитрия I
4 Василий Шуйский
5 Восстание Ивана Болотникова
6 Лжедмитрий II
7 Дворцовый переворот
8 Первое земское ополчение
9 Второе земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского
10 Избрание нового царя
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история кр.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

  Введение.

        К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время.

В начале XVII века в России произошла первая гражданская война. Современники назвали Смутным временем. Страна пережила национальную катастрофу. В течение двух лет ее столицу Москву занимали иноземные солдаты. Многие считали, что Россия сломлена и никогда не поднимется с колен. Но нашествие врагов вызвало массовое сопротивление. Народная война против завоевателей завершилась победой.

      Смутное время явилось одним из самых трагических периодов истории средневековой России. Русские  люди,  пережившие  это  тяжелое время,  называли  его,  и  именно  последние  его  годы,  «великой  разрухой Московского государства». Признаки Смуты стали обнаруживаться  после смерти  последнего   царя   старой   династии,   Федора   Ивановича.   Смута прекращается с того времени, когда земские  чины,  собравшиеся  в  Москве  в начале 1613 года, избрали на престол  родоначальника  новой  династии,  царя Михаила. Смутным временем в истории можно назвать 14 –15  лет  с  1598 по 1613 г.

      Что стало причинами Смуты:

-Династический кризис – поиски народного царя;

-В политической сфере – противоречия между боярской и княжеской аристократии и монархом (ограниченная боярская власть после смерти Ивана IV стремится  к восстановлению своих прав и ограничению самодержавия);

-Попытка отречения от престола Ивана IV и посадки на престол крещеного турка Сигизмунда;

-Борьба между боярами и дворянами (опорой самодержавной власти);

-В социальной сфере: ужесточение эксплуатации крестьян по мере увеличения поместий дворян приводит к социальному кризису. Усилились миграционные процессы,в результате которых происходило опустение центральных районов и освоение Поволжья, упадок с/х.

Народные  бунты, мятежи, восстания (Хлопка, И. Болотникова), разбой казаков и беглых холопов;

-Экономическая  сфера: истощение экономческих ресурсов вследствие Ливонской войны и опричнины, «поруха 70-80-х годов»;

-Демографический   кризис: опричнина, голод, эпидемии, война;

-Падение нравственности, привычка к насилию и жестокости, явление самозванства;

-Общегосударственный кризис: Бояре недовольны жестокостью царя и бегством крестьян, дворяне – тяготами военной службы, купцы – многочисленными податями, крестьяне – эксплуатацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Конец династии

       Иван Грозный, можно сказать, был последний московский государь из

династии  Рюриковичей. Захват земель, уничтожение  прежних  родовых  отношений между князьями не обходилось без кровавых мер, которые, все  более  и  более усиливаясь, под конец достигли страшных  размеров  и  принесли  свои  плоды: боковые линии в потомстве Василия Темного пресеклись  –  князья  этих  линий погибли либо в темницах, либо насильственной  смертью.  Муж побитой, наследник отцова  престола  царевич  Иван  вступился за  обиженную жену, а вспыливший отец печально удачным ударом железного костыля  в  голову положил сына на месте.»[1]                         Вследствие этого  несчастного  случая  преемником Грозного  стал  второй  сын  царевич  Федор. Умирая,  царь  Иван  торжественно  признал своего   «смирением обложенного» преемника неспособным к управлению государством и назначил  ему в помощь правительственную комиссию  –  регентство  из  нескольких  наиболее приближенных  вельмож.  В  первое  время  наибольшей  силой  среди  регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита  Романович  Юрьев.  Но  вскоре его болезнь и смерть расчистили дорогу  к  власти  другому  опекуну,  шурину царя, Борису  Годунову.  Пользуясь  характером  царя  и  поддержкой  сестры- царицы, он постепенно оттеснил от дел других регентов, и  сам  стал  править государством от имени зятя.

     Пока на Московском престоле  были  государи  старой  привычной   династии (прямые  потомки Рюрика  и Владимира Святого),  население    в   огромном большинстве своем беспрекословно подчинялось своим  «природным  государям».Но когда династия  прекратилась,  государство  оказалось  «ничьим».  Высший слой московского населения, боярство, начало  борьбу  за  власть  в  стране, ставшей «безгосударственной». 
 

2 Вхождение в смуту.

Борис Годунов.

          В развернувшейся после смерти царя Федора борьбе победителем вышел Борис Федорович. Он не мог равняться знатностью своего рода с большинством членов Боярской думы, но уже 12 лет фактически стоял во главе государственного управления, завоевал немалый авторитет, влиятельных сторонников в административном аппарате. На стороне правителя выступил и патриарх Иов, который по традиции считался вторым человеком в государстве после царя. Сам Борис Годунов вел себя в этой ситуации как умный и расчетливый политик. Внешне он ничем не обнаружил свое стремление к власти, поселился в Новодевичьем монастыре, где приняла постриг его сестра царица Ирина, и заявил, что отходит от государственных дел. Только после неоднократных уговоров и народных шествий к монастырю он согласился занять престол.

     Царствование  Годунова  было  прямым   продолжением   его   предыдущего правления. Монарх стремился укрепить  внутреннюю  стабильность  государства, поднять народное  благосостояние,  освоить  обширные  территории  на  юге  и востоке  страны.  Поощряя  культурно-экономические  связи  с  Западом,  царь охотно  приглашал  в  Москву  иноземных  купцов,   гражданских   и   военных специалистов. В его планы входило открытие в  России  университета.  Занятый сложными внутренними  проблемами,  Годунов  продолжал  проводить  осторожную внешнюю политику и приобрел весомый международный авторитет.

     Словом, он был бы идеальным правителем, родись  он  на  троне,  являясь

«природным» государем. Но новый царь  взошел  на  престол  благодаря  личным заслугам, таланту и благоприятному стечению обстоятельств. Поэтому в  глазах многих современников, особенно знати, он был монархом не по праву.

     

Бояре, много натерпевшиеся  при Грозном, теперь при выборном  царе  из

своей братии  не  хотели  довольствоваться  «простым  обычаем»,  на  котором держалось их политическое  значение  при  прежней  династии.  Они  ждали  от Бориса более прочного обеспечения  этого  отношения,  т.е.  ограничения  его власти  формальным  актом.  Борис  поступил  двоедушно:  он  хорошо  понимал молчаливое ожидание бояр, но не хотел ни уступить, ни  отказаться  прямо,  и вся затея упрямого отказа от предлагаемой власти была  только уловкой  с  целью   уклониться   от   условий,   на   которых   эта   власть предполагалась. Борис перемолчал  бояр и был выбран без всяких условий.  Это была ошибка. В конечном итоге  получилось,  что  Годунов  перехитрил  самого себя.  Когда  бояре  увидели,  что  их  надежды  обмануты,  что  новый  царь расположен править так же самовластно, как правил Иван Грозный,  они  решили тайно действовать против него. Борис принял меры, чтобы оградить себя от  их козней: была сплетена сложная сеть тайного полицейского надзора,  в  котором главную  роль  играли  боярские  холопы,  доносившие  на  своих  господ,   и выпущенные из тюрем воры, которые  подслушивали,  что  говорили  о  царе,  и хватали  каждого,  сказавшего  неосторожное  слово.  Доносы   сопровождались опалами, пытками, казнями и разорением домов. В 1600 году опала  постигла  и влиятельный клан  бояр  Романовых,  которые  были  обвинены  в  злоумышлении против царя. Бояре Романовы и их ближайшие родственники  были  отправлены  в ссылку, а старший среди них боярин Федор Никитич  Романов  был  пострижен  в монахи  под  именем  Филарета.  Всеми  этими  мерами   Борис   создал   себе ненавистное положение. Боярская знать скрывалась по подворьям,  усадьбам   и дальним тюрьмам.  На место  династии  стала  родня,  главой  которой  явился земский избранник, превратившийся в  полицейского  труса.  Он  спрятался во дворце, редко выходил к народу и не принимал сам челобитных, как это  делали прежние цари.

      Одновременно распространился  слух  о  том,  что  в  Польше  скрывается законный наследник  престола  –  «природный»  царевич  Дмитрий,  считавшийся погибшем в 1591 г. 

3. Появление первого самозванца. Правление Лжедмитрия I.

     Под именем Дмитрия Ивановича, или царевича Димитрия, сына Ивана IV Грозного и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он — мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Бежав в Польшу, Отрепьев принял имя покойного царевича и заявил права на престол государей московских. Его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах. Папский нунций (посол) Рангони благословил «царевича», принявшего тайно католичество,— папский Рим надеялся провести в Россию унию (объединение) католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.

     Человек одаренный, беспокойный по натуре, «царевич» был одержим мечтами о власти, славе, богатстве. Его стремления подогревали польские авантюристы, в том числе Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишка (выходца из Чехии), в которую он влюбился. «Царевич» обручился с ней, обещая ее отцу, своему тестю, русские земли, деньги и привилегии.

      В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами России. Откликаясь на грамоты-призывы самозванца, местные жители — дворяне, крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, тысячи беглецов, в том числе и соратники Хлопка, встают под знамена «царевича Дмитрия». Надеясь на то, что он облегчит их положение, сбросит ненавистную власть Годунова и его

«злых бояр», они увидели в самозванце будущего «доброго царя»: нужно только «восстановить» его на престоле «прародителей  своих», и все будет хорошо. Тем  более что «царевич» обещал всем льготы, облегчение в налогах.[4]

  Лжедмитрию  один за другим сдаются города —  Моравск и Чернигов, Путивль и  Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к  нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился в 15-тысячное войско. На его сторону перешли многие русские дворяне и бояре, недовольные, по тем или иным причинам, Годуновым, его правительством. От самозванца они надеялись получить новые земли, крестьян, жалованье.

     В январе 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина князя Ф.И.Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерпел полное поражение, хотел бежать в Польшу. Но русские, воевавшие на его стороне, не пустили его, и с помощью жителей юго-западной России он снова и снова одерживает верх над воеводами Годунова, захватывает города и уезды. Самозванец идет к Москве, обещает сторонникам «вольности» и «благоденственное житие».

  7 мая под Кромами, после известия  о смерти Б. Годунова, вспыхивает  восстание в царском войске, и оно заявляет о поддержке царевича Дмитрия. 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова. Месяц спустя «царевич» венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.

  Царь  и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович, севший на трон не только благодаря польской помощи, но опираясь на восставших против Годунова дворян, крестьян и холопов, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.

  Но  в целом новый царь продолжал  крепостническую политику своих предшественников. Срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 5,5—6 лет, жаловал дворян землями и крестьянами. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.

      Лжедмитрий недолго продержался   на  престоле.  Бояре  были  недовольны привилегированным   положением  польских  и  литовских  шляхтичей,  которые окружали трон, получали  огромные  награды  (деньги  для  этого  изымались самозванцем  даже  из  монастырской   казны).   Православная   Церковь   с беспокойством следила за попытками распространить  в  России  католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые  люди  с неодобрением встретили начавшуюся подготовку к  войне  с  Турцией,  которая была не нужна России.

    Недовольны были «царем Дмитрием» и в Речи Посполитой. Он  не  решился, как  обещал ранее,  передать  Польше  и   Литве   западнорусские   города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.

  Пришельцы смотрят на Россию как на завоеванную  страну: оскорбляют национальные, религиозные  чувства ее жителей. Всех возмущают женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество.

    На  собрании  заговорщиков  накануне  восстания князь В.И. Шуйский откровенно заявил, что признал   Лжедмитрия  только  для того, чтобы избавиться от Годунова. Боярам нужно было  создать  самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить  и  самозванца,  чтобы  открыть

дорогу к престолу одному из своей среды. Бояре не решались поднять народ на Лжедмитрия и на поляков вместе, и 17 мая 1606 года ввели народ в Кремль  с криком: «Поляки бьют бояр и государя».

Информация о работе Попытки ограничения царской власти в период "смуты"