Перестройка и распад СССР: можно ли было найти другой путь развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Застой и загнивание охватили к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества, ощущавшаяся на протяжении почти двадцати лет, но так и не реализованная, превращалась в неизбежность. Это начинали понимать не только «внизу», но и на самом «верху» общественной пирамиды.

Оглавление

Введение.
Предыстория перестройки.
Формирование многопартийности.
Августовский политический кризис.
Экономические реформы.
На пути к «гласности». Литература. Кино. Театр.
Новое политическое мышление.
Распад социалистической системы.
Распад СССР и образование СНГ
Документы.
Мнения современников.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанская государственная  академия ветеринарной медицины

имени Н.Э.Баумана»

 

Кафедра  «Философии и  истории»

 

 

 

Реферат на тему:

«Перестройка  и распад СССР: можно ли было найти другой путь развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка I курса 141 группы ФБС Исламова А.А.

 

Работу проверила: Рысаева  Г.Р.




 

Казань 2012г

Содержание.

Введение.

Предыстория перестройки.

Формирование многопартийности.

Августовский политический кризис.

Экономические реформы.

На пути к «гласности». Литература. Кино. Театр.

Новое политическое мышление.

Распад социалистической системы.

Распад СССР и образование  СНГ

Документы.

Мнения современников.

Заключение.

Литература.

3

4

7

9

12

14

18

21

23

25

30

32

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Распад Советского Союза, подобно мощному тектоническому сдвигу, потряс и радикально изменил  геополитическую ситуацию в Европе и мире.

Прошло уже  достаточно времени с тех пор, как в Беловежской пуще руководители трех советских республик подписали соглашение о прекращении существования государства, которое они представляли лишь частично. Соглашение не имело под собой легитимных оснований. Но поскольку оно было санкционировано решениями Верховных Советов союзных республик, распад великого государства стал совершившимся фактом.

Почему это  произошло? Был ли развал СССР неизбежным результатом перестройки? Как он отразился на положении России, других новых независимых государств? Что они приобрели и что потеряли? Вопросы эти в последнее время с новой силой будоражат сознание общества. Споры вокруг них заметно влияют на характер политической линии России и других государств, возникших на обломках Союза.

К началу 80-х  гг. становилось очевидным растущее отставание СССР от ведущих мировых держав как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами официальной пропаганды о построении в СССР «развитого социализма» и успешном продвижении общества к коммунизму.

Разрыв между  словом и делом больно бил не только по руководству, которое не сумело привести народ в обещанный срок к коммунизму, но и по самой марксистско-ленинской идеологии, сомнения по отношению к которой в обществе неуклонно нарастали.

Застой и  загнивание охватили к этому времени  все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества, ощущавшаяся на протяжении почти двадцати лет, но так и не реализованная, превращалась в неизбежность. Это начинали понимать не только «внизу», но и на самом «верху» общественной пирамиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория перестройки.

   После смерти Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем. Из состава ЦК КПСС были выведены наиболее одиозные фигуры. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. Лейтмотивом изменений и умеренных реформации стал девиз: «Так жить нельзя!» Это было, пожалуй, главное, чего удалось добиться преемнику Брежнева за 15 месяцев руководства страной.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Человек старый и больной, он большинство времени проводил на лечении или отдыхе. Несмотря на то, что в целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление Черненко не замедлило, а, наоборот, ускорило ее агонию и крах.

Именно при Черненко окончательно сформировалось и усилило  свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политические очки М. С. Горбачев, бывший при Черненко вторым человеком в партии. 10 марта 1984 г. Черненко умер. Менее чем через сутки Пленум ЦК КПСС избрал новым (и последним) Генеральным секретарем ЦК Горбачева.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых норах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма. Не удивительно, что при таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС специально обсудил вопросы кадровой политики партии и признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. После этого смена партийно-государственных руководителей и их омоложение усилились под флагом борьбы с консерватизмом. По мере того как попытки экономического реформирования оказывались неудачными, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985—1986 гг. произошли  массовая замена и омоложение партийно-государственных  кадров как на центральном, так и  на местном уровне. За 1985—1990 гг. было заменено 85 % руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне — до 70 %. Одновременно усиливалась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.

Однако очень скоро  инициаторы перестройки поняли, что  простой заменой кадров проблем  страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Реформа 1988 г.

 В январе 1987 г. ЦК КПСС впервые принял меры, способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: вводились альтернативные выборы партийных секретарей; в ряде случаев открытое голосование заменялось тайным; вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Однако широкого использования эти нововведения так и не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых мыслилась КПСС), создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти — съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий «парламент». Было изменено избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций, а не в ходе всенародного голосования. Предполагалось также создать Комитет конституционного надзора, который должен следить за соблюдением Конституции страны.

Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур — к советским (при сохранении в них партийного влияния). Для обеспечения «плавности» этого перехода предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей в одних руках (сверху донизу).

Весной 1989 г. были проведены  выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май—июнь) 1989 г. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.

По их предложению  концепция политической реформы  в 1990—1991 гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства в СССР (где обеспечивается равенство всех перед законом). Для этого III съезд народных депутатов (март 1990 г.) счел целесообразным ввести пост Президента СССР (первым и последним Президентом СССР стал Горбачев). Инициаторам этих изменений не было понятно, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов.

Именно это противоречие определило в последующем острый характер политической борьбы в Российской Федерации. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной  КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» (лидеры В. Новодворская и др.). В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление  было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990 г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и  социал-демократическое направления  были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией».

Анархисты были объединены в «Конфедерации анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистическом революционном союзе». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты Прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались  два направления — коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали  к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, мельком и в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко  критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для  общественности, чем попытки оправдать  существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

Попытки реформирования КПСС. Одним из политических просчетов лидеров перестройки было то, что реформирование КПСС сильно отставало от процессов демократизации общества. Летом 1989 г. впервые, применительно к ситуации в КПСС, прозвучало определение «кризис», стали раздаваться призывы к отмене 6-й статьи Конституции. В январе 1990 г. в Москве прошла конференция ряда партклубов и парторганизаций, заявившая о создании «Демократической платформы в КПСС», выступавшей за коренную реформу КПСС и преобразование ее в демократическую парламентскую партию.

В канун XXVIII съезда КПСС (1990 г.) оформилась «Марксистская платформа», предполагавшая ликвидацию «казарменно-коммунистической модели КПСС» и преобразование ее из государственно-хозяйственного органа в политическую организацию на марксистской идейной основе.

ЦК КПСС, в противовес этим платформам, предложил в качестве предсъездовского проекта для обсуждения документ «К гуманному, демократическому социализму». Он, однако, не представлял собой целостной программы обновления КПСС, а лишь повторял далеко не самые смелые предложения представителей внутрипартийной оппозиции.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство  которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС (он стал последним в ее истории) правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (за 1985—лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек). Возникла потребность в размежевании существовавших в КПСС течений.

Информация о работе Перестройка и распад СССР: можно ли было найти другой путь развития