Тема: Перестройка
в СССР 1985-1991 распад СССР.
Введение
Актуальность темы
является описание перестройки
СССР в период с 1985 - 1991 годы,
кризис социалистического лагеря,
а также причины распада которые
явно, определенным образом повлияли на
крушение огромной державы в 1991 году. Это
время глобальных политических, социальных,
правовых и экономических перемен, которые
затронули весь цивилизованный мир. И
в данное время вызывает множество споров
и суждений.
В середине 80-х
годов руководство СССР пришло
к выводу о необходимости покончить
с пятнадцатилетним “застоем”
через ускорение социально-экономического
развития страны. Необходимость ускорения
обосновывалось четырьмя факторами: во-первых,
острыми, нерешенными социальными задачами
(продовольственной, жилищной, ширпотреба,
здравоохранения, экологической); во-вторых,
угрозой слома военно-стратегического
паритета; в-третьих, необходимостью восстановления
экономической независимости страны,
прежде всего, по стратегическим поставкам;
наконец, угрозой экономического кризиса.
Новый курс внутренней и внешней политики,
впервые заявленный на апрельском (1985
г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом
партии и воплощен в планах XII пятилетки
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая
история России - М.: Норма-Инфра, 2008. С.10.
В основу внешней
политики СССР в период с
1985 - 1991 годы легла философско-политическая
концепция, получившая название
нового политического мышления.
Эта концепция провозглашала
отказ от классово-идеологической
конфронтации, исходила из тезиса
о многообразном, но взаимозависимом
и целостном мире. В системе
взаимосвязанных государств все
глобальные проблемы: ядерного разоружения,
экологии, медицины и т.д. можно
было решить только совместно,
исходя из признания приоритета
общечеловеческих ценностей перед
классовыми; перехода от конфронтации
к диалогу, как основной форме международных
отношений, деидеологизации международных
отношений; строгого уважения права каждого
народа на свободный выбор своей судьбы;
понимания невозможности военного решения
межгосударственных споров и поиска баланса
интересов. За такие действия М.С. Горбачев
даже удостоился Нобелевской премии Мира.
Цели государства при
перестройке 1985-1991гг.
Основой экономических программ
стала стратегия ускорения, то
есть использование всех резервов
для повышения производительности
труда. Предполагалось сконцентрировать
ресурсы для проведения модернизации
производства, значительно расширить
выпуск машин и оборудования.
Однако о создании новых экономических
стимулов для улучшения работы
предприятий речь не шла. Поставленные
цели планировалось достичь, ужесточая
трудовую дисциплину, повышая ответственность
руководителей предприятий за
хозяйственные нарушения. Вводилась
система государственной приёмки –
вневедомственного контроля за качество
выпускаемой продукции. Родившийся в 1931
г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению,
которое называло себя «детьми ХХ съезда».
Образованный человек и опытный партийный
работник, Горбачев продолжил начатый
Андроповым анализ состояния страны и
поиск путей выхода из создавшейся ситуации.Различные
варианты реформы обсуждались и в научных
кругах, и в недрах партийного аппарата.
Однако целостной концепции перестройки
экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство
ученых и политиков искали выход в рамках
сложившейся системы: в переводе народного
хозяйства на путь интенсификации, создании
условий для внедрения достижений НТР.
Этой точки зрения придерживался в то
время и М.С. Горбачев.
Таким образом,
для укрепления позиций страны
на международной арене, улучшения
условий жизни населения страна
действительно нуждалась в интенсивной
высокоразвитой экономике. Уже
первые выступления нового Генерального
секретаря ЦК КПСС показали
его решимость приступить к
обновлению страны.
Что в себя включали этапы перстойк:
Первый этап (март 1985 — январь
1987)
Этот период характеризовался
признанием некоторых недостатков
существовавшей политико-экономической
системы СССР и попытками исправить
их несколькими крупными кампаниями
административного характера (т. н.
«ускорения») — антиалкогольная компания,
«борьба с нетрудовыми доходами», введение госприемки,
демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо
радикальные шаги в этот период пока не
предпринимались, внешне практически
всё оставалось по-старому. В то же время
в 1985-86 годах была произведена замена основной
массы старых кадров брежневского призыва
на новую команду управленцев. Именно
тогда в руководство страны были введены
А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин,
А. И. Лукьянов и другие активные участники
будущих событий
В вкратце поясним, что из себя представляли
все выше перечисленные мероприятия.
- «Ускорения») — антиалкогольная компания. Изначальная задумка реформы была весьма положительной - уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а также многомиллиардные убытки бюджета.
- Борьба с нетрудовыми доходами : понятие нетрудовых доходов это доходы от личной деятельности. В нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (В нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (воровство, взяточничество, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный капитал, торговая прибыль и др. Главным признаком «нетрудовых доходов» было то, что они не были связаны с работой человека на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе)), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный в нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (воровство, взяточничество, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный капитал, торговая прибыль и др. В борьбе с нетрудовыми доходами были применены следующие статтьи УК РСФСР : 1) Спекуляция (Статья 154 УК РСФСР) — приобретение товаров с целью последующей продажи по более высокой цене. 2) Валютные операции (Статья 88 УК РСФСР) 3) Частно-предпринимательская деятельность — оказание разных услуг — репетиторство, ремонт бытовой техники и т. п. (Статья 153 УК РСФСР, «Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество». 4) Самогоноварение (Статья 158 УК РСФСР) 5) Частный извоз (в советских ПДД был пункт о том, что «запрещается использовать автомобиль в целях наживы». 6) Деятельность «цеховиков» — организация внутри государственных предприятий побочных производств, продукция которых продавалась «налево». 7) Доход, полученный с присвоением чужого труда (эксплуатация).
- Замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев
В результате кадровых изменений в
среде высшего советского руководства
М.С. Горбачеву удалось уже к
концу 1985 к началу 1986 г. Обеспечить
преобладание в нем своих сторонников.
Вместо отправленных на пенсию противников
нового генсека, таких как Г.В. Романов,
Н.А. Тихонов, В.В. Гришин, в состав Политбюро
и Секретариата ЦК КПСС были введены активно
поддерживавшие тогда Горбачев Е.К, Лигачев,
Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов,
В.А Медведев, Э.А. Шеварднадзе, Б.Н. Ельцин.
Председателем Совета Министерства СССР
в сентябре 1985 г. стал Рыжков. Менее чем
за два года почти на половину был обновлен
весь состав ЦК КПСС, заменены две трети
секретарей ЦК компартии союзных республик,
крайкомов и обкомов партии.
Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)
Второй этап включал в себя: Попытку
реформирования социализма в духе демократического
социализма. Характеризуется началом
широкомасштабных реформ во всех сферах
жизни советского общества. В общественной
жизни провозглашается политика гласности
— смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов
с того, что раньше считались табу. В экономике
узаконивается частное предпринимательство
в форме кооперативов, начинают активно
создаваться совместные предприятия с
зарубежными компаниями. В международной
политике основной доктриной становится
«Новое мышление» — курс на отказ от классового
подхода в дипломатии и улучшение отношений
с Западом. Часть населения охвачена эйфорией
от долгожданных перемен и невиданной
по советским меркам свободы. Вместе с
тем, в этот период в стране начинает постепенно
нарастать общая неустойчивость: ухудшается
экономическое положение, появляются
сепаратистские настроения на национальных
окраинах, вспыхивают первые межнациональные
столкновения.
Гласность
в СССР представляла собой : Гла́сность
— политический термин, обозначающий
политику максимальной открытости в деятельности
государственных учреждений и свободы
информации. В узком смысле, в современном
словоупотреблении, основной компонент
политики перестройки, проводимый М. С.
Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР
и заключавшийся в существенном ослаблении
цензуры и снятии существовавших в советском
обществе многочисленных информационных
барьеров.
В
это же самое время была
проведена( Либерализация экономики в
1987-1989 гг.)
С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается
разработка научной концепции экономической
реформы в СССР. К этой работе
были привлечены известные советские
экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян,
А.Г. Гранберг, П.Г. Бунич, Т.И. Заславская
и др.
Разработанный ими
проект программы преобразований предусматривал
следующие изменения: расширение самостоятельности
предприятий на принципах хозрасчета
и самофинансирования; постепенное возрождение
частного сектора экономики (первоначально
- путем развития кооперативного движения,
опираясь на ленинское определение социализма
как строя цивилизованных кооператоров);
отказ от монополии внешней торговли;
более глубокая интеграция в мировой рынок;
сокращение числа отраслевых министерств
и ведомств; развитие арендных отношений
на селе.
В 1987-1988 гг. был
принят комплекс законодательных актов
о перестройке управления народным хозяйством,
важнейшим из которых были закон «О государственном
предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.),
постановление ЦК КПСС и Совмина СССР
о расширении прав трудового коллектива
и выборе руководителей и наконец, закон
«О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако
при сохранении ведомственного диктата,
ужесточении государственного регулирования
и контроля по отношению к хозяйствующим
субъектам, и прежде всего кооперативам
и арендным предприятиям, принятые законодательные
акты практически оказались бездейственными,
а реформы в экономике - блокированными.
Более того, с 1988 г. начался общий кризис
в сельскохозяйственном производстве,
а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим
расти огромным бюджетным дефицитом резко
усилились инфляционные процессы. В руководстве
партии и государства нарастал конфликт
между сторонниками либеральной и консервативной
политическими программами осуществления
реформ. Сам лидер партии М.С. Горбачев
подвергался критике как слева, так и справа,
и его решения не отличались последовательностью.
С одной стороны, он декларировал переход
к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал
верность социалистическим ценностям,
что изначально было несовместимо. Реальные
процессы, происходившие в экономике и
связанные с возникновением новых видов
предприятий (кооперативов, совместных
предприятий, акционерных обществ и др.),
повлияли и на государственный сектор.
Госпредприятия стали преобразовываться
в арендные и акционерные, хотя зачастую
контроль над ними сохранялся в руках
прежнего руководства.
Третий этап (июнь 1989—1991)
Заключительный
этап, в этот период происходит
резкая дестабилизация политической
обстановки в стране: после Съезда
начинается противостояние коммунистического
режима с возникшими в итоге
демократизации общества новыми
политическими силами. Трудности
в экономике перерастают в
полномасштабный кризис. Достигает
апогея хронический товарный
дефицит: пустые полки магазинов
становятся символом рубежа 1980—1990-х.
Перестроечная эйфория в обществе
сменяется разочарованием, неуверенностью
в завтрашнем дне и массовыми
антикоммунистическими настроениями.
С 1990 года основной идеей становится
уже не «совершенствование социализма»,
а построение демократии и
рыночной экономики капиталистического
типа. «Новое мышление» на международной
арене сводится к односторонним
уступкам Западу, в итоге чего
СССР утрачивает многие свои
позиции и фактически перестает
быть сверхдержавой, еще несколько
лет назад контролировавшей половину
мира. В России и других республиках
Союза к власти приходят сепаратистски
настроенные силы — начинается «парад
суверенитетов». Закономерным итогом
такого развития событий стали ликвидация
власти КПСС и распад Советского Союза.
Рыночные реформы: 1990-1991гг. В 1990 г. было
принято постановление нового ВС СССР
о концепции перехода к регулируемой рыночной
экономике и соответствующее этой концепции
законодательство. Несмотря на сохранение
высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%),
законы 1990 г. создали условия для еще большего
развития коммерческих структур. Но сохранение
государственного регулирования цен,
не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении
товаров и услуг, производимых новыми,
коммерческими структурами, объективно
вело к усилению товарного голода - дефицита
промышленных и продовольственных товаров.
Карточная система, давно, хотя и неофициально
существовавшая в различных регионах
СССР, была введена даже в Москве, где были
установлены нормы отпуска товаров и резко
ограничен их ассортимент. Резко возросла
денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989
г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла
уже около 20%. За счет иностранных займов
внешний долг СССР вырос с 10 млрд. в 1985
г. до 52 млрд. долларов к 1991 г. За этот же
период золотой запас СССР уменьшился
в 10 раз и составил 240 т.
В этих условиях катастрофически падал
уровень жизни советских граждан,
которые во всех экономических проблемах
обвиняли руководство КПСС. В промышленных
регионах, особенно в угольных бассейнах,
с 1989 г. начало расти забастовочное
движение, которое к лету 1991 г. приобрело
огромный размах.
На фоне провалов в реформировании
экономики союзным центром политические
элиты обретавших самостоятельность
союзных республик предприняли
попытки выйти из кризиса, опираясь
на собственные программы. Летом 1990
г. академик С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский
и их соратники предложили российскому
руководству так называемую программу
«500 дней». Она предусматривала в
этот короткий срок провести масштабную
приватизацию государственной собственности,
введение свободного рыночного ценообразования
с параллельной индексацией заработных
плат и социальных пособий. Одновременно
она значительно ограничивала возможности
союзного центра управлять экономикой
республики. Таким образом, создавались
условия для образования экономического
союза республик, который мог
бы стать основой для установления
новых, конфедеративных связей между
ними. Но эта программа так и
не была реализована. Горбачев же предпочел
программу экономических реформ,
разработанную министром финансов
СССР В.С. Павловым, ставшим премьер-министром
Кабинета министров СССР в декабре
1990 г. Проект Павлова предусматривал
осуществление жесткого государственного
контроля при переходе к рынку.
Таким образом, вокруг планов экономических
преобразований возникла острая политическая
борьба, которая усиливала противостояние
между центром и республиками.
Непоследовательность в проведении
преобразований в период перестройки
не только не позволила преодолеть
кризис советской социально-экономической
системы, но еще больше его углубила.