Палеолитическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.

Файлы: 1 файл

22 палеолитическое искусство.docx

— 104.75 Кб (Скачать)

 

Грифон — мифическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. Необыкновенно  популярный персонаж у сибиряков  раннего железного века. Изображался  чаще всего в виде орла с ушами  и гривой, стоящей зубцами.

 

Рис. 6, а, б. Особенностью устройства луков скифского типа были круто  выгнутые наружу окончания оружия. Этот элемент позволял использовать при выстреле не только силу упругости  древесины, но и энергию сокращения тетивы. Когда такой лук натягивался, тетива выходила из специальной канавки, прорезанной в изгибах, и рабочая  длина её, таким образом, несколько  увеличивалась. В момент выстрела все  части оружия резко возвращались в исходное состояние. Тетива, как  бы вновь наматываясь на крутые дуги окончаний, сокращалась, и стрела получала дополнительное ускорение (б). На выгнутые концы лука, чтобы сделать их более  прочными и упругими, наклеивались роговые накладки (а). V—IV вв. до н. э. Могильник Верх-Кальджин-2. Плато  Укок. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН.

 

 

Основным защитным вооружением  пазырыкцам служили наборные щиты двух типов. К первому относят щиты прямоугольной формы (высотой от 40 до 80 см.), ко второму — щиты, верхний  край которых был пол круглым. Собирались щиты из гладких, оструганных  прутьев диаметром чуть больше сантиметра, стянут: между собою кожей и  окрашенных. Прутьев обыкновенно  было около сорока. Посередине тыльной  стороны располагалась широкая  кожаная петля-рукоять. При изготовлении щитов использовалась сырая кожа, которая высохнув, сжималась и  стягивала между собой деревянные части. Эти щиты при всех своих  достоинствах легкости, упругости, слабой проницаемости для удара стрелы — были весьма чувствительны к  дождю и влажности и могли  применяться не при всякой погоде, так как отсыревшая кожа растягивалась, и щит терял свою надежность. Для  защиты от влаги щиты хранили в  специальных чехлах, снимаемых непосредственно  перед боем.

 

35Тюрки

Краткая история

 

 

 

Тоньюкук

Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском  Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий[8]. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка  железа.

 

 

Тюркский мир по Махмуду  Кашгари (XI век)

Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп  населения:

сформировавшейся к западу от Волги, в III—II тыс. до н. э., в ходе многовековых миграций в восточном  и южном направлениях, стала преобладающим  населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.

появившаяся в степях восточнее  Енисея позднее, имела внутриазиатское  происхождение.

История взаимодействия и  слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух —  двух с половиной тысяч лет  и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных  племён во II тыс. н. э. выделились современные  тюркские народы России и сопредельных территорий[9]

О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского  культурного комплекса пишет  Д. Г. Савинов, по которому они «постепенно  модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим  достоянием культуры многочисленных групп  населения, вошедших в состав Древнетюркского  каганата. Идеи преемственности древней  и раннесредневековой культуры кочевников также нашли своё отражение в  произведениях искусства и ритуальных сооружениях»[10].

С VI века нашей эры область  в среднем течении Сырдарьи и  реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним  «тур», являвшийся общим племенным  названием древних кочевых и  полукочевых народов Центральной  Азии[11]. Кочевой тип государства  в течение многих столетий был  преобладающей формой организации  власти в азиатских степях. Кочевые  государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н. э. до XVII века.[12]

В 552—745 в Центральной  Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две  части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603—658) вошла территория Средней Азии, степи  современного Казахстана и Восточный  Туркестан. Восточный каганат включил  в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную  Сибирь. В 658 году Западный каганат пал  под ударами объединенных сил  китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей — Учэлик основал новое тюркское государство — Тюргешский каганат (698—766).

В V—VIII веках пришедшие  в Европу тюркские кочевые племена  булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались  Дунайская Болгария на Балканах и  Волжская Булгария в бассейне Волги  и Камы. В 650—969 гг. на территории Северного  Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский  каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные  во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье  и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение  от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи  — Золотая Орда — стала преимущественно  тюркским по населению государством. В XV—XVI вв. она распалась на несколько  самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных  тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его  смертью (1405 г.) быстро распадается.

Ещё в начале I тысячелетия  н. э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое  и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с  ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния  привели к тюрко-согдийскому симбиозу.

Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н. э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением  многих закавказских городов[13]. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи  с нашествиями тюрок-огузов и  монголо-татар[14]. В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к  упадку. Ассимилировав большинство  местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках Россия включает в свои пределы  большое количество земель бывшей Золотой  Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья). В то же время Китай  аннексирует Центральную Азию (Джунгарское  ханство). После присоединения к  России территорий Средней Азии и  аннексии Казахского ханства и Кокандского  ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским  эмиратом оставались единственными  чисто тюркскими государствами.

[править]Культура и мировоззрение

 

 

 

Шаман из Тывы во время церемонии

Религия древних тюрок  основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений  выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления  об облике Тенгри. Согласно древним  воззрениям мир разделён на 3 слоя:

верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным  кругом;

средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;

нижний (загробный мир), изображался  внутренним малым кругом.

Считалось, что первоначально  Небо и Земля были слиты, образуя  хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу  же оказалась бурая земля. Между  ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь  Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).

Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии

сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тенгри велел достать ему его. Утка нырнула  и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять  колотушкой и создал землю. Но узнал  он, что завистливый Ирлик, мечтавший  о господстве, в зобу своём упрятал  немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался  под землёю от стыда.

[15]

Эрлик — бог загробного мира. Тюрки видели его пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым  существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились души. Он посылал  беды, ненастья, тьму и вестников  смерти.

Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц  — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с  корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».

Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Священная Земля-Вода).

Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили  легенды о том, что ведут происхождение  от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые  приняли иную веру.[16][17][18]. Изображения  волка существовали на символике  многих тюркских государств.

Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а  также в поверьях, обычаях, обрядах  и народных праздниках волк выступает  как тотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.[19]

Развит был также культ  предков. Существовало многобожие с  обожествлением сил природы, что  сохранилось в фольклоре всех тюркских народов.

Комплекс петроглифов  в Монго́льском Алта́е (монг. Монгол Алтайн нурууны хадны зургийн  цогцолбор) — объект Всемирного культурного  наследия ЮНЕСКО, расположенный в  Северной Монголии, на реке Чулут. Она  расположена на высоте примерно 2000 метров над уровнем моря и сплошь тянется по скалам и горам более  чем на 40 километров. Среди изображений  преобладают изображения оленей, запряженные в колесницы.[1] Даже спицы на колесах колесниц можно  пересчитать, а сделаны были эти  «картины» 4000 — 3000 лет до нашей эры.

ешествие по Чуйскому тракту - это путешествие в пространстве и во времени. За один-два дня от людского шума и суеты в низовьях Катуни через леса и горы можно  доехать до практически незаселенных Курайской и Чуйской степей. Здесь, на окраине России, живут в основном алтайцы и казахи. И кажется, что  тут, в глубине Алтая, остановился  бег времени. Тяжелые природные  условия, отсутствие цивилизации сказываются  и на жизненном укладе. Здесь чувствуются  размеренность и неторопливость жизни, отсутствие суеты, так присущей городам. Тут, в далеких от шумного  мира местах, люди соблюдают традиции и обряды без изменений многие сотни лет и передают их из поколения  в поколение. Путешественник здесь  попадает в другое временное пространство.

 

Вдоль Чуйского тракта много  интересных и красивых мест. Но все  же, по признанию всех путешествующих, вид с Чуйского тракта на Северо-Чуйский  хребет в районе Курая - исключительно  завораживающее и уникальное зрелище. Здесь всеми частицами души ощущаешь красоту и величие окружающего  мира. В таком месте возникает  желание понять смысл жизни и  определить свое место на земле. Многие, увидев эту удивительную картину, задают себе вопросы. И всякий думающий и  мыслящий человек должен сделать  вывод, что только в гармонии с  природой человек разумный может  существовать. Увидев эту божественную красоту, человек ощущает, что душа его настроилась на лад единения с природой. В мире все гармонично и красиво. Как сказал классик: "Красота  действует облагораживающим, возвышающим  и умиротворяющим образом на все  живущее". Надеемся, что вы вернетесь  домой из путешествия другими: умиротворенными, спокойными и вдохновленными.

 

Настройтесь на эту волну, и вы получите в дар все богатство  и красоту мира!

уйский тракт сегодня - основная транспортная магистраль Горного  Алтая. А в древние времена  здесь же пролегали древнейшие торговые пути, этой дорогой шли племена  завоевателей из Азии, чтобы, пройдя Сибирь, достичь Европы. Дорога хорошо знакома  и с полчищами гуннов, и с  нашествиями Золотой Орды. Место, где проходит Чуйский тракт, в  географическом смысле является уникальным. Сам Алтай уникален как геологический  заповедник. Его геологическая история, записанная природой в каменных громадах гор, насчитывает почти два миллиарда  лет. Алтай за это время пережил  две эпохи оледенения, которые  проявляются в современном рельефе  Алтая. Путем длительного геологического развития сформировался сложный  облик Чуйской степи -межгорной  котловины в юго-восточной части  Алтая, расположенной на высоте 1700-2200 м, длина которой достигает 70 км. По этой местности с полупустынной  растительностью, богатой на отдельных  участках лугами и пастбищами, и  проходит Чуйский тракт.

Освоение и планомерное  обустройство Чуйского пути началось в результате добровольного вхождения  южных алтайцев в 1756 г. в состав Российской империи. Первые сведения о нем в  русских письменных источниках встречаются  начиная с 1788 г., когда русские  впервые достигли р. Чуй у Ку-райской  степи.

Исследователи истории строительства  Чуйского тракта говорят: "Поводом  к началу торговли на р. Чуе послужило  ежегодное религиозное путешествие  тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки  в вершинах р. Натуни в урочище  Байхгач, где находилось большое  священное дерево. Это путешествие  совершалось обыкновенно к 25 числу 6-й луны. К тюрбенцам присоединялись и другие погроничные жители для  обмена тово-рому чуйских двоеданцев, последние то-ким образом сделались  посредниками в торговле русскими товарами. Соми же русские купцы явились  на Чую гораздо позднее. Всего  двое или трое бийских купцов начали ездить с товаром по алтайским  горам. Русские поселения располагались  тогда только до северных предгорий  Алтая, и село Алтайское было крайним  русским поселением на юге. Когда  торговля но Алтае стала разви-воться все шире, один из бийских купцов построил домик на р. Семе, где ныне деревня Шебалине и завел там  склад то-воров, заимку, где выкармливал  купленный им скот; сюдо приезжали  теленги-ты из Алтая, но сам купец  далее Кату-ни не ездил".

Отсюда понятно, что русские  торговцы не ездили в глубь Алтая, позднее только до горы Красной, что  в Чуйской степи, где и ставили  свои палатки.

Информация о работе Палеолитическое искусство