Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат
Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.
Грифон — мифическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. Необыкновенно популярный персонаж у сибиряков раннего железного века. Изображался чаще всего в виде орла с ушами и гривой, стоящей зубцами.
Рис. 6, а, б. Особенностью устройства луков скифского типа были круто выгнутые наружу окончания оружия. Этот элемент позволял использовать при выстреле не только силу упругости древесины, но и энергию сокращения тетивы. Когда такой лук натягивался, тетива выходила из специальной канавки, прорезанной в изгибах, и рабочая длина её, таким образом, несколько увеличивалась. В момент выстрела все части оружия резко возвращались в исходное состояние. Тетива, как бы вновь наматываясь на крутые дуги окончаний, сокращалась, и стрела получала дополнительное ускорение (б). На выгнутые концы лука, чтобы сделать их более прочными и упругими, наклеивались роговые накладки (а). V—IV вв. до н. э. Могильник Верх-Кальджин-2. Плато Укок. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН.
Основным защитным вооружением
пазырыкцам служили наборные щиты двух
типов. К первому относят щиты
прямоугольной формы (высотой от
40 до 80 см.), ко второму — щиты, верхний
край которых был пол круглым.
Собирались щиты из гладких, оструганных
прутьев диаметром чуть больше сантиметра,
стянут: между собою кожей и
окрашенных. Прутьев обыкновенно
было около сорока. Посередине тыльной
стороны располагалась широкая
кожаная петля-рукоять. При изготовлении
щитов использовалась сырая кожа,
которая высохнув, сжималась и
стягивала между собой
35Тюрки
Краткая история
Тоньюкук
Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий[8]. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.
Тюркский мир по Махмуду Кашгари (XI век)
Этническая история
сформировавшейся к западу от Волги, в III—II тыс. до н. э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.
появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.
История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух — двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н. э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий[9]
О «скифском» и «хуннском»
пластах в формировании древнетюркского
культурного комплекса пишет
Д. Г. Савинов, по которому они «постепенно
модернизируясь и взаимно проникая
друг в друга, становились общим
достоянием культуры многочисленных групп
населения, вошедших в состав Древнетюркского
каганата. Идеи преемственности древней
и раннесредневековой культуры кочевников
также нашли своё отражение в
произведениях искусства и
С VI века нашей эры область
в среднем течении Сырдарьи и
реки Чу стала именоваться Туркестаном.
В основе топонима лежит этноним
«тур», являвшийся общим племенным
названием древних кочевых и
полукочевых народов
В 552—745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603—658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей — Учэлик основал новое тюркское государство — Тюргешский каганат (698—766).
В V—VIII веках пришедшие
в Европу тюркские кочевые племена
булгары основали ряд государств,
из которых наиболее долговечными оказались
Дунайская Болгария на Балканах и
Волжская Булгария в бассейне Волги
и Камы. В 650—969 гг. на территории Северного
Кавказа, Поволжья и северо-восточного
Причерноморья существовал
Ещё в начале I тысячелетия
н. э. отдельные тюркские группы начали
проникать в Закавказье. В раннем
средневековье на территории Среднеазиатского
междуречья сформировалось оседлое
и полукочевое тюркоязычное население,
находившееся в тесном контакте с
ираноязычным согдийским, хорезмийским
и бактрийским населением. Активные
процессы взаимодействия и взаимовлияния
привели к тюрко-согдийскому
Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н. э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением многих закавказских городов[13]. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи с нашествиями тюрок-огузов и монголо-татар[14]. В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках Россия включает в свои пределы большое количество земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья). В то же время Китай аннексирует Центральную Азию (Джунгарское ханство). После присоединения к России территорий Средней Азии и аннексии Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом оставались единственными чисто тюркскими государствами.
[править]Культура и
Шаман из Тывы во время церемонии
Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
средний (земли и воды),
изображался срединным
нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).
Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии
сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тенгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.
[15]
Эрлик — бог загробного мира. Тюрки видели его пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.
Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».
Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Священная Земля-Вода).
Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.[16][17][18]. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.
Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.[19]
Развит был также культ предков. Существовало многобожие с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов.
Комплекс петроглифов
в Монго́льском Алта́е (монг. Монгол
Алтайн нурууны хадны зургийн
цогцолбор) — объект Всемирного культурного
наследия ЮНЕСКО, расположенный в
Северной Монголии, на реке Чулут. Она
расположена на высоте примерно 2000
метров над уровнем моря и сплошь
тянется по скалам и горам более
чем на 40 километров. Среди изображений
преобладают изображения
ешествие по Чуйскому тракту - это путешествие в пространстве и во времени. За один-два дня от людского шума и суеты в низовьях Катуни через леса и горы можно доехать до практически незаселенных Курайской и Чуйской степей. Здесь, на окраине России, живут в основном алтайцы и казахи. И кажется, что тут, в глубине Алтая, остановился бег времени. Тяжелые природные условия, отсутствие цивилизации сказываются и на жизненном укладе. Здесь чувствуются размеренность и неторопливость жизни, отсутствие суеты, так присущей городам. Тут, в далеких от шумного мира местах, люди соблюдают традиции и обряды без изменений многие сотни лет и передают их из поколения в поколение. Путешественник здесь попадает в другое временное пространство.
Вдоль Чуйского тракта много интересных и красивых мест. Но все же, по признанию всех путешествующих, вид с Чуйского тракта на Северо-Чуйский хребет в районе Курая - исключительно завораживающее и уникальное зрелище. Здесь всеми частицами души ощущаешь красоту и величие окружающего мира. В таком месте возникает желание понять смысл жизни и определить свое место на земле. Многие, увидев эту удивительную картину, задают себе вопросы. И всякий думающий и мыслящий человек должен сделать вывод, что только в гармонии с природой человек разумный может существовать. Увидев эту божественную красоту, человек ощущает, что душа его настроилась на лад единения с природой. В мире все гармонично и красиво. Как сказал классик: "Красота действует облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом на все живущее". Надеемся, что вы вернетесь домой из путешествия другими: умиротворенными, спокойными и вдохновленными.
Настройтесь на эту волну, и вы получите в дар все богатство и красоту мира!
уйский тракт сегодня
- основная транспортная магистраль Горного
Алтая. А в древние времена
здесь же пролегали древнейшие торговые
пути, этой дорогой шли племена
завоевателей из Азии, чтобы, пройдя Сибирь,
достичь Европы. Дорога хорошо знакома
и с полчищами гуннов, и с
нашествиями Золотой Орды. Место,
где проходит Чуйский тракт, в
географическом смысле является уникальным.
Сам Алтай уникален как геологический
заповедник. Его геологическая история,
записанная природой в каменных громадах
гор, насчитывает почти два
Освоение и планомерное обустройство Чуйского пути началось в результате добровольного вхождения южных алтайцев в 1756 г. в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских письменных источниках встречаются начиная с 1788 г., когда русские впервые достигли р. Чуй у Ку-райской степи.
Исследователи истории строительства
Чуйского тракта говорят: "Поводом
к началу торговли на р. Чуе послужило
ежегодное религиозное
Отсюда понятно, что русские торговцы не ездили в глубь Алтая, позднее только до горы Красной, что в Чуйской степи, где и ставили свои палатки.