Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат
Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.
В подбое, углубленном на 20 см ниже приступка, обнаружено несколько костей человека: ключица и три фаланги пальцев ног. Костные остатки скелета очевидно не находились в in siti, а были перемещены грызунами. В южной части погребения найдено два наконечника стрел (рис. 1.-3,4).
В могиле присутствовал
бронзовый пластинчатый однолезвийный
нож. К сожалению, он был извлечен
и разломан грабителями; удалось
найти лишь небольшой фрагмент лезвия.
В береговой осыпи на глубине
-250 см была найдена бронзовая
В настоящее время трудно сказать имело ли исследованное погребение какие-либо надмогильные конструкции. При осмотре береговой осыпи и во время раскопок остатков каменных сооружений не обнаружено. В рельефе берега захоронение так же не выделялось. Между тем для раннескифских комплексов довольно характерной чертой является сооружение курганных конструкций над погребениями: например могильники Карбан-I (Демин М.А., Гельмель Ю.И., 1992), Чесноково-I (Шульга П.И., 1998), Машенка-I (Шульга П.И., 1998) и ряд других памятников (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997). Вполне вероятно, что над раннескифским погребением могильника Чекановский Лог-X был сооружен небольшой земляной курган, насыпь которого снивелирована временем. Найденный в погребении комплект предметов снаряжения верхового коня и вооружения по составу и формам является типичным набором раннескифского времени Казахстана (Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М., 1966, с. 316, рис. 7.-4, с. 317, рис. 8.-1,2, с. 323, рис. 15.-6, с. 352, рис. 46.-1-3; Ермолаева А.С., 1987, с. 72, рис. 33.-1) и Алтая (Дёмин М.А., Гельмель Ю.И., 1992; Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Бородаев В.Б., 1998; Кубарев В.Д., 1998; Марсадолов Л.С., 1998; Шульга П.И., 1998). Представленные здесь удила довольно массивные, что сближает их с удилами могильника Уйгурак (Вишневская О.А., 1973, табл. 20.-5). Встреченные здесь вещи бытовали в VII-VI вв. до н.э. В целом рассмотренный раннескифский комплекс предварительно датируется VII в. до н.э. С раннескифскими памятниками этого времени его сближает и погребальный обряд: захоронение человека с конем, наличие подбоя и жертвенной пищи, северо-западная ориентация могилы.
IV. Могильник Гилевский
мост расположен в 1 км к
северу-северо-востоку от
33 саки и каменская культура алтая
Не менее важной отраслью производства было изготовление металлических орудий. Бронза в районы распространения каменской, староалеискои и быстрянской культур поступала в виде слитков, скорее всего, из юго-западного (Рудного) Алтая. На месте они переплавлялись в орудия: обломки литейных форм для них встречены на многих памятниках. После расплавки слитков металл разливался в одноразовые двухстворчатые глиняные формы (рис. 19-16, 20-22).
По мере остывания орудия подвергались дополнительной обработке: горячей и холодной прессовке,.заточке и шлифовке. На двух памятниках (Ближние Елбаны-12 и Бо-ровое-3) зафиксированы следы бронзолитейных мастерских. Они представляли собой открытого типа кострища и костровые ямы, внутри и вокруг которых во множестве найдены кости животных, керамики, обломки литейных форм и льячек (сосуд для разлива металла), кусочки металла, испорченные изделия. Реконструируются и некоторые виды домашних производств: изготовление керамики, прядение, обработка камня, кости и кожи.
Базой для формирования каменской,
староалеискои и быстрянской
культур послужила
Каменскую культуру сакское
влияние затронуло в
Этим объясняется наличие как сходных, так и отличных черт (причем часто в деталях) этих двух культур. Позднее пазырыкцы пытались проникнуть на север еще не раз, и как реакцию на это следует рассматривать сооружение быстрян-ских городищ на Нижней Катуни.
34Пазыркская культура
Пазырыкская культура (эпоха раннего железного века)
В середине 1-го тысячелетия
до н. э. на огромны: территориях, от Карпат
и почти до Тихого океана складываются
новые формы хозяйственной
С тех пор как лошадь была приучена носить всадника, протяжённые степные ландшафты перестали разобщат людей. Большие расстояния словно сжались. Вчера еще разрозненные и чуждые племена все чаще вступают в добровольные, а то и вынужденные отношения друг с другом, обмениваются идеями и технологиями.
Кочевой способ ведения хозяйства
в то время не был единственным.
В таких промежуточных зонах,
как лесостепь, серьёзным подспорьем
оставались охота, рыболовство, земледелие.
В тайге развивался присваивающий
охотничье-рыболовческий тип
Рис. 1. Навершие головного убора пазырыкского вождя. Яркий образец «звериного стиля». Представляет собой голову хищного фантастического существа — грифона, держащего в клюве голову оленя. Дерево, кожа. 21x18 см. V—IV вв. до н. э. Урочище Пазырык, Горный Алтай. Раскопки С. И. Руденко.
По всему поясу степей Евразии устанавливается новый кочевой стиль жизни. От самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях, культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир — по имен кочевников, ставших знаменитыми благодаря исторически трудам Геродота и сенсационным находкам в причерноморских курганах. Поскольку большая часть этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими, по Геродоту) то целый ряд здешних культур называют ещё скифо-сибирскими.
Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов — это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Название последнего говорит само за себя.
Следует отметить, что границы древних культур не всегда точно совпадают с ландшафтными, однако они всё же соответствуют ареалам Верхнего и Таежного Приобья, западно-сибирской лесостепи, Алтайских и Саянских гор, Минусинской котловины, верховьев Енисея.
Рис. 2. Так выглядят сегодня насыпи «царских» Пазырыкских курганов в цепочке погребальных сооружений могильника Шибе. Конец 3-й четверти 1-го тыс. до н. э. Горный Алтай.
Что же это за культуры? Начнем с Горного Алтая того времени. Его благодатные долины и альпийские луга у самых вершин занимало население пазырыкской культуры, названной так по раскопкам погребальных сооружений в одноименном урочище. Благодаря редкому стечению обстоятельств, которые дарит нам порой природа, под каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и эти природные холодильники сохранили то, о чем могли только мечтать археологи, — одежду, ткани, ковры, деревянную утварь и забальзамированные тела жителей той далекой эпохи.
Рис. 3. Конный лучник. На первый взгляд, его оружие менее всего напоминает лук. Но если присмотреться, становится ясно, что вогнутая середина М-образного или сигмовидного, как его часто называют, лука просто расположена выше кисти воина. Столетия спустя эта середина станет усиливаться жесткими роговыми накладками. Такое усовершенствование оружия изменит саму манеру стрельбы из лука, и все кочевыенароды от хунну до монголов будут пускать стрелы из лука, удерживая его за середину. V—IV вв. до н. э. Золотая фигурка из собрания Г. Ф. Миллера, Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Пазырыкцы — смешанное
кочевое население, в их внешнем
европеоидном облике порой проступали
черты монголоидной расы. Со своими
многочисленными стадами
Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. К сожалению, по большей части курганы были разграблены еще в древности алчными современниками. Но и того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.
Основу воинской силы пазырыкцев
составляли отряды всадников, вооруженных
луками и стрелами. Луки алтайского
образца склеивались из четырех
слоев дерева. Для лучшего сцепления
места склейки покрывались
Рис. 4, а—в. Наконечники для
стрел делались из кости (а) или бронзы
(б, в). В сечении они были, как
правило, трёх-, реже четырехгранными.
Малые размеры бронзовых
Рис. 5. Древки стрел расписывались чёрной или красной краской. Эта роспись являлась знаком собственности, означала принадлежность их хозяина к тому или иному роду. Такими рисунками помечали древки своих стрел воины, погребенные в Пазырыкских и Туэктинских курганах. V—III вв. до н. э. Горный Алтай. Развертки рисунков по С. И. Руденко
Кроме больших сложных луков, воины использовали и маленькие — так называемого «скифского типа» — о них мы уже упоминали в предыдущей главе. Такой лук имел достаточно длинную, плавно выгнутую рукоять, почти прямые плечи кибити и небольшие загнутые концы. Форма его часто была асимметричной — с плечами разной длины и, соответственно, разного изгиба. Как свидетельствуют многочисленные изображения, воин брал при стрельбе лук не за центр кибити, а за выгиб плеча вблизи рукояти. Частота, с которой древние художники подчеркивают эту деталь, позволяет говорить о такой манере скорее как о правиле, а не как об исключении.
Стрелы помещали в кожаные
колчаны, скроенные из двух кусков кожи:
первый представлял собой
В ближнем бою пазырыкцы
использовали железные и бронзовые
чеканы. Это были гранёные или кинжаловидные,
слегка изогнутые острия, насаженные
на длинные деревянные рукояти. Чекан
являлся высокоэффективным