Палеолитическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.

Файлы: 1 файл

22 палеолитическое искусство.docx

— 104.75 Кб (Скачать)

 

В подбое, углубленном  на 20 см ниже приступка, обнаружено несколько  костей человека: ключица и три  фаланги пальцев ног. Костные  остатки скелета очевидно не находились в in siti, а были перемещены грызунами. В южной части погребения найдено  два наконечника стрел (рис. 1.-3,4).

 

В могиле присутствовал  бронзовый пластинчатый однолезвийный  нож. К сожалению, он был извлечен и разломан грабителями; удалось  найти лишь небольшой фрагмент лезвия. В береговой осыпи на глубине -250 см была найдена бронзовая пуговковидная  пронизь-застежка (рис. 1.-8), а на глубине - 325 см., в обвалившемся куске берега, обнаружен набор узды - удила (рис. 1.-5), псалии (рис. 1.-1,2), наносник (рис. 1.-7), подвески из добавочной фаланги лошади или лося (рис. 1.-6,9). Интересно, что  лошадь взнуздана не была, узда (судя по бронзовым окислам на черепе) была помешена возле правой щеки животного.

 

В настоящее время  трудно сказать имело ли исследованное  погребение какие-либо надмогильные конструкции. При осмотре береговой осыпи  и во время раскопок остатков каменных сооружений не обнаружено. В рельефе  берега захоронение так же не выделялось. Между тем для раннескифских  комплексов довольно характерной чертой является сооружение курганных конструкций  над погребениями: например могильники Карбан-I (Демин М.А., Гельмель Ю.И., 1992), Чесноково-I (Шульга П.И., 1998), Машенка-I (Шульга П.И., 1998) и ряд других памятников (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997). Вполне вероятно, что над раннескифским  погребением могильника Чекановский  Лог-X был сооружен небольшой земляной курган, насыпь которого снивелирована  временем. Найденный в погребении комплект предметов снаряжения верхового  коня и вооружения по составу и  формам является типичным набором раннескифского времени Казахстана (Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М., 1966, с. 316, рис. 7.-4, с. 317, рис. 8.-1,2, с. 323, рис. 15.-6, с. 352, рис. 46.-1-3; Ермолаева А.С., 1987, с. 72, рис. 33.-1) и Алтая (Дёмин М.А., Гельмель Ю.И., 1992; Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997; Бородаев В.Б., 1998; Кубарев В.Д., 1998; Марсадолов Л.С., 1998; Шульга П.И., 1998). Представленные здесь удила довольно массивные, что сближает их с удилами могильника Уйгурак (Вишневская О.А., 1973, табл. 20.-5). Встреченные здесь вещи бытовали в VII-VI вв. до н.э. В целом рассмотренный  раннескифский комплекс предварительно датируется VII в. до н.э. С раннескифскими памятниками этого времени его  сближает и погребальный обряд: захоронение  человека с конем, наличие подбоя и жертвенной пищи, северо-западная ориентация могилы.

 

IV. Могильник Гилевский  мост расположен в 1 км к  северу-северо-востоку от плотины  Гилевского водохранилища, в 1,2 км к юго-востоку от с. Гилево, на невысоком обрывистом берегу. Памятник открыт А.А. Тишкиным  в 1991 г. (Тишкин А.А., 1998, с. 79). В результате  археологической разведки, проводимой  Лабораторией исторического краеведения  БГПУ в июле 1998 г., здесь были  найдены остатки небольших разрушенных  каменных выкладок, человеческие  кости и бронзовый однолезвийный  пластинчатый нож с кольцевым  навершием (рис. 1.-10). Вероятно с  этого же памятника происходят  предметы, переданные жителем с.  Гилево А.Е. Животягиным в краеведческий  музей БГПУ: стремечковидные удила  (рис. 2.-8) с У-образными псалиями (рис. 2.-9,10) и массивное бронзовое зеркало  (диаметр 16,1 см, высота бортика  0,8 см, толщина 0,1-0,2 см, длина петельки 1,9 см, ширина 1,1 см, высота 1,1 см, толщина  0,3-0,4 см) с бортиком (рис. 2.-11). По словам  А.Е. Животягина, вещи были найдены  жителем г. Горняк А. Климовским  на правом берегу водохранилища,  неподалеку от плотины. Круг  аналогов перечисленным выше  вещам довольно широк. Типологически  близкие изделия довольно характерны  для погребений VII-VI вв. до н.э.

33 саки и каменская культура алтая

Не менее важной отраслью производства было изготовление металлических  орудий. Бронза в районы распространения  каменской, староалеискои и быстрянской  культур поступала в виде слитков, скорее всего, из юго-западного (Рудного) Алтая. На месте они переплавлялись в орудия: обломки литейных форм для них встречены на многих памятниках. После расплавки слитков металл разливался в одноразовые двухстворчатые глиняные формы (рис. 19-16, 20-22).

 

По мере остывания орудия подвергались дополнительной обработке: горячей и холодной прессовке,.заточке  и шлифовке. На двух памятниках (Ближние  Елбаны-12 и Бо-ровое-3) зафиксированы  следы бронзолитейных мастерских. Они  представляли собой открытого типа кострища и костровые ямы, внутри и вокруг которых во множестве  найдены кости животных, керамики, обломки литейных форм и льячек (сосуд  для разлива металла), кусочки  металла, испорченные изделия. Реконструируются и некоторые виды домашних производств: изготовление керамики, прядение, обработка  камня, кости и кожи.

 

Базой для формирования каменской, староалеискои и быстрянской  культур послужила болыпереченская  культура переходного времени, но доля ее участия в их сложении была различна. Наибольшее сходство с большереченской  обнаруживает староалейская культура, участие групп сакского населения  из Казахстана в ее формировании прослеживается только, на раннем этапе.

 

Каменскую культуру сакское  влияние затронуло в значительно  большей степени, скорее следует  говорить о незначительной роли для  ее формирования большереченцев. Обе  культуры испытали на себе влияние  и саргатской культуры, занимавшей лесостепное Обь-Иртышье, причем у  каменцев оно было более значительным. Как сакские племена Казахстана, так и саргатские проникали на Алтай не один раз: фиксируется два  или три таких продвижения (2-я  половина VI-V вв., 1У-^Ш вв. цЛИ-П вв. до н. э.). Не исключено, что это могло  быть связано с событиями, происходившими в то время в Средней Азии (550 г. до н. э. — создание державы Ахеменидов; 330-320 гг. до н. э. — завоевания Александра Македонского; 201 г. до н. э. — северный поход Маодуня). Такие события  влекли за собой, как правило, перемещение  крупных масс населения. Быстрянская  культура, как и староалейская, тоже впитала существенные местные традиции. Другим компонентом ее сложения послужило, видимо, население пазырыкской культуры Горного Алтая, причем в стадии формирования последней (VI в. до н. э.).

 

Этим объясняется наличие  как сходных, так и отличных черт (причем часто в деталях) этих двух культур. Позднее пазырыкцы пытались проникнуть на север еще не раз, и  как реакцию на это следует  рассматривать сооружение быстрян-ских городищ на Нижней Катуни.

 

 

34Пазыркская культура

Пазырыкская культура (эпоха  раннего железного века)

В середине 1-го тысячелетия  до н. э. на огромны: территориях, от Карпат и почти до Тихого океана складываются новые формы хозяйственной деятельности — кочевое и полукочевое скотоводство. Появляется и находит повсеместное применение новый материал -железо. Начинается ранний железный век или, по-другому эпоха ранних кочевников.

 

С тех пор как лошадь была приучена носить всадника, протяжённые  степные ландшафты перестали  разобщат людей. Большие расстояния словно сжались. Вчера еще разрозненные и чуждые племена все чаще вступают в добровольные, а то и вынужденные  отношения друг с другом, обмениваются идеями и технологиями.

 

Кочевой способ ведения хозяйства  в то время не был единственным. В таких промежуточных зонах, как лесостепь, серьёзным подспорьем оставались охота, рыболовство, земледелие. В тайге развивался присваивающий  охотничье-рыболовческий тип экономики.

 

Рис. 1. Навершие головного  убора пазырыкского вождя. Яркий  образец «звериного стиля». Представляет собой голову хищного фантастического  существа — грифона, держащего в  клюве голову оленя. Дерево, кожа. 21x18 см. V—IV вв. до н. э. Урочище Пазырык, Горный Алтай. Раскопки С. И. Руденко.

 

По всему поясу степей Евразии устанавливается новый  кочевой стиль жизни. От самых  глубин Азии до Северного Причерноморья  формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях, культуры. Ареал их распространения  получил название скифский мир —  по имен кочевников, ставших знаменитыми  благодаря исторически трудам Геродота и сенсационным находкам в причерноморских  курганах. Поскольку большая часть  этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими, по Геродоту) то целый  ряд здешних культур называют ещё скифо-сибирскими.

 

Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и  родстве идеологий, проявляется  в сходстве трех элементов — это  предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Название последнего говорит само за себя.

 

Следует отметить, что границы  древних культур не всегда точно  совпадают с ландшафтными, однако они всё же соответствуют ареалам  Верхнего и Таежного Приобья, западно-сибирской  лесостепи, Алтайских и Саянских гор, Минусинской котловины, верховьев  Енисея.

 

Рис. 2. Так выглядят сегодня  насыпи «царских» Пазырыкских курганов в цепочке погребальных сооружений могильника Шибе. Конец 3-й четверти 1-го тыс. до н. э. Горный Алтай.

 

Что же это за культуры? Начнем с Горного Алтая того времени. Его благодатные долины и альпийские луга у самых вершин занимало население  пазырыкской культуры, названной  так по раскопкам погребальных сооружений в одноименном урочище. Благодаря  редкому стечению обстоятельств, которые  дарит нам порой природа, под  каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и эти природные холодильники сохранили то, о чем могли только мечтать археологи, — одежду, ткани, ковры, деревянную утварь и забальзамированные тела жителей той далекой эпохи.

 

Рис. 3. Конный лучник. На первый взгляд, его оружие менее всего  напоминает лук. Но если присмотреться, становится ясно, что вогнутая середина М-образного или сигмовидного, как  его часто называют, лука просто расположена выше кисти воина. Столетия спустя эта середина станет усиливаться  жесткими роговыми накладками. Такое  усовершенствование оружия изменит  саму манеру стрельбы из лука, и все  кочевыенароды от хунну до монголов будут пускать стрелы из лука, удерживая  его за середину. V—IV вв. до н. э. Золотая  фигурка из собрания Г. Ф. Миллера, Эрмитаж. Санкт-Петербург.

 

Пазырыкцы — смешанное  кочевое население, в их внешнем  европеоидном облике порой проступали черты монголоидной расы. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы  кочевали, перегоняя зимой скот в  высокогорья, где меньше снега, а  летом — к богатому разнотравью  долин. Знали они и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых  каменных жерновах, хранили его зимой  в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных  лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших. Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.

 

Пазырыкское общество возглавляли  вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. К сожалению, по большей части курганы были разграблены еще в древности  алчными современниками. Но и того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение  любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.

 

Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных  луками и стрелами. Луки алтайского образца склеивались из четырех  слоев дерева. Для лучшего сцепления  места склейки покрывались косыми насечками. Затем готовое изделие  обматывалось сухожилиями и оклеивалось  берестой. Судя по найденным фрагментам, луки пазырыкцев достигали в длину 110 сантиметров.

 

Рис. 4, а—в. Наконечники для  стрел делались из кости (а) или бронзы (б, в). В сечении они были, как  правило, трёх-, реже четырехгранными. Малые размеры бронзовых проникателей (длина 2,5—4 см, диаметр втулки — 5 мм) указывают на небольшую величину древков стрел и самого лука, который, тем не менее, обладал достаточной  мощью, чтобы острие бронзового наконечника  выпущенной из него стрелы сплющилось при попадании в цель, а — V—IV вв. до н. э. Плато Укок. Могильник  Верх-Кальджин-2. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН; б, в - Денисова Пещера. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН

 

Рис. 5. Древки стрел расписывались  чёрной или красной краской. Эта  роспись являлась знаком собственности, означала принадлежность их хозяина  к тому или иному роду. Такими рисунками помечали древки своих  стрел воины, погребенные в Пазырыкских  и Туэктинских курганах. V—III вв. до н. э. Горный Алтай. Развертки рисунков по С. И. Руденко

 

Кроме больших сложных  луков, воины использовали и маленькие  — так называемого «скифского типа» — о них мы уже упоминали  в предыдущей главе. Такой лук  имел достаточно длинную, плавно выгнутую рукоять, почти прямые плечи кибити и небольшие загнутые концы. Форма  его часто была асимметричной  — с плечами разной длины и, соответственно, разного изгиба. Как  свидетельствуют многочисленные изображения, воин брал при стрельбе лук не за центр кибити, а за выгиб плеча  вблизи рукояти. Частота, с которой  древние художники подчеркивают эту деталь, позволяет говорить о  такой манере скорее как о правиле, а не как об исключении.

 

Стрелы помещали в кожаные  колчаны, скроенные из двух кусков кожи: первый представлял собой прямоугольник  длиной около двух третей длины стрелы, который сворачивался в трубку, второй выкраивался в форме полусферы  и крепился к нижнему краю этой трубки, образуя дно колчана. Для  жесткости в продольный шов вставлялась  гладкая каркасная дощечка, окрашенная, как правило, в красный цвет. Иногда такие рёбра жесткости покрывались  резным растительным орнаментом или  рельефными изображениями хищников. К колчану подшивался широкий  чехол — налучье, куда помещался  лук. Так получался горит —  футляр для одновременного ношения  лука и стрел. Гориты чаще носились слева у пояса, а стрелы располагались  в них наконечниками вниз. Впрочем, оружие могло быть подвешено и  справа — древние лучники свободно стреляли с любой руки.

 

В ближнем бою пазырыкцы  использовали железные и бронзовые  чеканы. Это были гранёные или кинжаловидные, слегка изогнутые острия, насаженные на длинные деревянные рукояти. Чекан  являлся высокоэффективным оружием  в руках всадников и пехотинцев. Его называют также клевцом. Клевец отличается тем, что его ударная  часть в соответствии с траекторией  удара имеет дуговидную форму. Впрочем, на этот счёт среди оружиеведов существуют и другие мнения. Во избежание путаницы мы будем далее называть чеканом  оружие с прямым, колющим или рубящим  носиком, клевцом - с изогнутым. Оружием  ближнего боя были и знаменитые акинаки  — железные и бронзовые кинжалы  с характерным перекрестием в  форме прямого бруса или развернутых  крыльев бабочки. Реже перекрестие  выполнялось в виде голов хищных птиц и зверей. Окончания рукояти  акинаков часто украшали навершиями в виде парных головок грифонов, направленных клювами друг к другу. Но, по большей части, здесь помещался  поперечный брусок-противовес или простое  кольцо.

Информация о работе Палеолитическое искусство