Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат
Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.
26 афанасьевская культура
АФАНА́СЬЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура энеолита Южной Сибири (Минусинская котловина и Алтай), распространенная в 3 — начале 2 тыс. до н. э. Современна кельтеминарской культуре, ямной культуре, катакомбной культуре. Мезолитические и неолитические слои афанасьевской культуры изучены недостаточно.
Была выделена археологом
С. А. Теплоуховым при раскопках
стоянки у горы Афанасьевской (село
Батени в Хакасии) в 1920-1923 годах. Курганы
афанасьевской культуры раскапывал
в 1925-1932 годах С. В. Киселев у села
Кси в Минусинской степи
Характерной особенностью культуры является принадлежность ее обитателей к палеоевропеоидному типу, в то время как для неолита Сибири характерно население монголоидного типа. Афанасьевцы жили в землянках и срубных наземных жилищах. По результатам раскопок можно предположить, что они знали прядение и ткачество, умели обрабатывать кожи и шкуры, вырезать из кости и дерева различные предметы.
Керамика афанасьевцев —
яйцевидная или сферической формы
с круглым дном, реже встречаются
плоскодонные сосуды баночной формы. Интересны
керамические вазочки-курильницы со специальным
отделением для ароматических смол.
Аналогичные вазочки
Достаточно развитым у
афанасьевцев было скотоводство, на раскопках
найдены кости почти всех основных
домашних животных, в том числе
и лошади. Состав животных близок к
суртандинской культуре Южного Урала.
Знали афанасьевцы и
Большинство орудий труда афанасьевцы изготовляли из камня, но были знакомы и с металлом. Медные изделия изготовлялись как путем ковки, так и отливом. На стоянках найдено большое количество отлитых проушных топоров, достаточно высокого качества. На одной из стоянок был найден браслет из метеоритного железа. Кроме того, афанасьевцы изготовляли различные предметы из золота и серебра.
На раннем этапе афанасьевские
могильники окружались кругами из каменных
плит, позднее такими же плитами
окружались курганы. Погребения совершались
в ямах, стены которой облицовывались
деревом, потолок был тоже деревянным.
Покойников хоронили в скорченном положении.
Часто встречаются групповые
погребения, причем если костяков более
двух, то в большинстве случаев
только один из них мужской. Этот факт
позволяет предположить, что у
афанасьевских племен преобладал патриархат.
Парные погребения встречаются реже.
Признаки имущественного неравенства
не прослеживаются. На погребальных плитах
встречаются изображения сокола
и человека, что характерно для
китайских неолитических
27 бронзовый век
Сначала краткая справка: бронзовый век - исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия в кон. 4 - нач. 1-го тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее). В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Юж. Америка и др.). Сменился железным веком.
Объединяющей
чертой бронзового века
В южных
районах Средней Азии (3–2 тыс.
до н. э.) бронзовый век –
время оформления
Бронзовый
век в степях Евразии (сер. 3-го
– нач. 1-го тыс. до н. э.) связан
с расцветом древнейших
В начальной
фазе истории скотоводство (коневодство
и разведение мелкого рогатого
скота) имело подвижный
В бронзовом
веке шло формирование ряда
горно-металлургических
На заключительном
этапе бронзового века в
На этом
историческую справку
В глубокой
древности, в долинах больших
рек: Нила, Евфрата и Тигра,
Инда, Хуанхэ в IV-III тысячелетиях
до нашей эры возникли первые
рабовладельческие государства.
В больших хозяйствах стали нужны загоны для скота, амбары для хлеба, кладовые для плодов и овощей. Необходимо также и большое количество надежного оружия для защиты и завоеваний.
Каменные
орудия были слишком мелки
и ломки для новых работ.
Нужно было найти очень
Обрабатывая
камни, люди заметили, что некоторые
из них мягче, чем остальные.
Когда такие камни попадали
в огонь, они плавились и,
застывая, принимали новую форму.
На самом деле это были не
камни, а куски меди или
Около 4000 лет до нашей эры египтяне научились обрабатывать медь.
Сначала
они только ковали самородки
меди каменными молотками,
Медь и
была одним из первых металлов,
наряду с золотом и серебром,
которые стал употреблять
Однако, медь
обладает существенным
Позднее люди научились добывать и обделывать железо: орудия стали ещё крепче. Однако и бронза еще не уступила свои позиции.
Возникли
большие мастерские
Вместе
с изделиями из металла
Лучшими
украшениями считались
Люди разных
стран Европы не в одно время
поднялись на такую степень
богатства и мастерства. Раньше
всего перешли к бронзе и
железу жители юга,
28 культуры бронзового века алтая
Пазырыкская культура каменного века, представленная богатейшими захоронениями 6–3 веков до н. э., была открыта еще в конце XIX века, а в научный обиход введена в конце 20‑х годов прошлого века Сергеем Ивановичем Руденко и его коллегами. Представителей пазырыкской культуры в западной литературе именуют восточными скифами, хотя точнее говорить об их принадлежности к скифо-сибирской общности племен. Как и скифы, они говорили на иранских языках, использовали особое оружие и звериный стиль в украшениях. Костные останки, мумии и множество артефактов — все это помогло реконструировать облик и быт носителей пазырыкской культуры. Пазырыкцы были кочевниками-скотоводами, также они охотились и ловили рыбу, мололи зерно и пекли пресные лепешки. Искусно мастерили убранство и утварь из глины, дерева и рога, войлочных материалов, ковали инструменты и оружие из железа, обрабатывали по старому обычаю и кремни, ткали разноцветные ковры из крашеной шерсти, выделывали кожи и мех, отливали из золота символические фигурки оленей и других животных. Жили в бревенчатых домах, также из бревен строили и подземные срубы для своих умерших вождей и знати. Именно эти могильники, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте холодных высокогорий, дали большую часть информации о пазырыкцах. Вождь племени одевался в богатые одежды, расшитые конским волосом и войлочными аппликациями, штаны украшали золотые ленты; его подданные носили кожаные и шерстяные кафтаны, шили шубы из соболей, белки и овчины, а мастерски сработанное оружие пазырыкцев — луки со стрелами, ножи, акинаки, нагайки — говорило о развитом военном искусстве. Для лошади воина тоже выделывалось особое снаряжение, частью символическое, частью защитное.
Культура пазырыкцев, как и их морфологический облик, обнаруживает смешанные черты тюркских и индоевропейских народов. Индоевропейские черты, как считалось, привнесены экспансией с запада и юга (скифские племена), а тюркские имеют восточное происхождение. Тюркские черты обнаруживаются и у тех людей, что жили на Алтае в эпоху неолита и бронзы. Что за народ жил на Алтае во времена бронзы, какие демографические процессы происходили на Алтае в эпоху железа, когда древние алтайцы перемешались с западными племенами? В 90‑х годах прошлого и начале нового века историей и происхождением пазырыкцев занялись палеогенетики. Их инструментом стали не археологические артефакты и костные остатки, а ДНК, выделенная из превосходно сохранившихся мумий. В результате картина скифской экспансии в южную Сибирь и центральную Азию стала видоизменяться. Наиболее доказательная база сложилась для гипотезы о сосуществовании в VI–III веках до н. э. двух культур на территории Алтая — пазырыкской и кара-кобинской, которые берут начало от общего корня — так называемой каракольской культуры. В VIII–VII веках до н. э. (эпоха поздней бронзы) доминировала именно каракольская культура с монголоидным населением. В конце бронзового века и начале железного к ней начинают примешиваться племена, пришедшие из Прикаспийских степей. Прикаспийские племена несут как европеоидные гены, так и элементы праиранской культуры (кстати, и технология изготовления пазырыкских ковров, и краски для них характерны для древних ирано-туркестанских народностей). Как было показано специалистами из Новосибирского института цитологии и генетики СОРАН, генетическими наследниками пазырыкских племен, вероятнее всего, являются современные самодийцы (селькупы) и кеты, населяющие северо-запад Сибири. Они пришли туда, вытесненные со своих территорий племенами хунну, двигавшимися с востока на запад. Впрочем, некоторые генетические данные (А. С. Пилипенко и др., 2011. Митохондриальная ДНК женщины из пещеры Каминная (Горный Алтай) эпохи позднего неолита, PDF, 1,22 МБ) говорят о более раннем (в IV–III тысячелетии) присутствии западных и восточных элементов в генофонде алтайского населения. Если это верно, то движение скифов (точнее, их потомков) в восточном направлении в VII–VI веках до н. э. только усилило перемешивание алтайского генофонда, но не перекроило по-новому его генетический узор. На сегодняшний день этнографы ставят вопрос об алтайском населении следующим образом: как экспансия скифов на восток изменила генофонд алтайцев во время железного века? Иными словами, насколько высока доля генетических вариантов, привнесенных в ходе западной экспансии в середине первого тысячелетия до н. э.?
29 андроновская
культурно-историческая