Палеолитическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.

Файлы: 1 файл

22 палеолитическое искусство.docx

— 104.75 Кб (Скачать)

 

26 афанасьевская  культура

АФАНА́СЬЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура энеолита Южной Сибири (Минусинская котловина  и Алтай), распространенная в 3 —  начале 2 тыс. до н. э. Современна кельтеминарской  культуре, ямной культуре, катакомбной  культуре. Мезолитические и неолитические  слои афанасьевской культуры изучены недостаточно.

Была выделена археологом С. А. Теплоуховым при раскопках  стоянки у горы Афанасьевской (село Батени в Хакасии) в 1920-1923 годах. Курганы  афанасьевской культуры раскапывал в 1925-1932 годах С. В. Киселев у села Кси в Минусинской степи Красноярского  края и в 1937 у села Куроты на Алтае. Позднее в Южной Сибири были раскопаны  сотни курганов афанасьевской культуры.

Характерной особенностью культуры является принадлежность ее обитателей к палеоевропеоидному типу, в то время как для неолита Сибири характерно население монголоидного  типа. Афанасьевцы жили в землянках  и срубных наземных жилищах. По результатам  раскопок можно предположить, что  они знали прядение и ткачество, умели обрабатывать кожи и шкуры, вырезать из кости и дерева различные предметы.

Керамика афанасьевцев —  яйцевидная или сферической формы  с круглым дном, реже встречаются  плоскодонные сосуды баночной формы. Интересны  керамические вазочки-курильницы со специальным  отделением для ароматических смол. Аналогичные вазочки наблюдаются  на стоянках катакомбной культуры.

 

Достаточно развитым у  афанасьевцев было скотоводство, на раскопках  найдены кости почти всех основных домашних животных, в том числе  и лошади. Состав животных близок к  суртандинской культуре Южного Урала. Знали афанасьевцы и земледелие; в целом, их хозяйство было производящим.

Большинство орудий труда  афанасьевцы изготовляли из камня, но были знакомы и с металлом. Медные изделия изготовлялись как  путем ковки, так и отливом. На стоянках найдено большое количество отлитых проушных топоров, достаточно высокого качества. На одной из стоянок  был найден браслет из метеоритного железа. Кроме того, афанасьевцы  изготовляли различные предметы из золота и серебра.

На раннем этапе афанасьевские  могильники окружались кругами из каменных плит, позднее такими же плитами  окружались курганы. Погребения совершались  в ямах, стены которой облицовывались деревом, потолок был тоже деревянным. Покойников хоронили в скорченном положении. Часто встречаются групповые  погребения, причем если костяков более  двух, то в большинстве случаев  только один из них мужской. Этот факт позволяет предположить, что у  афанасьевских племен преобладал патриархат. Парные погребения встречаются реже. Признаки имущественного неравенства  не прослеживаются. На погребальных плитах встречаются изображения сокола и человека, что характерно для  китайских неолитических культур  и более поздней карасукской  культуры.

27 бронзовый век

 Сначала краткая справка: бронзовый век - исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия в кон. 4 - нач. 1-го тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее). В бронзовый век появились кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность, рабовладение (Ближний Восток, Китай, Юж. Америка и др.). Сменился железным веком.

      Объединяющей  чертой бронзового века является  в различной степени выраженное  использование сплавов меди с  иными компонентами, прежде всего  с оловом. Для ряда территорий  бронзовый век подразделяется  на ранний, средний и поздний  этапы. В силу определенных  причин в разных регионах бронзовый  век имеет различную датировку  и содержание.

      В южных  районах Средней Азии (3–2 тыс.  до н. э.) бронзовый век –  время оформления протогородских  центров (Сапалли, Алтын-тепе).      Основные отрасли хозяйства: орошаемое  земледелие, развитое ремесло (появление  гончарного круга), торговля. Характерна  выраженная социальная дифференциация.

      Бронзовый  век в степях Евразии (сер. 3-го  – нач. 1-го тыс. до н. э.) связан  с расцветом древнейших скотоводческих  обществ. По одной из гипотез,  именно здесь сложилась индоевропейская  языковая общность.

      В начальной  фазе истории скотоводство (коневодство  и разведение мелкого рогатого  скота) имело подвижный характер, что обусловило дальние миграции  многочисленных групп населения,  активизацию разнообразных межкультурных  связей и формирование блоков  родственных культур. Распространился  курганный обряд погребения; началась  история конной верховой езды  и колесного транспорта с использованием  лошади как трансп. животного,  усложнилась социальная структура.  Позднее большое распространение  получило оседлое (пастушеское)  скотоводство. Появились колесницы  и колесничество. 

      В бронзовом  веке шло формирование ряда  горно-металлургических областей  и центров (Кавказ, Южный Урал, Центральный Казахстан и др), оказавших  большое влияние на течение  региональных культурогенетических  процессов. В позднем бронзовом  веке в степях Евразии сложились  общности оседлых скотоводов, преимущественно  ираноязычных культур (андроновской, срубной). Более разнообразными становились  их связи с южно-лесными культурами. В зонах контактов появились  смешанные культуры. Скотоводство  и в определ. степ. металлургия  и металлообработка бронзы проникли  в лесную полосу. Памятники бронзового  века дают первые свидетельства  дальних миграций для лесной  и лесостепной зон, как с  запада – из юго-восточной  Прибалтики и Центральной Европы (фатьяновская и абашевская культуры), так и с востока – из Западной  Сибири (памятники сейминско-турбинского  типа).

      На заключительном  этапе бронзового века в степях  и лесостепях Евразии складывалась  общность скотоводческих и скотоводческо-земледельческих  археологических культур, для  которых была свойственна керамика, украшенная по наружной поверхности  налепными валиками. Носители этих  культур приняли участие в  формировании нового образа жизни  – кочевничества, характерного  для степных археологических  культур следующего периода древней  истории. 

      На этом  историческую справку заканчиваем,  и излагаем все своими словами.

      В глубокой  древности, в долинах больших  рек: Нила, Евфрата и Тигра,  Инда, Хуанхэ в IV-III тысячелетиях  до нашей эры возникли первые  рабовладельческие государства. 

      В больших  хозяйствах стали нужны загоны  для скота, амбары для хлеба,  кладовые для плодов и овощей. Необходимо также и большое  количество надежного оружия  для защиты и завоеваний.

      Каменные  орудия были слишком мелки  и ломки для новых работ.  Нужно было найти очень прочный  материал, чтобы готовить из него  большие крепкие лезвия для  плугов, тяжёлые топоры и молоты.

      Обрабатывая  камни, люди заметили, что некоторые  из них мягче, чем остальные.  Когда такие камни попадали  в огонь, они плавились и,  застывая, принимали новую форму.  На самом деле это были не  камни, а куски меди или медной  руды. Они встречались людям в  местностях с богатыми месторождениями  меди. Поблизости от Египта такие  месторождения были на Синайском  полуострове.

      Около 4000 лет до нашей эры египтяне  научились обрабатывать медь.

      Сначала  они только ковали самородки  меди каменными молотками, плющили  её. Но медь редко попадалась  в виде самородков; обычно она  смешана в руде с другими  горными породами. Нужно большое  умение и опыт, чтобы различить  необходимую руду, выплавить медь  из смеси и придать ей разные  формы; для этого необходимо  было применять огонь.

      Медь и  была одним из первых металлов, наряду с золотом и серебром, которые стал употреблять человек.  Но золото и серебро встречаются  слишком редко, поэтому они  не получили такого широкого  применения для создания орудий  труда и оружия.

      Однако, медь  обладает существенным недостатком  - она слишком мягка; медное  остриё или лезвие скоро загибается  и тупеет. Поэтому, начиная с  III тысячелетия до нашей эры  к меди для твёрдости стали  прибавлять олово в соотношении  примерно 1/8. Этот сплав назвали  бронзой. Для приготовления бронзовых  изделий надо было либо сделать  форму из камня и глины и  вливать в неё расплавленный  металл или бить горячие мягкие  полосы молотом и придавать  им вид лезвий, гвоздей, остроконечных  палочек и т.д. Период преимущественного  использования человеком бронзовых  орудий назвали «бронзовым веком».

      Позднее  люди научились добывать и  обделывать железо: орудия стали  ещё крепче. Однако и бронза  еще не уступила свои позиции. 

      Возникли  большие мастерские металлической  выделки: до сих пор в некоторых  местах видны следы старинных  больших кузниц. Они должны были  находиться вблизи тех мест, где  добывали медную или железную  руду. Если народ переходил на  другое поселение, кузнецы и  литейщики оставались на старом  месте; им приходилось уже работать  на чужих людей. В качестве  иноплеменников кузнецы у одних  народов были в презрении; другие, напротив, высоко чтили их: считали  вещими людьми, так как их тяжёлое  дело казалось в то же время  хитрым и таинственным.

      Вместе  с изделиями из металла появился  особый вид роскоши и богатства.  Блестящие гладкие и звонкие  жёлтые, белые и красноватые вещи  из металлов очень нравились  женщиам и за них давали  хорошую цену.

      Лучшими  украшениями считались браслеты, ожерелья, кольца, серьги, застёжки  из бронзы, золота и серебра.  Металлическими полосами стали  обивать крыши домов, пороги, косяки  дверей. Покойникам клали на лица  маски из тонких золотых листов. Кто хотел похвастать, говорил,  что у него дома много всякого  металла.

      Люди разных  стран Европы не в одно время  поднялись на такую степень  богатства и мастерства. Раньше  всего перешли к бронзе и  железу жители юга, Балканского  полуострова, Италии, Сицилии; на  тысячу лет позднее жители  нынешней Франции, ещё не на  несколько сотен лет позднее  жители Швеции. Эта разница произошла  оттого, что предметы особенно  тонкой работы привозились морем  с востока, из Египта, Малой  Азии, Сирии, где люди раньше  добились изобретений и улучшений.  Новые предметы, а с ними новые  приёмы более искусной работы  всего раньше водворились на  южном краю Европы и лишь  медленно проникали в середину  материка. И лишь около 500 лет  до нашей эры железо окончательно  пришло на смену бронзе. Наступил  «железный век».

28 культуры бронзового века алтая

Пазырыкская культура каменного  века, представленная богатейшими захоронениями 6–3 веков до н. э., была открыта еще  в конце XIX века, а в научный  обиход введена в конце 20‑х годов прошлого века Сергеем Ивановичем Руденко и его коллегами. Представителей пазырыкской культуры в западной литературе именуют восточными скифами, хотя точнее говорить об их принадлежности к скифо-сибирской общности племен. Как и скифы, они говорили на иранских языках, использовали особое оружие и звериный стиль в украшениях. Костные останки, мумии и множество артефактов — все это помогло реконструировать облик и быт носителей пазырыкской культуры. Пазырыкцы были кочевниками-скотоводами, также они охотились и ловили рыбу, мололи зерно и пекли пресные лепешки. Искусно мастерили убранство и утварь из глины, дерева и рога, войлочных материалов, ковали инструменты и оружие из железа, обрабатывали по старому обычаю и кремни, ткали разноцветные ковры из крашеной шерсти, выделывали кожи и мех, отливали из золота символические фигурки оленей и других животных. Жили в бревенчатых домах, также из бревен строили и подземные срубы для своих умерших вождей и знати. Именно эти могильники, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте холодных высокогорий, дали большую часть информации о пазырыкцах. Вождь племени одевался в богатые одежды, расшитые конским волосом и войлочными аппликациями, штаны украшали золотые ленты; его подданные носили кожаные и шерстяные кафтаны, шили шубы из соболей, белки и овчины, а мастерски сработанное оружие пазырыкцев — луки со стрелами, ножи, акинаки, нагайки — говорило о развитом военном искусстве. Для лошади воина тоже выделывалось особое снаряжение, частью символическое, частью защитное.

 

Культура пазырыкцев, как  и их морфологический облик, обнаруживает смешанные черты тюркских и индоевропейских  народов. Индоевропейские черты, как  считалось, привнесены экспансией с  запада и юга (скифские племена), а  тюркские имеют восточное происхождение. Тюркские черты обнаруживаются и  у тех людей, что жили на Алтае  в эпоху неолита и бронзы. Что  за народ жил на Алтае во времена  бронзы, какие демографические процессы происходили на Алтае в эпоху  железа, когда древние алтайцы  перемешались с западными племенами? В 90‑х годах прошлого и начале нового века историей и происхождением пазырыкцев занялись палеогенетики. Их инструментом стали не археологические артефакты и костные остатки, а ДНК, выделенная из превосходно сохранившихся мумий. В результате картина скифской экспансии в южную Сибирь и центральную Азию стала видоизменяться. Наиболее доказательная база сложилась для гипотезы о сосуществовании в VI–III веках до н. э. двух культур на территории Алтая — пазырыкской и кара-кобинской, которые берут начало от общего корня — так называемой каракольской культуры. В VIII–VII веках до н. э. (эпоха поздней бронзы) доминировала именно каракольская культура с монголоидным населением. В конце бронзового века и начале железного к ней начинают примешиваться племена, пришедшие из Прикаспийских степей. Прикаспийские племена несут как европеоидные гены, так и элементы праиранской культуры (кстати, и технология изготовления пазырыкских ковров, и краски для них характерны для древних ирано-туркестанских народностей). Как было показано специалистами из Новосибирского института цитологии и генетики СОРАН, генетическими наследниками пазырыкских племен, вероятнее всего, являются современные самодийцы (селькупы) и кеты, населяющие северо-запад Сибири. Они пришли туда, вытесненные со своих территорий племенами хунну, двигавшимися с востока на запад. Впрочем, некоторые генетические данные (А. С. Пилипенко и др., 2011. Митохондриальная ДНК женщины из пещеры Каминная (Горный Алтай) эпохи позднего неолита, PDF, 1,22 МБ) говорят о более раннем (в IV–III тысячелетии) присутствии западных и восточных элементов в генофонде алтайского населения. Если это верно, то движение скифов (точнее, их потомков) в восточном направлении в VII–VI веках до н. э. только усилило перемешивание алтайского генофонда, но не перекроило по-новому его генетический узор. На сегодняшний день этнографы ставят вопрос об алтайском населении следующим образом: как экспансия скифов на восток изменила генофонд алтайцев во время железного века? Иными словами, насколько высока доля генетических вариантов, привнесенных в ходе западной экспансии в середине первого тысячелетия до н. э.?

29 андроновская  культурно-историческая общность

Информация о работе Палеолитическое искусство