Палеолитическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.

Файлы: 1 файл

22 палеолитическое искусство.docx

— 104.75 Кб (Скачать)

Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.

История открытия

 

Название происходит от деревни  Андроново около Ачинска, где  в 1914 году были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил  первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических  этапа: фёдоровский, алакульский и  замараевский.

В настоящее время в  составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:

Синташта-Петровка-Аркаим (Южный  Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,

Укрепление Синташта в  Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;

Поселение Аркаим, также  в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;

Алакуль (2100—1400 до н. э.), в  районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;

Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в  восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении

Ингальская долина на юге  Тюменской области, в которой  последовательно сменяют друг друга  памятники алакульской, фёдоровской  и саргатской культур[1][2]

Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в  Южной Сибири (впервые встречается  кремация и культ огня);

Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.

Распространение

 

 

 

Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет — формация Синташта-Петровка. Фиолетовый цвет —  захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет — соседние культуры (срубная, бактрийско-маргианская, афанасьевская).

Андроновская культура развивается  на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно[3]. На западе она доходила до района Урала  и Волги, где контактировала со срубной  культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской  котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры[4]. На юге отдельные материальные памятники  обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) — в область  расселения дравидоязычных племен[]. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

Быт

 

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались  в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали  крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских  степях наездниками. Скот большую часть  года содержался на пастбищах под  наблюдением пастухов, а зимой  — в специальных загонах. Злаки  возделывались на легких для обработки  пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство  большого значения в хозяйственной  жизни не имели.

Андроновцы были племенами  металлургов. Они обладали медными  и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики  обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в  том числе и за пределы андроновского  ареала.

Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей  и пастбищ по долинам рек проникали  в таёжную зону, где смешивались  с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились  андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные  и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей  этих культур сложились собственные  бронзолитейные центры, сыгравшие большую  роль в распространении металла  в таежной зоне.

Жилища представляли собой  полуземлянки и наземные бревенчатые  хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и  Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась  при отрывке рва. По верху валов  сооружался деревянный частокол. Для  проезда внутрь были оставлены перемычки  во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.

Погребения производились  в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук  укладывались перед лицом. В погребениях  находят кремнёвые наконечники  стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

Основными домашними животными  были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.

Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались  месторождения медной руды в Алтайских  горах, а также в Казахстане.

]Андроновская культура  и индоиранцы

 

Андроновскую культуру, как  правило, относят к индоиранцам[12], в генетическом плане являвшимся носителями гаплогруппы R1a[13]. Культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Захоронения производились  в курганах и включали (полностью  или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. На текущий момент она является самой древней из найденых колесниц в мире (на 300 лет  старше месопотамской).

Судя по заимствованиям в  финно-угорских языках, Е. А. Хелимский  считает представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей  ветви индоиранских языков[14].

Смену и ассимиляцию носителей  индоарийского языка носителями восточноиранских языков Напольских соотносит  с распространением культур валиковой  керамики в финале андроновской эпохи.[15]

Ряд учёных отрицает принадлежность андроновской культуры к индо-иранской общности. Приводятся следующие аргументы:

В степи к югу от Амударьи полностью отсутствуют характерные  для андроновской культуры захоронения  с использованием деревянной облицовки.

Л. С. Клейн (1974) и Брентьес (1981) отмечают, что андроновская культура является слишком поздней, чтобы  дать начало распространению ариев  до Митанни к XV—XVI векам до н. э. С  другой стороны, Д. Энтони и Виноградов (1995) датировали колесницу в захоронении  в районе Кривого Озера (Челябинская  область) 2000 годом до н. э.

Дж. П. Мэлори указывает на сложность экспансии от Андроново  до Северной Индии.

[править]Последующие культуры

 

Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400—1200 до н. э.) и Алексеевки (1200—1000 до н. э.), также относящимся к андроновской.

В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет  карасукская культура (1500—800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой, на которую также оказала влияние  абашевская культура[16].

Первым историческим населением этой территории являлись киммерийцы и саки/скифы, что отмечается в  ассирийских хрониках

30.КАрасукская и ирменская культуры

Минули годы, затих гул  сражений, к пеплу родных кострищ  постепенно возвращались из глухих лесных крепей, степных оврагов и прибрежных плавней рассеянные грозными пришельцами  аборигены. Налаживалась мирная жизнь. И тем, и другим приходилось учиться  жить вместе. Эпоха кровавых побоищ сменилась эпохой своеобразного  обмена опытом. К началу 1-го тысячелетия  до н. э. на просторах Сибири сложились  новые самобытные культуры. Однако они были похожи друг на друга во многих проявлениях, обусловленных  историческим родством с андроновскими  племенами. Наступил поздний бронзовый  век.

 

 

Одна из таких культур, выявленная ранее других (в начале XX века) в Минусинской котловине, получила название карасукской (по раскопкам  могильника на речке Карасук). По мере исследования археологических памятников на сопредельных территориях (с похожими глиняными сосудами и бронзовыми изделиями) её наименование первое время  распространялось и на них. Но вскоре выяснилось, что варианты карасукской  культуры являются самостоятельными образованиями: в Западной Сибири, например, такая  культура получила название ирменской (по раскопкам памятника близ одноименного села на Оби). Тем не менее для  характерных предметов бронзолитейного  производства и, в первую очередь, для  разнообразного вооружения конца 2-го — начала 1-го тысячелетия до н. э., распространенного на огромных территориях  Южной, Западной и Восточной Сибири, Казахстана, Монголии, Ордоса, Северного  Китая, нередко используется общее  собирательное название — карасукские. И хотя отлитое из золотистой бронзы оружие в каждом из этих районов  имеет свой местный колорит, все  же оно во многом остается транскультурным  феноменом.

 

Боевой нож. Колечко на рукояти под шляпкой навершия предназначалось для крепления  темляка — специальной петли  из кожи, в которую продевалась  рука. Это свидетельствует о боевом назначении бронзового ножа, так как  темляки всегда были принадлежностью  оружия, а не бытовых предметов. Карасукская  культура. Эпоха поздней бронзы. Случайная находка у пос. Арголик. Тыва. По Л. Р. Кызласову

 

. Обломок бронзовой рукояти  меча с полым грибовидным навершием.  Обе стороны рукояти орнаментированы.  Карасукская культура. Эпоха поздней  бронзы. ТО КМ

 

Бронзовый меч карасукского типа. Как это нередко бывает с  длиннолезвийным оружием, лезвие и  рукоять повреждены. Стороны рукояти  украшены орнаментом, основу которого составляет зигзаг. Найден при раскопках  в Лагерном саду г. Томска. ТОКМ

 

 

Сложные луки эпохи поздней  бронзы, как и тысячу лет назад, собирались из нескольких слоев древесины  и снабжались роговыми концевыми  вставками. Правда, к этому времени  в их устройстве произошли некоторые  изменения. Появляются луки, у которых  концевые вставки имеют вырезы под  тетиву не на одном ребре, как это  было раньше у кротовцев, а на обоих. И вклеиваются эти роговые  детали между внутренней и внешней  планками кибити таким образом, что  их плоскости как бы продолжают друг друга. Именно этот принцип крепления  станет позднее определяющим для  луков западно-сибирского типа. Подобное новшество несколько изменило форму  оружия, его концы перестали столь  сильно загибаться внутрь, а сама кибить с натянутой тетивой приобрела  форму правильного сегмента. Такой  лук был мощнее и надежнее. Стрелы же остались практически неизменными  — они снабжались теми же наконечниками, что в андроновское и доандроновское времена. Это неудивительно. Простые  в изготовлении и вместе с тем  эффективные в бою, костяные наконечники  просуществовали необычайно долго. Они были на вооружении практически  у всех великих и малых завоевателей древности и средневековья, а  на охоте применялись вплоть до XIX века.

 

В эпоху поздней бронзы широко распространяются лёгкие метательные  дротики. По способу крепления наконечника  с древком они разделяются  на две группы: втульчатые и черешковые. Первые насаживались на древко с помощью  уже знакомой нам круглой втулки, вторые имели для этой цели заостренный  плоский черешок, который загонялся  глубоко в древесину несущей  части. Втульчатые наконечники были крупнее черешковых, а конструкция  их пера (округлой листовидной формы) продолжала традиции оружейного дела эпохи развитой бронзы. С обеих  сторон втулки в плоскостях пера были симметрично «прорезаны» полукруглые  отверстия, назначение которых до сих  пор неясно.

 

Копья отличались от дротиков лишь более крупными размерами и  тем, что полукруглые отверстия  в их пере снабжались по всему краю небольшими валиками — своеобразными  рёбрами жесткости.

 

Рис. 44, а, б. Боевые ножи. Кривизна лезвия и наклон рукояти бронзовых  ножей карасукского типа более всего  напоминают устройство длинного рубяще-колющего клинкового оружия эпохи средневековья. а — Западное Забайкалье, по Ю. С. Гришину; б — Новосибирское Приобье. НГКМ

 

 

Фехтовальные копья эпохи  развитой бронзы с листовидным, длинным, остро отточенным наконечником и  короткие древком претерпели существенные изменения. Теперь они стали целиком  отливаться из бронзы и превратились в кинжалы оригинальной формы: древко, как таковое, исчезло превратившись  в бронзовый стержень, снабженный удобной рукоятью с прямым перекрестием, которое защищало рук; от удара.

 

Совершенствуя простые обоюдоострые кинжалы, древние мастера удлиняли клинки: некоторые из них достигаю 50 сантиметров в длину, приближаясь  к коротким мечам. Потребности боевой практики привели к тому, что у  кинжалов появляется перекрестие —  вначале в виде небольших шипов, а впоследствии — специальных  выступов, способных удержать вражеский  клинок. Такое перекрестие еще  долго останется плоским и  не возвышается над плоскостями  лезвия. Рукояти кинжалов делаются цельнолитыми с навершиями напоминающими  шляпку молодого белого гриба или  исполненными в форме простого кольца. Нередко навершия выполняются в  виде выразительных фигурок животных. Целый ряд исследователей видит  в этих фигурках истоки «звериного стиля» — характерной для грядущей эпохи раннего железного века манеры украшения элементов воинской экипировки, когда для этого использовались изображения фигур животных и  сцен их борьбы друг с другом.

 

Стремление создать универсальное  оружие, способное достать вооруженного кинжалом противника в ближнем бою  на недоступном для него расстоянии, привело к еще большему удлинению  клинков. Это оружие было одинаково  удобным и для всадника, и для  пешего. Длиннолезвийное клинковое  оружие позволяло применять многие фехтовальные приёмы. Все подобные изделия имели примерно одинаковое обоюдоострое лезвие с продольным ребром по оси симметрии (нервюрой). Рукояти  мечей и кинжалов остаются цельнолитыми и, хотя поверхность их нередко покрыта  орнаментом или литой имитацией  веревочной обмотки закрываются  деревянными обкладками и обшиваются кожей.  В сечении они имеют  форму скругленного бруска и удобно лежат в руке. Нередко у длинных  обоюдоострых мечей, как и у кинжалов, рукояти несколько наклонены  к одной из сторон, что делает их очень удобными для нанесения  рубящих ударов. Острия почти всех подобных изделий, найденных при  раскопках, обломаны.

Информация о работе Палеолитическое искусство