Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:37, реферат
Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей каменного века — современников мамонта.
В 1864 г. в пещере Ля-Мадлен (Франция) было обнаружено изображение мамонта на костяной пластинке, показавшее, что люди этого отдалённого времени не только жили вместе с мамонтом, но и воспроизводили это животное в своих рисунках. Спустя 11 лет, в 1875 г., были неожиданно открыты поразившие исследователей пещерные росписи Альтамиры (Испания), а за ними и многие другие.
Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́
История открытия
Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 году были обнаружены первые захоронения.
Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.
В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:
Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,
Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;
Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;
Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;
Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении
Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур[1][2]
Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);
Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.
Распространение
Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет — формация Синташта-Петровка. Фиолетовый цвет — захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет — соседние культуры (срубная, бактрийско-маргианская, афанасьевская).
Андроновская культура развивается
на базе ямной. Распространение андроновской
культуры происходило неравномерно[3].
На западе она доходила до района Урала
и Волги, где контактировала со срубной
культурой. На востоке андроновская
культура распространилась до Минусинской
котловины, частично включив в себя
территорию ранней афанасьевской культуры[4].
На юге отдельные материальные памятники
обнаружены в районе горных систем
Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан)
и Тянь-Шань (Киргизия) — в область
расселения дравидоязычных племен[]. Северная
граница распространения
Быт
В сибирских степях сложился
единый для всех андроновцев хозяйственно-
Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала.
Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таежной зоне.
Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.
Погребения производились
в ямах с каменными насыпями, иногда
окружались оградами из каменных плит.
Встречаются захоронения с
Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.
Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.
]Андроновская культура и индоиранцы
Андроновскую культуру, как правило, относят к индоиранцам[12], в генетическом плане являвшимся носителями гаплогруппы R1a[13]. Культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. На текущий момент она является самой древней из найденых колесниц в мире (на 300 лет старше месопотамской).
Судя по заимствованиям в финно-угорских языках, Е. А. Хелимский считает представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков[14].
Смену и ассимиляцию носителей индоарийского языка носителями восточноиранских языков Напольских соотносит с распространением культур валиковой керамики в финале андроновской эпохи.[15]
Ряд учёных отрицает принадлежность андроновской культуры к индо-иранской общности. Приводятся следующие аргументы:
В степи к югу от Амударьи
полностью отсутствуют
Л. С. Клейн (1974) и Брентьес (1981) отмечают, что андроновская культура является слишком поздней, чтобы дать начало распространению ариев до Митанни к XV—XVI векам до н. э. С другой стороны, Д. Энтони и Виноградов (1995) датировали колесницу в захоронении в районе Кривого Озера (Челябинская область) 2000 годом до н. э.
Дж. П. Мэлори указывает на сложность экспансии от Андроново до Северной Индии.
[править]Последующие культуры
Культура Синташта-Петровка
сменилась культурой Фёдорово (1400—1200
до н. э.) и Алексеевки (1200—1000 до н. э.),
также относящимся к
В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500—800 до н. э.). На западной границе андроновская культура сменяется срубной культурой, на которую также оказала влияние абашевская культура[16].
Первым историческим населением этой территории являлись киммерийцы и саки/скифы, что отмечается в ассирийских хрониках
30.КАрасукская и ирменская культуры
Минули годы, затих гул сражений, к пеплу родных кострищ постепенно возвращались из глухих лесных крепей, степных оврагов и прибрежных плавней рассеянные грозными пришельцами аборигены. Налаживалась мирная жизнь. И тем, и другим приходилось учиться жить вместе. Эпоха кровавых побоищ сменилась эпохой своеобразного обмена опытом. К началу 1-го тысячелетия до н. э. на просторах Сибири сложились новые самобытные культуры. Однако они были похожи друг на друга во многих проявлениях, обусловленных историческим родством с андроновскими племенами. Наступил поздний бронзовый век.
Одна из таких культур,
выявленная ранее других (в начале
XX века) в Минусинской котловине,
получила название карасукской (по раскопкам
могильника на речке Карасук). По мере
исследования археологических памятников
на сопредельных территориях (с похожими
глиняными сосудами и бронзовыми
изделиями) её наименование первое время
распространялось и на них. Но вскоре
выяснилось, что варианты карасукской
культуры являются самостоятельными образованиями:
в Западной Сибири, например, такая
культура получила название ирменской
(по раскопкам памятника близ одноименного
села на Оби). Тем не менее для
характерных предметов
Боевой нож. Колечко на рукояти под шляпкой навершия предназначалось для крепления темляка — специальной петли из кожи, в которую продевалась рука. Это свидетельствует о боевом назначении бронзового ножа, так как темляки всегда были принадлежностью оружия, а не бытовых предметов. Карасукская культура. Эпоха поздней бронзы. Случайная находка у пос. Арголик. Тыва. По Л. Р. Кызласову
. Обломок бронзовой рукояти
меча с полым грибовидным
Бронзовый меч карасукского типа. Как это нередко бывает с длиннолезвийным оружием, лезвие и рукоять повреждены. Стороны рукояти украшены орнаментом, основу которого составляет зигзаг. Найден при раскопках в Лагерном саду г. Томска. ТОКМ
Сложные луки эпохи поздней бронзы, как и тысячу лет назад, собирались из нескольких слоев древесины и снабжались роговыми концевыми вставками. Правда, к этому времени в их устройстве произошли некоторые изменения. Появляются луки, у которых концевые вставки имеют вырезы под тетиву не на одном ребре, как это было раньше у кротовцев, а на обоих. И вклеиваются эти роговые детали между внутренней и внешней планками кибити таким образом, что их плоскости как бы продолжают друг друга. Именно этот принцип крепления станет позднее определяющим для луков западно-сибирского типа. Подобное новшество несколько изменило форму оружия, его концы перестали столь сильно загибаться внутрь, а сама кибить с натянутой тетивой приобрела форму правильного сегмента. Такой лук был мощнее и надежнее. Стрелы же остались практически неизменными — они снабжались теми же наконечниками, что в андроновское и доандроновское времена. Это неудивительно. Простые в изготовлении и вместе с тем эффективные в бою, костяные наконечники просуществовали необычайно долго. Они были на вооружении практически у всех великих и малых завоевателей древности и средневековья, а на охоте применялись вплоть до XIX века.
В эпоху поздней бронзы
широко распространяются лёгкие метательные
дротики. По способу крепления наконечника
с древком они разделяются
на две группы: втульчатые и черешковые.
Первые насаживались на древко с помощью
уже знакомой нам круглой втулки,
вторые имели для этой цели заостренный
плоский черешок, который загонялся
глубоко в древесину несущей
части. Втульчатые наконечники были
крупнее черешковых, а конструкция
их пера (округлой листовидной формы)
продолжала традиции оружейного дела
эпохи развитой бронзы. С обеих
сторон втулки в плоскостях пера были
симметрично «прорезаны»
Копья отличались от дротиков лишь более крупными размерами и тем, что полукруглые отверстия в их пере снабжались по всему краю небольшими валиками — своеобразными рёбрами жесткости.
Рис. 44, а, б. Боевые ножи. Кривизна лезвия и наклон рукояти бронзовых ножей карасукского типа более всего напоминают устройство длинного рубяще-колющего клинкового оружия эпохи средневековья. а — Западное Забайкалье, по Ю. С. Гришину; б — Новосибирское Приобье. НГКМ
Фехтовальные копья эпохи развитой бронзы с листовидным, длинным, остро отточенным наконечником и короткие древком претерпели существенные изменения. Теперь они стали целиком отливаться из бронзы и превратились в кинжалы оригинальной формы: древко, как таковое, исчезло превратившись в бронзовый стержень, снабженный удобной рукоятью с прямым перекрестием, которое защищало рук; от удара.
Совершенствуя простые обоюдоострые
кинжалы, древние мастера удлиняли
клинки: некоторые из них достигаю
50 сантиметров в длину, приближаясь
к коротким мечам. Потребности боевой
практики привели к тому, что у
кинжалов появляется перекрестие —
вначале в виде небольших шипов,
а впоследствии — специальных
выступов, способных удержать вражеский
клинок. Такое перекрестие еще
долго останется плоским и
не возвышается над плоскостями
лезвия. Рукояти кинжалов делаются
цельнолитыми с навершиями напоминающими
шляпку молодого белого гриба или
исполненными в форме простого кольца.
Нередко навершия выполняются в
виде выразительных фигурок
Стремление создать