Основные этапы развития древней культуры восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:53, реферат

Краткое описание

Некоторые ученые высказывают мнение о том, что уже эпоха позднего палеолита (около 25 тыс. лет до н. э.) подтверждает существование на территории Украины определенного уровня культуры. Так, раскопки возле сел Мізинь (Черниговская область), Добраничевка (Киевская область) и Гонцы (Полтавская область) обнаружили жилья древних охотников. Эти дома были построены из дерева и костей мамонта, они имели вид палаток.

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития древней культуры восточных славян.docx

— 28.78 Кб (Скачать)

 

     
   

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 

Предки украинцев проживали на довольно обширной территории, которая имеет давнюю историю. Древние славяне имели тесные связи с различными народами древнего мира и их культурами. Современная наука различает следующие основные этапы развития культуры древних славян: мізинський, трипольский и черняховский. 
 
Некоторые ученые высказывают мнение о том, что уже эпоха позднего палеолита (около 25 тыс. лет до н. э.) подтверждает существование на территории Украины определенного уровня культуры. Так, раскопки возле сел Мізинь (Черниговская область), Добраничевка (Киевская область) и Гонцы (Полтавская область) обнаружили жилья древних охотников. Эти дома были построены из дерева и костей мамонта, они имели вид палаток. Были найдены кремневые орудия труда, небольшие статуэтки, отражающие образ матери и украшения из слоновой кости с геометрическим орнаментом. 
 
В тот период древние славяне научились добывать огонь, умели им пользоваться. Они не только производили, но и совершенствовали орудия труда. Человек из пещеры вышла жить в наземные здания, научилась строить жилье. Главным занятием была охота. Появляются примитивные религиозные верования, в частности магия, фетишизм, анимизм. Вместе с ними формируются элементы первобытного искусства. 
 
Находки культурных памятников старокам'яної суток (или так называемой мизинской культуры) встречаются и в других районах Украины, в частности в Киевской, Полтавской и Тернопольской области. Это показывает, что человек эпохи палеолита уже имела определенный уровень культуры. 
 
В период мезолита (около 15 тыс. лет до н. э.) тогдашняя человек способен была совершенствовать орудия труда, появились каменные топоры, молоты, долота, ножи, было изготовлено лук и стрелы, приручено собаку. Развивается рыболовство, жилые сооружения появляются на берегах рек и озер. В те времена совершенствуются формы организации первоначальной племенного сообщества людей, формируется матриархат, который становится основой общественного развития. Возникают более совершенные религиозные верования, в частности тотемизм и земледельческие культы. 
 
Для эпохи неолита (около 7 тыс. лет до н. э.) был характерным переход человека от собирательства и охоты к земледелия и скотоводства, совершенствуются орудия труда, развиваются гончарное искусство и ткачество, появляется элементарная культура возделывания земли и посева зерна. Все это существенно облегчало жизнь тогдашних людей. В эту эпоху значительно развилось орнаментальное шнуровое искусство, когда керамические изделия украшались прямыми линиями в виде шнуров, разрисованных белым, черным и красным цветами. Столовая посуда украшался жолобковими рисунками и пышно розмальовувався. 
 
В Украине высшего уровня развития в эпоху неолита приобрела трипольская культура (V-III тысячелетия до н. э.). Ее название происходит от села Триполье возле Киева, где киевский археолог В. Хвойка провел свои знаменитые раскопки. Развитие этой культуры длился более двух тысяч лет и охватывал не только новокам'яну, но и бронзовую и железную эпохи. Характерные особенности трипольской культуры такие. 
 
Во-первых, трипольцы вели хозяйство коллективно, основным источником их существования было земледелие и скотоводство. Не чуждались они охоты и рыболовства. 
 
Во-вторых, поселение возводились на открытых местах, без оборонительных сооружений. Они имели форму круга, середина оставалась пустой и использовалась как загон для скота. Дома строились каркасные, до 140 кв. м площади. Стены расписывались ярким орнаментом. Жилье было разделено на отдельные номера, которые предназначались для разных членов семьи. Дом отапливали сводной из глины печью. В ней могло проживать до 20 человек, а поселение, по подсчетам этнографов, насчитывало свыше 500 человек. 
 
В-третьих, трипольцы жили большими родами, которые возглавлялись женщинами. Исследования свидетельствуют, что общественным строем у них был матриархат. 
 
По-четвертых, наряду с высокой культурой земледелия и скотоводства в трипольцев на то время существовал большой интерес к искусству. Широкое распространение получило изготовление различных керамических изделий бытового назначения, в частности, горшков, мисок, кувшинов, декоративной керамики для украшения жилища. Эти изделия имели яркий декоративная роспись и привлекательный внешний вид. Их художественный уровень на то время был очень высокий. 
 
По-пятое, трипольцы имели достаточно развитые религиозные верования и погребальные обряды. В их жилищах найдено жертвенники, что имели форму равноконечного креста. Этот крест розмальовувався охрой и был украшен концентрическими кругами. Он находился на возвышении, а возле него располагались антропоморфные фигурки. Хрестовидні повышения служили местами жертвоприношений богам, которым поклонялись трипольцы. 
 
Трипольская культура имела широкую географию. Племена славян заселяли на то время Приднепровье, особенно густо был заселен правый берег Днепра, а также Приднестровья. Вторжение воинственных кочевников с Востока уничтожило трипольской цивилизации, несколько затормозило развитие ее культуры. Отдельные элементы культуры, а иногда и целые ее пласты были унаследованы другими народами, проживавшими в Украине. Они были сохранены, переосмыслены и развитые в культуре этих народов. 
 
Например, Родовой культ матери - образ из мудрейших женщины, которая возглавляла род, и культ Рожаницы - богини плодородия, а также обряды, связанные с поклонением Месяцу, сохранились в Киевской Руси вплоть до введения христианства. В более поздние времена из сокровищницы культуры, которая развилась на почве трипольской цивилизации, наши далекие предки унаследовали навыки ремесленников, технологию строителей, культуру земледелия. 
 
Трипольская культура интересна не только своей географией, но и тем, что в ней выражено расцвет, вершину первоначального земледельческого искусства, богатого космогонічним и мифологическим содержанием. 
 
Для развития украинской культуры характерен ее взаимосвязь с культурами соседних этносов, особенно речь идет о влиянии культуры народов Востока и Запада. Уже в эпоху бронзы (конец IV - нач. I тыс. до н. э.) массы людей были охвачены миграцией, поскольку они искали новых мест поселения. Происходит активная ассимиляция или местного населения, или пришельцев. В результате нарушается стабильность культурного процесса, возникает неокресленість границ тогдашней культуры, появляются новые элементы культуры. 
 
Создатели новой культуры по происхождению были разные. Часть из них принадлежала к индоевропейской общности. Индоевропейцы, по мнению известного историка О. Прицака, принесли на территорию Украины важные культурные элементы: в общественной сфере - патриархат, в духовном - культ Солнца, флективну язык (язык, для которого свойственно образования грамматических форм слов путем изменения их окончаний или звуков основы). 
 
Вторая часть создателей асимільованої культуры принадлежала к племен так называемых "шнуровиків" которые пришли с севера, то есть из стран Прибалтики и Центральной Европы. Произошло смешение двух этносов и их культур. В этот период, получивший позднее название "Триполье", культура восточных славян претерпит существенных изменений: земледельца заменил всадник, мирного жителя - воин, вола - конь и т. д. Поселение выносятся на высокие отвесные береговые массивы, они окружаются рвами, поселок приобретает признаки городища. Меняется характер жилья, сводятся маленькие дома или полуземлянки, вместо печи используется открытый очаг. Изменения происходят в системе хозяйства, резко увеличивается поголовье лошадей, что усилило скорость передвижения и военную мобильность. 
 
Развитие бронзового литья, возникновения поливного земледелия, появление кочевого скотоводства, совершенствование орудий труда, рост общественного продукта выдвинуло потребность в охране общественного богатства. Основной фигурой тогда становится воин на коне, главным оружием - лук и стрелы. Происходит милитаризация общества. Деградирует искусство, в частности керамическое производство, теряется его техническая и художественная совершенство, расписная керамика исчезает, орнамент упрощается. Все это привело к упадку культуры восточных славян. В то же время, как отметили некоторые западные ученые, трипольская культура обогатила Западную Европу. 
 
Следующим этапом формирования культуры восточнославянских племен была скифская культура (VI-II вв. до н. э.). Из многочисленных иранских племен наиболее культурных памятников оставили в Украине скифы. Исторически это название охватывала многие местных племен южных районов Восточной Европы. В южной Право - и Левобережной Украине осталась большая культурно-художественное наследие скифской эпохи. Найдено большие городища, где были насыпаны курганы, окруженные глубокими рвами или высокими валами. В них хоронили скифских царей, вельмож и воинов. 
 
Раскопки показали, что с покойником клали его оружие, драгоценности и бытовые вещи, забитых лошадей и слуг. Скифское искусство обогатило славянскую культуру, в частности - жилищное строительство. Известный исследователь украинской культуры Г. Семчишин справедливо полагает, что скифское искусство было одним из источников славянского культурного наследия. 
 
На культуру скифов значительно повлияли традиции античного мира, непосредственно - города-колонии на побережье Черного и Азовского морей. В VI в. до н. э. на колониальных территориях возникают греческие города-полисы: Ольвия - на берегу Буго-Днестровского лимана; Тирас - в устье Днестра; Пантикапей - на месте современной Керчи; в V в. до н. э. был основан город Херсонес возле современного Севастополя. 
 
Возникновение греческих колоний существенно повлияло на экономическое и общественное развитие скифских племен. Древняя Греция стала постоянным рынком сбыта продуктов скифского хозяйства: зерна, скота, кожи и т.д. Часть кочевников осела вблизи городов и стала заниматься земледелием и ремеслами. Развивается гончарное и ювелирное искусство, украшения изготавливаются из штампованного и кованого золота, возникает сложная технология изготовления цветной эмали, черненого серебра. Греческая колонизация Причерноморья способствовала включению культурной традиции восточных славян до эллинского культурного поля. 
 
В скифском обществе утверждается рабовладение, развивается государственность, возникает Скифское царство, территория которого находится от Дуная до Дона (VI-IV вв. до н. э.). 
 
Когда к границам скифского государства приблизились пределы Римской империи, скифская культура претерпела существенного влияния римской. Например, на левом берегу Днепра возле м. Залещики найдены следы укреплений римского императора Траяна. С того времени, как римский легионер вступил на землю скифского государства, завязываются торговые и культурные связи между двумя странами. Это подтверждается археологическими находками сокровища римских монет в г. Киеве, а также стеклянной посуды и эмали римского происхождения. 
 
Скифские племена, как пишет Г. Брайчевский, составляли особую этническую группу, родственную с иранцами, фракийцами, балтами, славянами, но не тождественное с этими этносами. Древний историк Геродот (VI в. до н. э.) описал социальную дифференциацию скифского общества. По его мнению, оно делилось на три общественные группы: царских скифов, скифов-воинов, заселявших причерноморские степи и занимались скотоводством, и скифов-земледельцев, которые жили в основном в лесостепной зоне Поднепровья. 
 
Все это свидетельствует, что в Скифии имело место социальное и имущественное расслоение общества. Так, в раскопанной могиле, возле города Майкоп, при покойном скифском вельможи найдено предметы, изготовленные из золота, серебра, меди, украшенные изображением зверей и орнаментом, напоминающим ландшафт Кавказских гор. Каждый общественный слой исходил от одного из сыновей первого скифа Таргитая и имел свой священный атрибут. Для воинов атрибутом была боевой топор, для царей и жрецов - чаша, для земледельцев - плуг и ярмо. По скифской мифологией, эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом поклонения. Скифское общество подверглось влиянию индоиранских культурных традиций. 
 
В историю скифы вошли как ловкие всадники, что имели достаточно мощную "варварскую" государство и большую армию. Их отношения с соседями не всегда были дружественными. Могущество скифского государства взорвали персы, особенно обессилила их поход царя Дария. Довершил разгром этой империи персидский царь Антей и македонский царь Филипп - отец Александра Македонского. Окончательно скифское государство была уничтожена готами. После этого скифы растворились среди других племен и были ассимилированы ними. 
 
Скифская культура представляет собой синкретический сплав культурных традиций скифского общества, что своими корнями восходят к медного века, и античной культуры греческой цивилизации. Подтверждением этого служит скифская керамика, украшенная тисненым геометрическим орнаментом, и декоративное искусство скифов, основой которого является анималистический стиль, то есть изображения животных. 
 
Шедеврами скифского искусства есть рисунки на известных вазах с Гаймановой и Чертомлыкской могилы; гребень с Солохи и пектораль из Толстой могилы. Художественный облик имеют скифские каменные статуи с изображением воинов. Оригинальное памятка скифской скульптуры - изображение бога Папая, что найденное на Лысой горе в Днепропетровской области. От скифов, по мнению А. Прицака, украинцы унаследовали некоторые элементы одежды (белую рубашку, сапоги, островерхую казацкую шапку), отдельные детали вооружения (сагайдак, пернач), позаимствовали отдельные слова. 
 
Некоторые ученые считают, что скифы были смелыми, храбрыми и способными воинами-всадниками, но плохими ремесленниками. Их художественные произведения исполнялись в основном иностранными мастерами, в частности греческими. Существует точка зрения, что культура скифского периода имеет мифологический характер. При этом некоторые ученые опираются на миф о происхождении скифов, что записан Геродотом. В мифе говорится, что "на берегу Бористена от скифских богов Папая и Апи - дочери Бористена родился первый скиф Таргитай (или Таргітаон). Таргитай имел трех сыновей: Іпоксая, Арпоксая и Колаксая. Папай подарил внукам золотые плуг, ярмо, топор и чашу, которые упали с неба. Подошел к золоту старший сын - оно загорелось, затем средний - снова загорелось, лишь младший сумел взять те вещи холодными и поэтому стал за главного царя над скифами". Для скифской культуры, в частности для искусства, свойственная мифотворчество, но эта черта характерна и для культур других народов. 
 
Выяснилось, что осмысления окружающего мира основывалось на мифологическом мышлении. Для выражения мифологической картины мира необходимые символические знаки и образы, которых у скифов не было. Они заимствуют символику в культуре других народов, но осмысливают ее по-своему. Это приводит к возникновению так называемого звериного (анімалістичного) стиля в скифском искусстве. Впоследствии этот стиль становится достоянием не только украинской, но и европейской культуры. 
 
Скифы имели свой пантеон богов. По данным Геродота, особым уважением у них пользовались семь главных богов. Первое место занимала Табити - богиня огня и стихии. Она считалась самой священной во всех древних индоиранских народов. На втором месте было чествование супружеской пары Папая и Апи - богов неба и земли, что считались прародителями людей и создателей всего земного мира. Третье место в пантеоне скифских богов занимали четыре божества, которые считались покровителями всего земного мира. Их имена неизвестны. Один из этих богов имел вид старинного железного меча, Геродот рассказывает, что скифы в честь этого бога строили с веток огромный алтарь, на вершине которого ставили рівнокінечний крест, и приносили этом в жертву богу домашних животных и каждого сотого пленного. 
 
Следующим этапом развития культуры древних славян была так называемая черняховская культура, которую археологи датируют от II до V в. н. э. Этот период в истории Украины характеризуется учеными как культура антов. Впервые на исторической арене анти появились в период наступления тюркского-монгольских племен на Европу. Разгромив готов (375), p. анти завладели Украиной и расселились по всей ее этнографической территории в нынешних границах. Анти занимались хлебопашеством. Они жили отдельными родами, которые образовывали "город" для совместной обработки земли и борьбы с врагами. Это, очевидно, было территориальное объединение вроде хуторов или горных карпатских сел XIX ст. Впоследствии вокруг города вырастали "остроги" как торговые центры, в которых поселялись купцы и ремесленники. Оседали в этих местах и богатые люди. Этнографической науке известно более двух тысяч таких поселений. 
 
Анти были храбрыми воинственными племенами, они вели долгие войны с византийским царством и многое позаимствовали культурных ценностей других народов. Общественно-политический строй антов напоминал демократию греческого типа. Так, византийский историк Прокопий Кесарийский писал, что "славянами и антами не правит один человек, но издревле живут они общественным правлением, и так все дела, добрые или злые, решают сообща". Племена антов часто не жили в согласии между собой, но во времена опасности выбирали талантливого полководца или князя и тогда авторитет его власти признавал весь народ. Постепенно расширялись культурные и экономические отношения антов с другими народами, в том числе и с Византией. Некоторые ученые, в частности Г. Семчишин, считают, что анти были непосредственными предками праукраинцев. 
 
Культуру антов характеризуют находки в могильниках у с. Зарубинцы, а затем примерно с. Черняхов на Киевщине. Так называемую зарубинецьку и черняхивская культуры характеризует керамическое искусство, которое имеет определенные особенности. Керамика зарубинецкой культуры производилась в основном вручную и имела черный цвет, а керамика черняховской культуры производилась с помощью гончарного круга и имела серый цвет. 
 
Наиболее ценным, по мнению археологов, оказались находки у с. Черняхов, где было раскопано 250 захоронений. Оказалось, что в одних могильниках были похоронены сожжены покойники согласно обычаю древних славян, а в других - покойника закапывали в могиле. Последний способ захоронения, по мнению некоторых историков, был позаимствован у византийских христиан. 
 
В раскопанных могильниках была найдена керамика, кувшины, миски, костяные гребни, упряжь, бусы и другие украшения. В нескольких городищах были найдены обугленные останки проса и пшеницы, что указывает на достаточно высокий уровень земледельческой культуры антов, в других городищах найдено склады вооружений, что подтверждает высокий уровень военной культуры антов. 
 
В жизни антов важное место занимало искусство: одежда мужчин и женщин был украшен вышивкой, девушки носили ожерелья, венки, орнаментом прикрашувались бытовые вещи и оружие. Поиск сокровищ в окрестностях среднего Днепра, в частности Мартыновского клада, показала, что золотые, серебряные и бронзовые украшения інкрустувались самоцветами. Раскопки археологами сотен поселков и городищ антской суток свидетельствуют, что Правобережная Украина от Киева до Карпат была густо заселена праукраїнськими племенами, которые имели высокий уровень культуры. Эта культура формировалась на протяжении веков под влиянием традиций местных народов, особенно тех, что жили в поле греческой культуры Причерноморья. Она имела самобытный характер и стала основой формирования культуры Киевской Руси.

 


 


Информация о работе Основные этапы развития древней культуры восточных славян