Восточные славяне в древности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 21:42, реферат

Краткое описание

Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Оглавление

1). Источники, сообщающие о происхождении славян.
2). Взгляд на происхождения славян в современной науке.
3). Племенные союзы восточных славян и их расселение.
4). Хозяйственная деятельность.
5). Процессы социальной дифференциации.
6). Быт и верования:
1. Община.
2. Жилище.
3. Нравы//отношение к женам.
4. Верование: язычество.
7). Соседи восточных славян.
8). Литература.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

                                                      

                                                        

                                                      План:        
 

1). Источники, сообщающие о происхождении славян. 

2). Взгляд на происхождения славян в современной науке. 

3). Племенные союзы восточных славян и их расселение.  

4). Хозяйственная деятельность. 

5). Процессы социальной дифференциации. 

6). Быт и верования:

                    1. Община.

                    2. Жилище.

                    3. Нравы//отношение к женам.

                    4. Верование: язычество. 

7). Соседи восточных славян. 

8). Литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Источники, сообщающие о происхождении славян. 

   Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

    Информацию  о жизни и быте восточных славян дают не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX – X вв.: Ибн – Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др.

    О  славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь ввиду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они не полны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследованиях истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно не достаточно.

    На  помощь приходят современные  науки ( определения взяты из: Истории России для старшеклассников  и абитуриентов. – Т.1 – Л.М  Пятецкий. – М: Московский Лицей, 1998. – 432 с.):            

     а)  Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности   людей – вещественным (археологическим) памятникам. Археологические исследования охватывают поселения, форму быта, уровень развития хозяйства, процесс разложения первобытнообщинного общества (выделение воинов  и вождей), религиозные представления, границах племен, их передвижениях, взаимоотношениях и т.п.

    б)  Лингвистика (от лат.  lingua – язык) – наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.

    в)  Топонимика  (от греч.  topos – имя и onyma – имя, название) – наука, изучающая имена собственные, представляющие названия географических пунктов, позволяет установить ареал ( площадь, пространство) народа в разные периоды его исторического существования и определить языковую принадлежность его соседей.

    г)  Этнография – (от греч.  ethnos – племя народ и … графия) – это наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение ( этнография) и культурно – исторических взаимоотношений народов. 

  
 
 

       

            Взгляд на происхождения славян в современной науке. 

     Предыстория  восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян, в результате своего культурного сближения дали славянство. И корни этого процесса археологами прослеживаются с III тыс. до н. э. Тогда племена предков протославян жили еще материнским родом, но уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано- Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение известных «трипольских» племен  – III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.

     На  рубеже III-II тысячелетий до н.э.  у этих племен состоялся переход  от неолитических орудий к  обработке бронзы, к плужному  земледелию. Развитие скотоводства  привело к повсеместной борьбе  за стада и пастбища. Складывается  патриархальный род. Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров», расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги и достигли южных участков Балтийского побережья. Предки балтов, славян и германцев в то время еще не были так разделены между собой. Около XV в. до н. э. движение их племен остановилось. И эти территории были заселены различными этническими племенами с различным уровнем социального и культурного развития.       Население с культурой славянского типа в конце II тыс. до нашей эры благодаря плужному земледелию добилось существенных хозяйственных результатов. В  I тыс. до н. э. экономическая и культурная жизнь находилась уже на заметно высоком уровне. Произошел переход к обработке железа. И этот период характеризуется многообразием культурных особенностей у отдельных предков славян.

    С  конца I тыс. до н. э. до VI-V вв. н. э. – начало праславянского  периода. В этот период устанавливается  культурная, а также языковая  общность при известном племенном своеобразии. Именно в этот промежуток времени, а точнее с VIII в. до н. э., внимание первых историографов все чаще стали привлекать южные районы Восточной Европы и западная окраина Великой степи, где эллино-азиатские этносы вошли в соприкосновение с кочевыми скифами. Это коснулось и истории славянского этноса. Восточная группировка праславян – обитатели междуречья Днестра и Днепра  - оказывается оторванной от основного этнокультурного массива славян и попадает в ареал скифской культуры (сер. I тыс. до н. э.). Так значительная часть праславян была включена в орбиту скифского объединения и подвергалась их влиянию. Здесь уместно вспомнить описания, которые оставил Геродот о «скифах-пахарях (земледельцах), именуемых сколотами. Рядом исследователей подразумевается, что это и есть праславяне. Археологически и местопребывание соотносится с подольской и милоградской культурами. Скифская культура разорвала непрерывность праславянской тшинецкой культуры. Когда скифское господство рухнуло в результате войн, меньше всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Среднего Днестра и Днепра. Именно они сравнительно быстро освободились от скифского господства, хотя влияние последних в среде славян укоренилось надолго. Находясь в тесном контакте с западными соседями, эта часть славян быстрее всего возродила традиции праславянской культуры, что нашло отражение в пшеворской (на западе) и зарубинецкой (на востоке) культурах в 1-й четверти I тыс. до н. э. Стадия праславянского единства продолжалась. Племена, оставившие зарубинецкие древности, в этот период составляли огромный массив, распространяясь в пределах украинской лесостепи  и по ее северной периферии. В дальнейшем, через несколько столетий, их потомки сыграют решающую роль в формировании, по Начальной летописи, восточнославянских группировок. Но до этого им пришлось пройти большой путь развития, историческая протяженность и трудность которого были обусловлены событиями начавшейся эпохи «великого переселения народов» - эпохи гуннского нашествия IV- V века н. э. во многом изменили этническую евразийскую карту.

    В отличии от своих южных соседей – скифов, фракийцев, кельтов, в среде которых еще во второй половине I тысячелетия до н. э. возникла государственность, праславянские зарубинецкие племена не вышли пока за границы первобытного строя жизни. Однако, судя по археологическим данным, уже четко отмечается, что они распадались на ряд локальных группировок. В их среде выделяется отдельная семья, а несколько таких семей составляют территориально-соседскую общину, т. е. социальную организацию, которая возникает в момент распада первобытно общинного строя и формирования новых предгосударственных образований. 

     Представляется, что после того, как в середине I тыс. до н.э. под ударами гуннов рухнули западно- славянские оседлости (Черняховская археологическая культура), потомки носителей зарубинецкой культуры, жившие севернее их и менее подверженные разрушению, стали расселятся на юг, причем эта волна расселения была более мощной, чем некогда на север. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславянские группировки, объединившие известные по летописи северян, полян, бужан и уличей, в третей четверти I тыс. н. э. создают одно из древнейших восточнославянских объединений, получившее в источниках наименование «Русская земля», в которую не вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов) и хорватов.

    В сложных условиях формировались северные восточнославянские племена вятичей, кривичей, словенов новгородских. Они так же были потомками зарубинецких племен, однако включали в себя элементы как славянские, так и балтийские.

    Вопрос о том, откуда и какими путями продвигались славяне, осевшие в Новгородской земле с середины I тыс. н. э., на археологическом материале, как утверждает В. В. Седов, пока не может быть решен. Можно утверждать, что обширные пространства Верхнего Поднепровья и Полоцко-Витебцкого Подвинья вплоть до VII в. были заселены племенами днепровских балтов. Отметим немаловажный факт, что славяне, расселившиеся в бассейне озер Ильмень и Псковского, какое-то время были отрезаны от основной массы славянства. Подобная картина расселения славян наблюдается в начале средневековья и в некоторых других районах Европы (Седов,1989).

    В VI-VII вв., можно сказать, завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтническими племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членение единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования.      
 
 
 

             Племенные союзы восточных славян и их расселение.  

 

     Лучше (так как реально) выучить эту тему из Справочника по истории России с древнейших времен Л.М Пятецкого, изд-во Московский лицей: М. – 1994.:

   

    «По среднему течению Днепра, т. е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян – уличи; к северу от полян, по левому берегу Днепра и по Десне – северяне; по верхнему течению Днепра и по Западной Двине – кривичи; по берегам Припяти – древляне; к Северу от Припяти до Западной Двины -  дреговичи; по рекам Оке и Москве – вятичи; в междуречье Днепра и Десны – радимичи; вокруг озера Ильмень – ильменские славяне (словене)» 

                          

                                        Хозяйственная деятельность. 
 

    Условно хозяйственную деятельность можно разделить на:

    1. Земледелие.

    2. Собирательство (мед диких пчел (бортничество) и ягоды, воск) .

    3. Охота  на зверей.

    4. Скотоводство (коровы, свиньи овцы, козы, лошади).

    5. Рыболовство.

    6. Ремесло  и торговля. 

    О  Земледелии стоит сказать отдельно. 

    Доказательства:

    При  раскопках В старой Ладоге, Новгороде и др. городах (в слоях VII – VIII) обнаружены семена злаков (рожь, пшеница ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы), а также технические культуры (лен и конопля). 

    Системы  земледелия:

 

    а)  подсечно-огневая.

   

    Место – север, районы густых таежных лесов.

    Суть – в первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Участка хватало на два – три года, потом земля истощалась.

    Основные орудия труда – топор-мотыга, заступ и борона-суковатка. 

    б)  перелог. 

    Место – южные районы.

    Суть - земли плодородны, следовательно, могли засеиваться два-три года. С истощение переходили («перекладывались») на новую землю.

    Основные орудия труда – рало, а в последствии – деревянный плуг с железным лемехом. 

    Серпами  славяне жали хлеба. Размывали  зерно каменными зернотерками  и ручными жерновами.

   

                                                             Охота:

   Добыча: лисы, зайцы, медведи, птицы и т.д.

    Орудия: стрелы, рогатина, копье с железным наконечником, секира (тяжелый топор).

                                          

Информация о работе Восточные славяне в древности