Основные черты права в древних Афинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития Афинского государства, скотоводство стало уступать место земледелию. Ремесло, достигшее высокого развития, так же начинает отделяться от земледелия, превращаясь в особую, самостоятельную отрасль хозяйства.
Труд пастуха, земледельца и ремесленника окружен почетом. В противоположность этому, занятие торговлей считается позорным. Аристократические семьи получают наибольшую и наилучшую часть военной добычи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. Источники права Афин. 4
ГЛАВА II. Отрасли права Афин. 7
1.Право собственности 7
2. Обязательственное право 9
3. Семейное и наследственное право 11
4. Уголовное право 14
5. Процессуальное право 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Файлы: 1 файл

KURS.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


Оглавление.

 

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Источники права Афин.

ГЛАВА II. Отрасли права Афин.

1.Право собственности

2. Обязательственное право

3. Семейное и наследственное право

4. Уголовное право

5. Процессуальное право

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ.

 

      В процессе развития Афинского государства, скотоводство стало  уступать место земледелию. Ремесло, достигшее высокого  развития, так же начинает отделяться от земледелия, превращаясь в особую, самостоятельную  отрасль хозяйства.

Труд пастуха, земледельца и  ремесленника  окружен  почетом. В противоположность этому, занятие торговлей считается позорным. Аристократические семьи  получают наибольшую и  наилучшую  часть  военной добычи. В их собственности находятся огромные стада. Народная масса состояла из свободных земледельцев, живших патриархальными семьями в соседских (территориальных) общинах и  совместно владевших землей. Каждая семья получала  по жребию  определенный  надел, с которого кормилась и отправляла, повинности.  Дома и орудия труда перешли  в частную  собственность этих семей и  передавались  по  наследству детям.

     Социальное расслоение  проникло и в сельские общины.  Появились многонадельные и безнадельные общинники, а также батраки-феты. Власть осуществляется  в этот  период  народными  собраниями, советами старейшин и базилевсами — племенными вождями. Базилевс был  военным  вождем, он осуществлял суд (в присутствии народа), выполнял жреческие функции. Главной обязанностью  базилевса,  главным  отличительным  признаком  его власти  является  военное  предводительство.  Вместе с  советом  других старейшин, каждый из которых является военным предводителем, и с народным собранием, каждый член которого является ещё и воином, все эти власти создали в своей совокупности такую форму первобытной демократии, которую Маркс и Энгельс называют военной демократией. «Мы видим таким образом, в греческом строе героической  эпохи, еще в полной силе древнюю родовую организацию, но, вместе с  тем, уже и начало подрыва ее».[1]

Все эти перемены делали неизбежным появление  особой  публичной  власти, которая  была  бы  способна  оградить  сложившиеся  отношения  от   традиций родового строя, обеспечить безопасность накопляемых богатств,  гарантировать послушание рабов. Для этого  требовалось  создать  такие  средства  насилия, каких родовой строй не имел и не мог иметь. Этой новой  и  особой  публичной властью явилось государство.

  

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА I. Источники права Афин.

 

Основным источником афинского права в  период  расцвета  демократии  был закон. Официальная теория  связывала  строгое  соблюдение  законов  с  самой сутью демократического правления.  «Если  в  государстве  будут  соблюдаться законы, этим самым сохраняется и демократия»,— писал  один  из  политических деятелей  Афин  Эсхин.  «В  гражданской  присяге,  которую  принимал  всякий молодой афинянин  по  достижении  совершеннолетия,  говорилось:  «И  я  буду слушаться властей... и повиноваться установленным законам...  И,  если  кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу  этого,  но буду защищать их один и вместе со всеми»».[2]

Помимо многочисленных законов, принятых  народным  собранием,  в  Афинах существовали и более или менее  систематизированные  своды  законов.  К  ним относятся законы  Драконта, относящиеся к VII  веку  до  н.э.  Известны  они своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же  наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

Вместе с тем законы Драконта ограничивают кровную месть, установив,  что ответственность за  убийство  не  должна  распространяться,  как  в  прошлые времена, на род убийцы  –  отвечает  сам  виновный.  Узаконивается  практика примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа. Законы Драконта различают умышленное убийство и  неумышленное,  назначая за последнее не смерть, а изгнание (без конфискации имущества),  т.е. такое же  наказание,  какое  назначалось  за  причинение телесных   повреждений.

Законодатель освободил от ответственности убийцу,  если  его  действия  были вызваны самообороной. Подстрекатель был  объявлен  столь  же  ответственным, сколь и исполнитель. Что касается суровости наказаний,  назначаемых  за  кражу,  то  за  этой суровостью  скрывается исторически объяснимое стремление собственников оградить свое имущество от  пережитков  первобытного  коллективизма.  Законы Драконта не представляют в этом отношении исключения из общего правила.

При Солоне законы Драконта  были  отменены,  за  исключением  нескольких постановлений  об  убийстве. С тех пор афинское  право   оставалось несистематизированным.  Значительная  часть  его  была,  как  и  в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд,  гелиэя  могла  создавать  каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением.

Законы фиксировались на  деревянных  досках  или  на  камнях,  доступных лицезрению каждого.

К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона  до  нас  не  дошли  в подлиннике и целиком. Они известны по тем сообщениям, которые  содержатся  в произведениях древних авторов.

Оставаясь в течение ряда столетий не  кодифицированным,  афинское  право страдало массой  противоречий;  формально  действующим  считались  и  такие законы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот,  многие новые отношения не были урегулированы  правом.  В  силу  этих  обстоятельств верховный суд Афин — гелиэя — мог руководствоваться  не  только  законами  и обычаями страны, т. е. ее писаным  и  неписаным  правом,  но  и  убеждением, создавая норму права своим решением.

Говоря об обычае,  имеются  в  виду  те  нормы  права,  которые,  будучи известны с древнейших времен,  оказались  по  ряду  причин  не  записанными. Многие из них носили сакральный, т. е. священный, характер  и  относились к делам  культа,  религиозным  преступлениям,  семейным   отношениям и пр. «Судебный оратор Лисий сообщает, например, что Перикл советовал применять  в делах о религиозных преступлениях не только писаные законы, но и  неписаные, на основе которых жрецы дают свои разъяснения».[3]

Свободы  совести  в  Афинах  не  было.  Несоблюдение религиозных правил и запретов строго каралось.

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Отрасли права Афин.

 

1.Право собственности

 

Со времен Солона, предоставившего гражданам  свободу  завещания  (вместо ранее  существовавшего  права  родового  наследования),   институт   частной собственности в том виде,  в  котором  он  существовал  в  рабовладельческом обществе, получает в Афинах  полное  развитие. 

Собственник  имущества  имел безусловное право распоряжения своей землей, скотом, рабами, орудиями  труда и другими вещами во  всех  дозволенных  законами  формах.  Широкое  развитие денежных отношений позволяло накоплять огромные состояния.

О прежней  эпохе,  когда  частной  собственности  еще  не  существовало, напоминают  только  названия  земельных  участков  (клерос,   как   они назывались, означало в точном значении — жребий, то, что  получено  от  общины по жребию) да еще  обычай  литургий.  Последний  заключается  в  обязанности богатого гражданина устраивать за  собственный  счет  празднества,  шествия, театральные представления и пр.

В этом  обычае  нельзя  не  видеть  своеобразного выкупа, который

разбогатевший член общества  должен  был  платить  за свое  право  владеть большим достоянием, чем другие, за  право  неравенства имуществ.     

Литургии налагались  в  соответствии с имущественным положением  лица,  ибо  одни  из них требовали больших,  другие  меньших  расходов.        

Обязанное  лицо  могло переложить литургию на другого, которого  оно  считало  более   богатым,   а если тот  отказывался,  —  предложить   ему   обменяться  имуществом.  Такие сделки действительно происходили.

В зависимости от имущественного положения определялись и  суммы  прямого налога, падавшие на граждан. В этом  случае  каждый  гражданин  должен  был заявить под страхом ответственности за ложное  показание  о  составе  своего имущества.

Весьма  возможно,  что  характер  афинского   обложения   был   причиной юридически  санкционированного  деления  собственности  на  две  категории: видимой и невидимой. К первой относилось то,  что  было  доступно  обозрению соседей:  дом,  поле,  скот,  рабы  и  т.п.;   к   невидимой   собственности причислялись   главным  образом деньги, которые  было   возможно  запрятать, держать у родственников, отдать взаймы и т. д.

Суровыми мерами афинское право защищало  частную собственность  граждан.

Достаточно  сказать,  что  воровства наказывалось,  как  правило,  смертной казнью. Для исков о нарушении права собственности были установлены  определенные формы. Строго охранялась не только собственность, но  и  всякое  правомерное владение. Нарушение владения влекло  за  собой,  помимо  возмещения  убытков потерпевшему, уплату штрафа государству.

Активную роль в хозяйственной деятельности Афин играло само государство. В его непосредственной собственности находились рудники, корабельные  верфи, пахотные земли и пастбища, строения и другое  имущество.

Все это, за исключением общественных и  культовых зданий, передавалось  в аренду частным лицам. Государство  осуществляло  контроль  за  хозяйственным состоянием арендованного имущества, за  ввозом  и  вывозом,  судостроением, за состоянием торговли на рынках.

Правовое  регулирование  имущественных  отношений  достигло   в   Афинах относительно  высокой  ступени  развития.  При  всем  том  Афины  так  и  не выработали определения права собственности, как это сделали римские  юристы.

Нет еще и такой терминологии, которая выражала  бы  с  достаточной  ясностью различие,  существующее  между  фактическим  господством  лица   над   вещью (владением) и правом собственности на  нее  (хотя,  конечно,  и  ораторы,  и писатели  Афин  прекрасно  различают  юридическую  неоднородность  указанных отношений).

2. Обязательственное право

  

     Обязательства,  имеющие  юридический  характер, т. е. урегулированные

правом и, следовательно, связанные с возможным принуждением обязанного  лица к совершению определенных действий или воздержанию от них, возникают из:

    1) договоров, заключенных между сторонами;

   2) правонарушений — деликтов, — в результате которых  определенное  лицо или лица понесли материальный или иной ущерб.

     Афинское право хорошо различало оба эти обстоятельства. Договорные отношения получили в  Афинах  широкое  развитие. Источники указывают на многочисленные сделки с землей и прочим имуществом,  на  весьма развитые  арендные  отношения,  на  существование  договоров  займа,   найма недвижимости и  рабов  и  т.  п. 

Основная  масса  договоров  заключалась  в письменной форме. Никаких особых  формальностей  (за  исключением  некоторых особых случаев)  не требовалось.  Одно это свидетельствует  о  настолько развитых  имущественных  отношениях,  что  под  их  влиянием  право   сумело

освободиться от всякого рода  стеснительных  условий,  характерных  для  его начальной стадии  (вроде  клятв, обязательного   присутствия    свидетелей, совершения   религиозных  обрядов  и  прочего,  без  чего  сделки  считались недействительными).

Со времени  Солона  ушла  в  прошлое  долговая  кабала, последнее  архаическое средство, с  помощью  которого стремились  обеспечить прочность договора и  гарантировать  арендодателю  и  ростовщику  выполнение обязательств их контрагентами.

Право послесолоновское  знает  иные  средства обеспечения обязательств и среди них главным образом:

1) залог;

2) задаток;

3) поручительство.

Залог был обычным средством обеспечения кредитора за взятые у  него  в заем деньги.Предметом залога служили как движимые, так и недвижимые вещи должника.

Первые, т. е. всякого рода ценности, в том числе одежда и  утварь  должника, переходили, как правило, на хранение к кредитору,  и  последний  должен  был возвратить их при уплате долга.  При  неуплате  долга  кредитор  имел  право продажи заложенных вещей и присвоения той части  вырученных  денег,  которая ему следовала.

Гораздо большее значение в экономической и социальной жизни Афин  имел залог недвижимостей, одной из наиболее применяемых форм  которого  была  так называемая ипотека. Возникновение ипотеки  относится  еще  к  досолоновскому периоду. Солон не только сохранил ее, но и  упрочил,  превратил  в  основную форму обеспечения займа. Сущность  ипотеки состояла в том, что должник закладывал  кредитору свою землю, но  с  тем  условием,  что  до  момента уплаты долга (как он определен  договором)    земля эта остается во владении  должника и последний сохранят    возможность работать на ней и извлекать в свою пользу приносимый ею доход. Однако, если в  указанный в договоре  срок,  долг  не  был  уплачен,  заложенная  земля  переходила  в собственность кредитора. На заложенной земле ставился закладной  камень,  на котором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму.

Информация о работе Основные черты права в древних Афинах