Основной источник Древнего Римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:19, реферат

Краткое описание

Шпаргалка по теме "Основной источник Древнего Римского права"

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………

1.Источники римского права древнейшего периода……………………………

2.Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права…..

Заключение…………………………………………………………………………...

Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

12 таблиц.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………… 
 
1.Источники римского права древнейшего периода…………………………… 
 
2.Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права….. 
 
Заключение…………………………………………………………………………... 
 
Список использованной литературы……………………………………………... 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и в древнем мире в целом.

Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем, тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более подробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной представляется следующая периодизация истории римского права.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. —III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. 

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В этой связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса.  
 
1. Источники римского права древнейшего периода.

 

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит формирование религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т. д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Тулия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией  и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как  патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие(около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц.  
 
2. Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права.

 

Начало  республиканского периода  ознаменовалось событием, для всего  дальнейшего  римского право - развития чрезвычайно  важным - именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием  законов XII таблиц. Свое  название Законы получили в связи  с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской  площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские. Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней  нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них  этапом в борьбе за уравнение с  патрициями.

Законы XII Таблиц не сохранились. Текст  их реконструирован  с достаточной  достоверностью по произведениям римских юристов  и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права  Гая (II в.). Как распределялись по отдельным  таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и  в основном по традиции. Предположительно, что каждая таблица была посвящена  одному из наиболее важных предметов  правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.

По  содержанию Таблицы распределяются следующим образом: о вызове в  суд, о завершении судебных дел, об ответственности должника, о семейных и наследственных делах, о приобретении вещей, о пользовании земельным участком, о наказаниях за ущерб, об общественных делах, о порядке при похоронах. ХI-ХII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу, касаются они в основном общегородских  дел и отношений между сословными группами населения древней общины.

Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов не сохранился, однако его фрагменты часто приводились в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения  Законов XII таблиц в настоящее время  нередко ставится под сомнение. В  самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно  об уравнении в правах патрициев  и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. 

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

В законах были очевидны заимствования  из греческого права. К числу таких  законов,  можно отнести предписания  об ущербе, нанесенном животными, о  праве убить ночного вора. Сходство с законами Солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний и др.

Античные  авторы придают  огромное значение созданию в середине V в. до н.э. законов XII таблиц. В современной  историографии  многие законы этого  кодекса считаются  нововведением, ставшим результатом полувековой борьбы плебса. В то же время совершенно очевидно, что новые законы не возникают на пустом месте и обычно опираются как на прежние правовые акты, так и на отраженные в праве социальные явления, ставшие обычаем. Поэтому  многие исследователи справедливо  полагают, что создание законов XII таблиц –  прежде всего фиксация уже  действующего права. Так, появление  многих известных законов, содержащихся в XII таблицах, традиция относит еще  к периоду первых царей. Примечателен тот факт, что Цицерон, признанный знатоком древнейшего права, при обсуждении различных юридических казусов иногда ссылается одновременно и на древние священные законы, и на нормы XII таблиц. Священные законы значительно древнее децемвирального права, следовательно, упомянутые Цицероном нормы были зафиксированы в XII таблицах уже вторично. Законы о hostes , регламентировавшие правовые и коммерческие отношения Рима с соседними латинскими общинами, также повторяются и в тексте Латинского договора 493 года, и в законах XII таблиц.

Вещное право по Законам XII таблиц

В древнейшем римском праве отсутствовало  представление о частной собственности  как об абсолютном праве лица распоряжаться  своей вещью. Законы XII таблиц сохранили представления об общности имущества. Частная собственность была во многом обусловлена собственностью общественной, от которой вела свое происхождение. Поэтому большинство правовых предписаний посвящались запретам.

Однако уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу фактического владения ею в течение определенного времени (usucapio). Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права приобретатель не получал права цивильного собственника на вещь и квиритский собственник сохранял право требовать возвращения последней через суд.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация - воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;

2) традицио - простая передача  неманципируемой собственности  за деньги, под поручительство или залог;

3) спецификация - создание  новой вещи из чужого материала  или соединение нескольких вещей  в одной - главной;

4) уступка права - фиктивный  судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял  о своем праве собственности  на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;

5) наследование;

6) давность владения.

 

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в  обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.

 

Обязательственное право по Законам XII таблиц

 
В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными  и отличались ярко выраженным формализмом. Именно внешняя оболочка, а не содержание, определяла природу того или иного  контракта, в форме которого могли быть выражены самые различные обязательственные отношения. Другая черта древнейших договоров - их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В числе контрактов, наиболее ярко отражавших черты римского права, был  нексум, в форме которого выражались самые различные обязательственные  отношения с манципируемыми вещами. Если должник не выполнял в срок обязательство, кредитор мог "наложить на него руку" и держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме. За это время должник трижды выводился в базарные дни к претору на Форум, где объявлялась сумма его долга, а затем он продавался в рабство за границу. В Законах XII таблиц говорилось даже о том, что должник, не вернувший деньги сразу нескольким кредиторам, мог быть разрублен ими на части . Вероятно, в таких случаях использовались и особые соглашения об отработке долга. Но наиболее характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника.

Информация о работе Основной источник Древнего Римского права