Источники римского частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:54, контрольная работа

Краткое описание

бщая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным — jus civile, от civitas — горожане, граждане, или квиритским — от самоназвания римлян - квириты) в широком смысле, во-вторых - согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым “введены почти все договоры”, оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Источники римского права с точки зрения правообразования ……..4
1.1. Обычное право………………………………………………………..6
1.2. Закон …………………………………………………………………..8
1.3. Эдикты магистратов и преторское право…………………………..11
Глава 2. Источники римского права с точки зрения познания его …………..14
2.1. Сенатусконсульты…………………………………………………...14
2.2. Деятельность юристов………………………………………………15
2.3. Императорские конституции………………………………………..20
2.4. Кодификация Юстиниана…………………………………………...22
2.5. Иные памятники……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Римское право.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Источники римского права с точки зрения правообразования ……..4 
1.1. Обычное право………………………………………………………..6 
1.2. Закон …………………………………………………………………..8 
1.3. Эдикты магистратов и преторское право…………………………..11 
Глава 2. Источники римского права с точки зрения познания его …………..14 
2.1. Сенатусконсульты…………………………………………………...14 
2.2. Деятельность юристов………………………………………………15 
2.3. Императорские конституции………………………………………..20 
2.4. Кодификация Юстиниана…………………………………………...22 
2.5. Иные памятники……………………………………………………..28 
Заключение……………………………………………………………………….30 
Библиографический список……………………………………………………..33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным — jus civile, от civitas — горожане, граждане, или квиритским — от самоназвания римлян - квириты) в широком смысле, во-вторых - согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым “введены почти все договоры”, оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д.

Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему преимущественно относится  обычай. Естественное право считается  неизменным, ибо оно установлено  Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться “или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом”. Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определений Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Понятие обычая и  обычное право 

Под источником права в юридической науке  обычно понимают внешние формы выражения  правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Об этих внешних формах выражения правотворческой деятельности государства и пойдет ниже речь. 

Римский историк  Тит Ливий назвал законы XII таблиц “fons omnis publici privatique iuris” источником всего публичного и частного права. Слово “источник” в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливий хотел термином “источник” обозначить начало, от которого идет развитие римского права. 

В юридической  литературе различных народов по римскому праву, накопившейся за две тысячи лет (а равно в литературе по современному праву), выражение “источник права” употребляется в различных смыслах: 

1) как источник  содержания правовых норм; 

2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 

3) как источник  познания права. 

Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества. 

Это обстоятельство необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работников производства (раба). И в этих условиях жизни римского рабовладельческого общества - источник содержания норм римского права. 

Другое значение, в котором употребляется в  юридической литературе выражение  “источник права”, отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам  возникает, образуется та или иная норма  права. 

Во избежании  путаницы с первым значением термина “источники права” в данном случае правильнее говорить о формах образования права или о формах правообразования (или о формах выражения права). В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 

1) обычное право; 

2) закон (в  республиканский период - постановления  на-родного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, пос-тановления  сената, которыми вуалировалась  воля принцепса; в период абсолютной  монархии - императорские конституции); 

3) эдикты магистратов; 

4) деятельность  юристов (юриспруденция). 

Выражение “источники римского права” употребляется также  в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические  памятники, например кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э.- начало I в. н.э.), Тацита (I-II вв. н.э.), Авла Геллия (вторая половина II в. н.э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.); римских антикваров (“грамматиков”); Варрона (II -I вв. до н.э.), Феста (I в. н.э.); римских ораторов (в особенности Цицеро-на, I в. до н.э.); римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); фило-софа Сенеки и др. 

Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, “Гераклейская таблица”, бронзовая доска, на которой был  изложен закон о муниципальном  устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э.) и т.д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи стали опубликовывать в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим издании особенно много поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса “Источники римского права” (Bruns. Fontes iuris romani). Изучению надписей посвящена специальная отрасль исторической науки - эпигра-фика. 

Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена специальная  отрасль исторической науки - папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 г. н.э., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.Ульпиан делит все право на писаное и неписаное, к которому относится обычное право. 

 Обычай является  древнейшим источником обычного  права. Повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков" (mores maiorum). Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Ульпиан, например, пишет, что недееспособность расточителя предусматривалась XII Таблицами, но уже прежде была введена обычаями. В отношении того, что возникло в обычной практике гражданского оборота после XII Таблиц, римские юристы уже говорили не как об обычаях предков, а как об институтах ius gentium (например, литтеральные контракты на рубеже III-II вв. до н.э.).

    Более  поздние обычаи (I в. до н.э.) обозначаются  уже новым термином - consuetudo. Теперь  уже обычай выступает как источник  обновления ius civile.

   Наиболее  часто в источниках классического  права встречаются местные обычаи (mos regiоnis), что связано с применением местного права в провинциях.

 Обратимся  к высказываниям самих римских  юристов об обычаях. Ульпиан  определял обычное право как  молчаливое согласие народа, оформившееся  в долгом привычном поведении. По значению римские юристы приравнивали обычай к закону. "Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленным обычаями (moribus). Ибо, раз сами законы обязывают нас лишь по той причине, что они приняты по повелению народа... и то, что народ утвердил без письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил народ свою волю голосованием или самими делами и поступками" (Д. 1.3.32.1) *(8). А некоторые юристы (Павел) придавали обычаю даже больший авторитет, чем закону. "Это право пользуется даже большим авторитетом, раз оно настолько одобрено, что не было необходимости придавать ему письменную форму" (Д. 1.3.36).

   В постклассическую  эпоху обычай приравнивается  к закону, если только он не противоречит здравому смыслу и закону. Применение обычаев предписывалось в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами (Д. 1.3.32).

   Таким  образом, обычаями называются  выработанные в процессе повседневного  социального общения правила поведения, длительно применяемые и передающиеся из поколение в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно применялся, выражал разумную потребность в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону. ....... 

3.1 Законы VII Таблиц 
 

Основной вехой  становления римского законодательства были Законы VII Таблиц, принятые в V в. до н.э. 

 Период писаного  права начался в Риме после  того, как плебеи в упорной  борьбе с патрициями добились  записи обычаев, применяемых в  государстве. Так были созданы  Законы XII Таблиц. Для этого была  создана комиссия из трех членов, которая отправилась в Грецию изучать законы Солона. По возвращении в Риме был упразднен консулат и избраны десять человек, которые в течение 451 г. до н.э. написали 10 Таблиц и вынесли их на одобрение центуриатных комиций. На следующий год новые децемвиры вынесли на одобрение народа еще две таблицы. Так возникли Законы XII Таблиц (lex duodecem tabularum), которые представляли собой очень важную кодификацию римского цивильного права. Законы были записаны и выставлены на форуме на деревянных (по некоторым сведениям - медных, и даже слоновых досках), которые погибли и до нас не дошли, но были позднее реконструированы. Положения Законов охватили все важнейшие сферы юридической практики: О вызове в суд (Табл. I); О вершении исков (Табл. II); О долговом рабстве (Табл. III); О порядке манципации при сделках (Табл. IV); О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI); О воровстве (Табл. VII); О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII); Об уголовных наказаниях (Табл. IX); О публичных делах в городе (Табл. XI); О неиспрашивании привилегий (Табл. XII). 

 Цицерон так  преувеличенно возвышенно отзывался  о Законах XII Таблиц: "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов Двенадцати Таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов. Закон - это то, что народ повелел и постановил". 

3.4 Сенатус-консульты 
 

 Сенатус-консульты - постановления сената (SC). Гай так определил сенатус-консульты: "Постановление Сената - это то, что Сенат повелел и постановил, оно имеет силу закона, хотя об этом спорили". До начала II в. н.э. SC не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. В эпоху принципата нормотворческая власть Сената возрастает, поскольку народные собрания (комиции) пришли в упадок. 

 Широко известен SC Македония, запрещавший сделки  займа с подвластными сыновьями. Он был издан в связи с тем, что некий Македоний, будучи подвластным и заняв деньги, убил своего отца, чтобы расплатиться с долгом. 

SC Тертулиана  устанавливл наследственные права  матери на имущество сына. SC Орфициана  (178 г. н.э.) вводил законное наследование детей после матери. 

 С начала II в. постановления Сената часто  сопровождаются предварительной  речью принцепса. Постепенно постановления  Сената исчезают как самостоятельная  форма п 6.2 Кодификация Юстиниана  

Для постклассического права характерно деление права на ius и leges. Порядок, сохранившийся от предыдущих периодов и представленный обычаями, законами, плебесцитами, сенатус-консультами, ответами юристов, обозначался как ius, которое составляло главное содержание трудов классических римских юристов. Новый правопорядок, созданный императорскими конституциями, обозначался как leges. Все кодификации до Юстиниана были кодификациями императорских конституций. 

 В I в. до  н.э. систематизацию накопившихся  за многие века законов и  сочинений юристов хотел провести Гай Юлий Цезарь. Неудачную попытку кодификации как ius, так и leges предпринимал в V в. н.э. римский император Феодосий II (ему удалось лишь создать кодекс конституций). 

 Император  Восточной Римской империи Юстиниан (время правления 527-566 гг.) стремился вернуть стабильность Римскому государству, в том числе и кодификацией всего права, как ius, так и leges, устранив противоречия между ius vetus и ius novus (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, состоящим из конституций императоров). 
 

Информация о работе Источники римского частного права