Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 01:07, доклад
Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.
На протяжении римской истории имели значение следующие виды ис-точников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятель-ность римских юристов; 5) кодексы римского права.
Источники римского
права – это формы правообразования, в
которых объективируются и получают обязательную
силу нормы права.
На протяжении римской истории имели
значение следующие виды ис-точников права:
1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов;
4) деятель-ность римских юристов; 5) кодексы
римского права.
Обычное право – это древнейшая форма
образования римского права. Обычное право
– неписаное право, восходящее к обычаям
первобытного обще-ства. С развитием цивилизации
возникает писаное право в такой его форме
как закон, например, «Законы XII таблиц»
(Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления
народного собрания («Закон Петелия» и
т.д.). К числу законов следует относить
и постановления принцепцов (императоров).
Эти постановле-ния носили название «конституции»
и были четырех видов: а) эдикты – общие
распоряжения, обращенные к населению;
б) рескрипты – распоряжения по от-дельным
делам; в) мандаты – инструкции императоров
своим чиновникам; г) декреты – решения
по поступающим на рассмотрение императора
спорным де-лам.
Одним из видов источников права являлись
эдикты магистратов. Эдик-ты (программные
объявления) преторов, курульных эдилов
и других должност-ных лиц (магистратов)
содержали правила деятельности этих
должностных лиц.
Источником права была и разнообразная
деятельность римских юри-стов. Юристы
составляли формулы различных частноправовых
актов, давали советы относительно предъявления
иска и порядка ведения возбужденного
де-ла. Благодаря своему авторитету и глубокому
пониманию римского права, про-фессиональные
юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали
серьезное влияние на развитие
римского права.
Важнейшим источником права являлись
кодексы римского права, осо-бенно кодекс
византийского императора Юстиниана «Corpus
inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло
второе издание кодекса в 12 книгах, кроме
того, до нас дошли так называемые «Новеллы»
– постановления, принятые при жиз-ни
Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла
собой систематизацию правового материала,
с устранением из него устаревших положений
в духе тре-бований эпохи.