Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа
В процессе развития Афинского государства, скотоводство стало уступать место земледелию. Ремесло, достигшее высокого развития, так же начинает отделяться от земледелия, превращаясь в особую, самостоятельную отрасль хозяйства.
Труд пастуха, земледельца и ремесленника окружен почетом. В противоположность этому, занятие торговлей считается позорным. Аристократические семьи получают наибольшую и наилучшую часть военной добычи.
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. Источники права Афин. 4
ГЛАВА II. Отрасли права Афин. 7
1.Право собственности 7
2. Обязательственное право 9
3. Семейное и наследственное право 11
4. Уголовное право 14
5. Процессуальное право 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23
Если та или другая сторона чувствовала себя неспособной произнести речь, то ограничивалась кратким словом, предоставляя произнесение основной речи избранному ею представителю (им был обыкновенно ближайший родственник или друг).
Иногда представителей было несколько, и чтобы не возникло подозрения, что они наняты за деньги, представители начинали обыкновенно с того, что заявляли о своей вражде к противнику или о дружбе к лицу, представителями которого они являются. О вражде и желании мести как мотиве возбуждения иска говорил обыкновенно и обвинитель, и это утверждение, которое было бы не на пользу говорившему в современном суде, считалось естественным в суде афинском, поскольку не были изжиты 'представления о кровной мести и взаимопомощи родственников (друзей) как священных обязанностях гражданина.
По окончании судебного расследования приступали к голосованию. Вначале решался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания, причем предварительно испрашивалось мнение как обвинителя, так и обвиняемого.
Оправдание, помимо той чести, которую оно приносило, позволяло
оправданному возбудить иск против ложного доносчика, которому это грозило денежным штрафом, лишением гражданских прав, а иногда и смертной казнью.
Афинские судьи имели значительную свободу в определении того, что
является преступным и непреступным, т. е. при вынесении вердикта о
виновности, при оценке представленных доказательств и, поскольку по целому ряду дел не било установлено точно определенных наказаний, — в выборе последних.
Весьма часто постановляемое судьями решение основывалось не столько на праве, сколько на политических соображениях, на репутации тех или иных лиц. Стороны по обыкновению приводили в суд своих родных, чтобы разжалобить судей их мольбами и слезами.
Особой торжественностью и суровостью отличался судебный процесс в ареопаге. По некоторым предположениям, он происходил ночью, чтобы судьи не видели лиц и были тем более нелицеприятны (походя на богиню правосудия — Фемиду, которую рисовали с завязанными глазами).
Присяга свидетелей и сторон была в ходу и в других судилищах, но здесь она отличалась особой торжественностью; стоя на освященных внутренностях животных, стороны клялись, что будут говорить правду, навлекая в противном случае гнев богов на себя и своих родных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался камнем непрощения, камень обвиняемого — камнем обиды. Приговор постановлялся на третий день, За это время обвиняемый мог — по закону — избавить себя от наказания добровольным удалением из Афин.
Экономическое и политическое усиление Афин встречало все более
упорное сопротивление тех греческих государств, которые, ориентируясь на Спарту как на свою основную военную силу, составили во главе с ней Пелопоннесский союз государств. Неизбежное столкновение между этим союзом государств и Афинской державой – двумя крупными политическими и военными союзами древности приняло в конце концов характер всеобщей войны, продолжавшейся около 27 лет.
Афинская демократия сумела изгнать олигархов и восстановить
демократический строй в том виде, в каком он существовал до войны. Афинская демократия переживала глубокий кризис. Война, прекращение поборов, разрыв привычных торговых связей имели своим следствием дельнейшее обострение социальных отношений внутри афинского свободного населения.
Чуть ли не половина его не имеет средств к существованию, когда как,
наоборот, некоторая небольшая часть населения, нажившись на войне и военных поставках, приобретает огромные богатства. Дальнейшей концентрации богатств в реках промышленников и торговцев соответствует концепция земли в сравнительно немногочисленных крупных имениях и обезземеливание основной массы крестьян.
Ухудшение экономического положения Афин сократило возможность денежных раздач, что не могла не углублять недовольства широких масс свободного населения, лишенного средств существования, на по-прежнему презиравшего физический труд. «Не демократия привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным».[7]
Глубокий экономический и политический кризис коснулся не только Афин, он был характерен и для многих других государств Греции. Одним из его проявлений были многочисленные междоусобные войны, носившие грабительский и несправедливый характер. Ослабленные острой борьбой изнутри и во вне, Афины, как и другие греческие государства, не смогли помешать завоеванием – усилившейся македонской державы. В 338 году Македония захватывает Грецию, лишив Афины в числе других государств политической самостоятельности.
1. Аристотель, «Афинская политика», М.; 1936;
2. Черниловский З. М. «История рабовладельческого государства и права»,
3. Приложение (документы по истории рабовладельческого государства и права), 2-е издание, М.; 1960;
4. Черниловский З. М. «Всемирная история государства и права» (история государства и права зарубежных стран), 2-е издание, М.; «Высшая школа», 1983;
5. Энгельс Ф., «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Мн.; 1949.
6. Виппер Р.Ю и Васильев А.А., История древнего мира, М., 1994.
7. Колобова К.М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958.
8. Виппер Р.Ю., Лекции по истории Греции, Ростов-на-Дону, 1995.
9. История Древней Греции, под ред. Авдиева Н.В., М., 1972.
1
[1] Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Мн.; 1949.
[2] Аристотель, «Афинская политика», М.; 1936
[3] З.М. Черниловский «История рабовладельческого государства и права», Приложение (документы по истории рабовладельческого государства и права), 2-е издание, М.; 1960;
[4] Аристотель, «Афинская политика», М.; 1936
[5] Аристотель, «Афинская политика», М.; 1936
[6] Аристотель, «Афинская политика», М.; 1936
[7] Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,
Мн.; 1949.