Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:08, реферат
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.
Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
1.Введение………………………………………………………………………………………………………………3
2.Быт и нравы древней Руси………………………………………………………………………………4-10
3.Жилище
3.1 полуземлянка………………………………………………………………………………………………10-12
3.2 срубный дом……………………………………………………………………………………………..…12-13
3.3 интерьер избы…………………………………………………………………………………………..…13-15
3.4 городское жилище……………………………………………………………………………………...15-16
3.5 обряды ,связанные с жилищем………………………………………………………………..…17-18
4.Одежда……………………………………………………………………………………………………………18-20
5.Пища………………………………………………………………………………………………………………..20-21
6.Обряды………………………………………………………………………………………………………………...21
7.Сказки…………………………………………………………………………………………………………………...21
8.Пословицы………………………………………………………………………………………………………….…22
9.Поверья…………………………………………………………………………………………………………………23
10.Былины…………………………………………………………………………………………………..………23-24
11.Предания………………………………………………………………………………………………………..24-25
12.Песни………………………………………………………………………………………………………………25-26
13.заключение………………………………………………………………………………………………….………27
14.Список используемой литературы………………………………………………………….………….28
[27] Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
[28] Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
« В фольклоре
XVI в. широко бытовали многие жанры, в том
числе и такие, которые возникли в глубокой
древности и содержат в себе следы древних
представлений, как вера в силу слова и
действия в заговорах, вера в существование
в леших, водяных, домовых, колдунов, в
поверьях, легендах, представляющих собой
рассказы о чудесах, о встрече с нечистой
силой, о найденных кладах, обманутых чертях.
Для этих жанров в XVI в. свойственна уже
значительная христианизация. Вера в силу
слова и действия теперь подтверждается
просьбой о помощи к богу, Иисусу Христу,
богоматери и святым. Сила христианских,
религиозных представлений была велика,
они стали господствовать над языческими.
Персонажами легенд кроме лешего, русалок
и черта также святые (Никола, Илья).»[29]
Важные изменения произошли и в былинах.
Прошлое-предмет изображения былин - получает
в них новое освещение. « Так, в период
борьбы с Казанским и Астраханским царствами
былины о битвах с татарами получает новое
звучание в связи с подъемом патриотических
настроений. Иногда былины осовременивались.
Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо
князя Владимира появляется Иван Грозный.
Борьба с татарами живила былинный эпос.
Он впитывает в себя новые исторические
события, включает новых героев.
Кроме
такого рода изменений исследователи
эпоса к этому времени относят и возникновение
новых былин. В этом столетии были сложены
былины о Дюке и Сухмане, о наезде литовцев,
о Вавиле и скоморохах. Отличие всех этих
былин - широкое развитие социальной темы
и антибоярской сатиры. Дюк представлен в былине трусливым
"молодым боярином", который не решается
сразиться со змеем, боится Ильи Муромца,
но поражает всех своим богатством. Дюк
- образ сатирический. Былина о нем - сатира
на московское боярство.
Былина
о Сухмане, старая по происхождению, характерна
усилением в ней отрицательной трактовки
образов бояр, князей и Владимира, который
вступает в конфликт с богатырем, не примиряющимся
с князем.
[29] Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
Былина о наезде литовцев содержит
в себе яркие следы времени. Двое братьев
Ливиков из земли Литовской замышляют
набег на Москву. В былине две сюжетные
линии: похищения князя Романа и борьба
его против литовцев. Былина о Вавиле и
скоморохах и их борьбе с царем Собакой,
царство которого они разоряют и сжигают,
произведение особого рода. Оно иносказательно
и утопично, так как выражает вековую мечту
народных масс о "справедливом царстве".
Былина отличается сатирой и веселой шуткой,
которые вошли в нее вместе с образами
скоморохов.»[30]
« Новые
особенности приобретают в XVI в. и предания
- устные прозаические рассказы о значительных
событиях и исторических лицах прошлого.
Из преданий XVI в. выделяются, прежде всего,
2 группы преданий об Иване Грозном и о
Ермаке.
1) Они
полны большого общественного звучания,
включают в себя рассказы, связанные с
походом на Казань, с подчинением Новгорода:
они носят патриотический характер, восхваляют
Грозного, но отличаются явно демократическим
характером.
2) Сложена
новгородцами и содержит в себе осуждение
Грозного за жестокость. Приписывается
ему и борьба с Марфой Посадницей, которую
он якобы, сослал или убил. С именем Ивана
Грозного связано не мало преданий о местностях,
в которых он бывал, или о церквях, которые
он строил, Новгородские предания изображают
казни горожан, что, однако, осуждается
не только народом, но и святыми. В одном
из преданий святой, взяв в руки отрубленную
голову казненного, преследует царя, и
тот в страхе убегает. Предание о Ермаке носят местный
характер: есть о нем предания донские,
уральские, сибирские. Каждое из них дает
его образу свою особую трактовку.
1)
В донских преданиях Ермак изображается
как основатель казацкого войска, защищающий
казаков: он освободил Дон от иноземцев:
сам он явился на Дон, бежав после убийства
боярина. Так в донских преданиях Ермак,
часто в расхождение с историей, представляется
казацким вождем. Богата группа преданий, в которых
Ермак выступает как покоритель Сибири.
Его поход в Сибирь мотивируется различно:
то он послан туда царем, то сам направился
в Сибирь, чтобы заслужить прощение царя
за совершенные им преступления.
[30] Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
Гибель его тоже описывается
по-разному: на его войско напали татары
и погубили спящих; Ермак утонул в Иртыше
в тяжелом панцире; его предал есаул Кольцо.»[31]
Волнение посадских людей в Москве (1547),
стремление казаков к самоуправлению,
царские указа о временном запрете перехода
крестьян от одного помещика к другому
(1581г.), о кабальных холопах (1597г.)- все это
способствовало росту недовольства народных
масс, одной из форм протеста которых стало
разбойничество. Оно нашло отражение в
фольклоре в так называемых разбойничьих
или удалых песнях. « Крестьяне бежали не только
из помещичьих усадьб, но и из царских
войск. Жизнь на "воле" послужила
условием, способствовавшим более яркому
выражению вековых мечтаний народных
масс о социальном освобождении. Художественной
формой, в какой эти мечтания нашли поэтическое
воплощение, и были разбойничьи песни.
Они еще только возникали в конце XVI в.
Герой этих песен смелый, удалой добрый
молодец, поэтому и сами песни получили
в народе название "удалых песен".
Они отличаются острым драматизмом, воспеванием
"воли" и образа разбойника, который
вешает бояр и воевод. Классическим примером
служит песня "Не шуми, ты мати, зеленая
дубравушка". Ее герой отвергает требование
царских слуг выдать товарищей.
В
XVI в. формируется и жанр балладных песен
- малая этическая сюжетная стихотворная
форма. Этот тип произведений, к которому
применяется западное - европейский термин
"баллада", весьма своеобразен. Он
отличается тонкой характеристикой личных,
семейных отношений людей. Но в него нередко
входят и исторические мотивы и герои,
однако они не трактуются в историческом
плане. Баллады имеют явно антифеодальную
направленность (например, осуждение самоуправства
князя, боярина в балладе "Дмитрий и Домна",
где князь жестоко расправляется с девушкой,
отвергнувшей его руку), в них нередко разрабатывается
суровая родительская власть, семейный
деспотизм. Хотя преступник в балладах
обычно не наказывается, но моральная победа
всегда на стороне простых людей. Герои
баллад нередко короли и королевы, князья
и княгини, их судьба связана с судьбой
простых людей-крестьян, слуг, образы которых
трактуются как положительные. Характерная черта
в балладах антиклерикальная направленность
(например, "Чурилья - игуменья", "Князь
и старицы", в которых представители
духовенства играют отрицательную роль).
[31] Алпатов М.В. Сокровища русского
искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
К числу баллад, возникших в XVI в., относят
баллады "Дмитрий и Домна", "Князь
Михайло", "Князь Роман жену терял".
В первой девушка, протестуя против насильственного
брака, лишает себя жизни. В других вариантах
жених-князь Дмитрий забивает ее до смерти.
В балладе "Князь Михайло" свекровь
губит невестку. Глубоко драматична баллада
о князе Романе и его жене. Погубив ее,
он скрывает это от дочери. Произведения
жанра баллады эмоционально напряжены,
а сюжеты носят трагический характер:
положительный герой гибнет, зло в отличие
от былины и сказки обычно не наказывается.
Идейно-моральное содержание в них раскрывается
через положительного героя, который хотя
и гибнет, но одерживает моральную победу. Несмотря
на популярность в XVI в. былин, сказок, пословиц,
баллад, наиболее характерным для фольклора
этого времени были исторические песни.
Зародившись ранее, они стали в это столетие важнейшим
жанром, так как их сюжеты отражали события
времени, привлекавшие общее внимание,
да и расцвет этого жанра в XVI в. Был обусловлен
рядом факторов: подъемом национального
создания народных масс и углублением
их исторического мышления; завершением
объединения русских земель; обострением
социальных конфликтов крестьянства с
поместным дворянством в результате прикрепления
первого к земле. Исторические песни делятся
на 2 основных цикла, связанных с именами
Ивана Грозного и Ермака.
Песни об Иване Грозном включают сюжеты
о взятии Казани, борьбе с крымскими татарами,
обороне Пскова, о личной жизни царя: гневе
Грозного на сына, смерти самого царя. Песни
о Ермаке - сюжеты о Ермаке и казаках, походе
голытьбы под Казань, разбойном походе
на Волгу и убийстве казаками царского
посла, взятии Ермаком Казани, встречах
с Грозным и пребывание в турецком плену. В песнях нашли
также отклик и набеги крымского хана Давлет
- Гирея на Москву в 1571-72гг. и оборона Пскова
от войск Батория в 1581-82гг. песня "Набег
татар" и песня "Осада Пскова".»[32]
Большие исторические события и важные
социальные процессы XVI в. определяли глубокую
связь песен с живой действительностью,
уменьшили элементы условности в повествовании
и способствовали широкому отражению
характерных для времени явлений и бытовых
деталей.
[32]Алпатов М.В. Сокровища русского искусства. XI-XVI вв. Л.,1971
Древнерусская
культура развивалась не обособленно,
а в постоянном взаимодействии с культурами
окружающих народов и подчинялась общим
закономерностям развития средневековой
культуры Евразийской цивилизации.
Существенное
влияние на культурную жизнь всех народов
оказывала религия, определявшая нравственность
общества, всю картину мира той эпохи,
в том числе представления людей о власти,
времени т.д.
Данный
период характеризовался процессом накопления
знаний, при отсутствии их научного анализа.
Культура
Киевской Руси опиралась на многовековую
историю развития культуры восточных
славян. Именно в эпоху славянской древности
были заложены начала русской духовности,
языка, культуры в целом.
Существенное
влияние на развитие древнерусской культуры
оказало иноземное воздействие (скандинавское,
византийское, позже татаро-монгольское),
что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
Культура
Киевской Руси формировалась не в результате
механического соединения элементов различных
культур, а в результате их синтеза. Основу
этого синтеза составила языческая культура
восточнославянских племен.
Второй
важнейшей составляющая явилась христианская
культура Византии. Принятие православия
в 988 г. из Византии, предопределило ее
влияние на все направления русской культуры
и в то же время открыло более широкие
перспективы для развития контактов с
Европой, дав, таким образом, мощный импульс
для развития культуры в целом.
Синтез
языческой культуры восточных славян
и христианской традиции Византии обусловил
самобытность русской национальной культуры,
способствовал ее развитию.
Несмотря
на то, что Русь позже других европейских
стран вступила на путь исторического
развития, к XII веку она стала одним из
наиболее развитых в культурном отношении
государств того времени.
XII-XIII
вв. характеризуются расцветом местных
стилей летописания, зодчества, изобразительного
и прикладного искусства, на базе которых
начался процесс формирования единой
национальной культуры.
1. http://www.itishistory.ru
2. http://min-cult.ru
3.Алпатов
М.В. Сокровища русского искусства.
XI-XVI вв. Л.,1971
4.Зезина
М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990
5.Любимов
Л. Искусство Древней Руси. М., 1974
6.Рыбаков
Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987
7.Рыбаков
Б.А. Из истории культуры Древней
Руси. М., 1984
8.Русская
культура: история и современность: Учеб.
пособие. — М.: Юрайт-М, 2001