Обряды, быт и традиции Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 17:08, реферат

Краткое описание

Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.
Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………………………………………3
2.Быт и нравы древней Руси………………………………………………………………………………4-10
3.Жилище
3.1 полуземлянка………………………………………………………………………………………………10-12
3.2 срубный дом……………………………………………………………………………………………..…12-13
3.3 интерьер избы…………………………………………………………………………………………..…13-15
3.4 городское жилище……………………………………………………………………………………...15-16
3.5 обряды ,связанные с жилищем………………………………………………………………..…17-18
4.Одежда……………………………………………………………………………………………………………18-20
5.Пища………………………………………………………………………………………………………………..20-21
6.Обряды………………………………………………………………………………………………………………...21
7.Сказки…………………………………………………………………………………………………………………...21
8.Пословицы………………………………………………………………………………………………………….…22
9.Поверья…………………………………………………………………………………………………………………23
10.Былины…………………………………………………………………………………………………..………23-24
11.Предания………………………………………………………………………………………………………..24-25
12.Песни………………………………………………………………………………………………………………25-26
13.заключение………………………………………………………………………………………………….………27
14.Список используемой литературы………………………………………………………….………….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 380.69 Кб (Скачать)

«В некотором отдалении от дома находились специальные опочивальни - одрины. Это слово имеет славянское происхождение и свидетельствует о том, что в этих помещениях находились постели для сна, причём и послеобеденного тоже.

К дому обычно примыкало крыльцо, покоившееся на прочных деревянных столбах.

Дома, особенно их верхнюю часть, как правило, богато украшали: резными полотенцами, ширинками, петушками, коньками, шатриками и т.д..

Княжеский дворец, разумеется, был намного просторнее и более искусно построен. Его двумя характерными чертами были гридница итерем. В Киевском дворце эти два здания были каменными уже в десятом веке. Гридница – в своём роде приёмная князя. Многие исследователи считают, что это зала для парадных приёмов и различных торжественных актов. В ней угощались бояре, гридни (гридни составляли отборную княжескую дружину, которая потом преобразовалась в мечников. Гридни или гридень происходит от шведского слова: меч (gred), придворная стража. Вероятно, слово варяжское), сотники и все нарочитые люди (именитые граждане).

Другое место, служившее, вероятно, для той же цели – сени. Сени – обширная терраса 2-го этажа дворца (по мнению некоторых исследователей даже отдельная постройка, сообщавшаяся с другими дворцовыми постройками переходами).»[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 
[21] А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997. С.328

[22] М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978. С. 93

 

                                           Обряды, связанные с жилищем

 

«Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное... "В идеале" строительной жертвой должен быть человек. Но к человеческой жертве прибегали лишь в редких, поистине исключительных случаях - например, при закладке крепости для защиты от врагов, когда речь шла о жизни или гибели всего племени. При обычном строительстве довольствовались животными, чаще всего конем или быком. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Закопанные же черепа находят и под избами X века, и под выстроенными через пять столетий после крещения - в XIV-XV  веках. За полтысячелетия их разве что стали класть в менее глубокую ямку. Как правило, эта ямка располагалась под святым (красным) углом - как раз под иконами! - либо под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.

Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине древние русичи старались оставить незавершенным хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, чтобы обмануть судьбу.

Слова хоромы (дом, жилище) и храм (освященное место богослужения) — филологически тождественны. Первые жертвоприношения, первая мольба и первые религиозные очищения совершались в избе, пред очагом, что довольно ясно подтверждается остатками дошедших до нас обрядов. Огонь в домашней печи можно поддерживать только приношением разных сгораемых материалов, пожираемых пламенем: отсюда простым и естественным образом явилась жертва очагу. Наиболее торжественным жертвоприношением чтили очаг при повороте солнца на лето, в разведенный огонь бросали хлебные зерна и лили масло, испрашивая обилия в доме и плодородия в жатвах и стадах. Затем вся семья садилась за стол, и вечер, по непременному обрядовому закону, оканчивался пиром. После ужина разбивали о землю опорожненные горшки, чтоб (по народному объяснению) прогнать из дому всякий недостаток. Горшок, в котором переносят на новоселье горячие уголья очага, также разбивается: как освященная участием в религиозном обряде, посуда эта должна быть изъята из обиходного употребления. По всему вероятию, из этих обрядов родилась примета, по которой разбить на пиру что-нибудь из посуды предвещает счастье. Что первоначальные жертвоприношения принадлежали очагу — это    убедительно доказывается тем фактом, что атрибуты кухни и очага — кочерга, помело, голик, ухват, лопата, сковорода и т.д. получили значение орудий жертвенных и удержали это значение даже до поздней эпохи языческого развития. Огонь очага прогоняет нечистую силу холода и мрака, а потому пред этим родовым пенатом(3) производилось религиозное очищение, освобождающее от враждебных влияний темной силы[23].

 
                                                                     Одежда. 
 
Подлинную картину того, как одевались наши предки в XVI веке, мы можем восстановить в общих чертах, лишь синтезируя сведения различных источников  - письменных, графических, археологических, музейных, этнографических. Совсем невозможно   проследить по этим источникам локальные различия в одежде, а они, несомненно, были.  
 
«Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи  шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. В XVI веке рубахи носились обязательно с определенными  украшениями, которые у богатых и знатных делались из жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных нитей, а у  простонародия, вероятно, красными нитками. Главнейший элемент такого набора украшений - ожерелье, закрывавшее разрез ворота. Ожерелье могло быть пришито к  рубахе, могло  быть и накладным, но ношение его нужно считать обязательным вне дома. Украшениями покрывали концы рукавов и низ подола рубах. Рубахи различались по длине. Следовательно, короткие рубахи, подол которых доходил примерно до колен, носили крестьяне и городская беднота. Богатые и знатные носили длинные рубахи, сорочки, доходившие  до пят. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина для обозначения этой одежды еще не  было. Обувь  XVI века была  весьма  разнообразной  и  по материалам, и  по покрою.

 Археологические раскопки дают явное преобладание  кожаной обуви плетеной с лыка или бересты. Это значит, что лапти не были известны населению Руси с древности и были скорей дополнительной, предназначенной для  особых случаев обувью.  
 

 

 


[23 ]И.Е.Забелин.Черты самобытности в древнерусском зодчестве.М.,190

(3) Пенаты - ранее так назывались древнеримские боги, покровители домашнего очага. Однако в современном языке пенатами также называются родные места, родной дом, родной кров

 

 

Для XVI века можно наметить  определенную  социальную  градацию: сапоги - обувь знатных, богатых; калиги, поршни - обувь крестьян и массы горожан. Впрочем, эта градация могла  быть и не четкой, так как мягкие сапоги носили и ремесленники, и крестьяне. Но феодалы всегда в сапогах. 
 
 Мужские головные уборы были достаточно разнообразны, особенно у знати. Наиболее распространенной среди населения, крестьян и горожан, была войлочная шляпа конусообразной формы с округленной вершиной. Господствующие феодальные слои населения, больше  связанные с  торговлей, стремившиеся подчеркнуть  свою  сословную обособленность, многое заимствовали из других культур. Широко распространился  среди  бояр  и знати  обычай ношения тафьи, маленькой шапочки. Такую шапочку не снимали и дома. А,  выходя из дому, на нее надевали высокую "горлатную" меховую шапку - знак боярского достоинства.  
 
Знать носила и другие шапки. Если отличие в основном мужском одеянии между сословными группами сводились главным образом к качеству материалов и украшений, то разница в верхней одежде была очень резкой, и, прежде всего по количеству одежд. Чем богаче и знатнее  человек, тем больше на  нем  было платья. Сами названия этих одежд не всегда понятны нам,  так как отражают часто такие их признаки, как материал, способ застегивания, что  совпадает  и  с  номенклатурой позднейшей крестьянской одежды, так же весьма неопределенной по функциональному признаку. С господствующими слоями одинаковы по названию были у простонародья только шубы, однорядки и  кафтаны. Но по  материалу и украшениям не могло быть никакого сравнения. Среди мужской одежды упомянуты и сарафаны, покрой которых точно трудно себе представить, но это было просторное длинное платье, так же украшенное вышивкой, обнизями(4). Конечно, так роскошно одевались лишь во время парадных выходов, приемов и в других торжественных случаях.  
Как в мужском костюме, рубаха была основной, а часто единственной одеждой женщин в XVI веке. Но сами рубахи были длинные, до пят покрой женской  рубахи  нам  не  известен. Материал, из  которого  шились женские рубахи - полотно. Но могли быть и шерстяные рубахи. Женские рубахи обязательно украшались.

 

 


(4)Обнизь - шитье  бисером 

 

Конечно, у крестьянок дорогих ожерелий не было, но их могли заменять вышитые, украшенные простыми бусами, мелким  жемчугом, латунными нашивками. Крестьянки   и   рядовые горожанки, наверное, носили поневы, плахты или подобную одежду под другими названиями. Но кроме поясной  одежды, а  так  же  рубахи, уже  с XVI века выдавали какие-то горничные одежды.»[24]  

Ничего мы не знаем об обуви простых женщин, но, вероятней всего, она была идентична мужской. Весьма общие у нас представления  о женских головных уборах XVI века. На  миниатюрах  головы  женщин покрыты  платами (убрусами) - кусками белой ткани, закрывающими голову и спадающими на плечи поверх одежды. «Одежда знатных женщин сильно отличалась от одежды простонародья, прежде всего обилием  платья  и его богатством. Что касается сарафанов,  то они ещё в XVII веке оставались по преимуществу мужской одеждой, а не женской. Рассказывая об одежде, мы вынуждены отмечать и  украшения. Часть украшений стала  элементом  тех или иных одежд. Одним из обязательных элементов одежды и одновременно украшением служили пояса. Выйти на улицу без пояса было нельзя. XV-XVI вв. и позднейшее время можно считать периодом, когда роль металлических  наборов украшений постепенно  сходит  на  нет, хотя  и  не  во всех видах. Если археологические данные дают нам десятки разных типов шейных, височных, налобных, ручных  украшений, то к XVI веку их остается сравнительно немного: перстни, браслеты (запястье), серьги, бусы.» [25]Но это не значит, что прежние украшения исчезли бесследно. Они продолжали бытовать в сильно  измененной форме. Эти украшения становятся частью одежды. 
                                                                      Пища. 
Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение  и приготовление других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих продуктов питания для продажи. «Хлеб пекли из  мешанной ржаной  и овсяной  муки, а также, должно быть, и  только из овсяной. Из пшеничной муки выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и "перепечь" - ржаные жареные  лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли  блины, приготовляли  сухари. Очень  разнообразен ассортимент из сдобного  теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п. Перечисленные изделия  далеко не исчерпывают  разнообразия хлебных продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.


[24] Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001

[25] Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001

Очень распространенным  видом  хлебной пищи  были  каши (овсяные, гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки. Разнообразие огородных  и садовых культур, возделываемых в XVI веке, обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу: капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак, стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята, тмин), яблоки, вишни, сливы.  
 
Значительную роль в  питании  играли грибы - вареные, сушеные, печеные. Одним из основных видов питания, следующим по  значению, за хлебной и растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление. Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI веке являются столовые обиходники  монастырей. Ещё большее разнообразие блюд представлено в Домострое, где имеется специальный  раздел "Книги во весь год, что в столы еству подают..." .»[26] 
 
 Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий  отличался уже  очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности огородничества и садоводства, привели  к значительному обогащению  и расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и молочной пищей очень  важную роль продолжала играть пища рыбная. 
 
                                                       Обряды. 
 
   Фольклор XVI в., как и все искусство этого времени, жил традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные средства. Памятки письменности, дошедшие до нас от XVI в., свидетельствуют, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными формами словесного искусства.    
 
Памятники письменности XVI в. упоминают скоморохов как людей, забавляющих народ, потешников. Они принимали участие в свадьбах, выполняли роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных веселья, рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления.

 


            [26]Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2001

                                                      Сказки. 
 
   В XVI в. были популярны сказки. От XVI в. сохранилось мало материалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени. Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки.   Немец Эрих Ляссота, будучи в Киеве в 1594г., записал сказку о чудесном зеркале. В ней рассказывается о том, что в одну из плит Софийского собора было вделано зеркало, в котором можно было видеть то, что происходит далеко от этого места.   Существовали сказки о животных и бытовые. 
 
 «Жанры традиционного фольклора в это время широко бытовали. XVI в. - время больших исторических событий, которое наложило свой от печаток на народное творчество. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в качестве героев в них вошли в них вошли новые социальные типы и исторические лица.   Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но суровый по от ношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо заплатил крестьянину, но когда дворянин царю хорошего коня, царь разгадал злой умысел и отдарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от крестьянина.  Другим жанром, широко бытовавшем в устной и письменной речи в XVI в., была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на исторические события и социальные процессы.   Время Ивана Грозного и его борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение, ирония их была направлена против бояр: "Времена шатки - береги шапки", "Царские милости в боярское решето сеются", "Царь гладит, а бояре скребут".»[27] 
 
                                                                    Пословицы. 
 
   Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению женщины в семье, власти родителей над детьми. «Многие из такого рода пословиц создавались в среде отсталых и темных людей и на них сказалось влияние морали церковников. "Баба да бес - один у них вес". Но создавались и пословицы, в которых воплощается жизненный народный опыт: "На жене дом держится".»[28] 

Информация о работе Обряды, быт и традиции Древней Руси